"Организация логопсихологической помощи часто болеющим детям"
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Кретинина Юлия Юрьевна

Часто болеющим дошкольникам свойственны трудности в общении со сверстниками, психологическая и речевая инфантильность. Как совместно с учителем-логопедом помочь детям решить проблемы социализации и скорректировать недостатки речи, расскажем в материале.

Дошкольники с отклонениями в здоровье, которые отстают от уровня зрелости, имеют дефекты речи, нуждаются в комплексном сопровождении специалистами ДОО, где психологические и логопедические занятия выделены как совместная форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnal4._1.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация логопсихологической помощи часто  болеющим детям

Часто болеющим дошкольникам свойственны трудности в общении со сверстниками, психологическая и речевая инфантильность. Как совместно с учителем-логопедом помочь детям решить проблемы социализации и скорректировать недостатки речи, расскажем в материале.

Дошкольники с отклонениями в здоровье, которые отстают от уровня зрелости, имеют дефекты речи, нуждаются в комплексном сопровождении специалистами ДОО, где психологические и логопедические занятия выделены как совместная форма работы.

В коррекции психологических особенностей и речевых нарушений часто болеющих детей педагог-психолог и учитель-логопед работают самостоятельно, решая каждый свои поставленные задачи, а также совместно. Совместная работа осуществляется по нескольким направлениям.

Проблема социализации

Почему. Чрезмерная гиперопека со стороны родителей, испытывающих повышенную тревогу за здоровье ребенка, создает ему «оранжерейные» условия, которые провоцируют формирование особых личностных качеств.

Часто болеющие дети имеют эмоциональную и мотивационную незрелость, сниженную способность к произвольной и продуктивной деятельности, эгоцентричность, слабое формирование волевых качеств, частую смену настроения, трудности в социальной адаптации после длительной болезни.

Психологические особенности часто болеющих детей:

• тревожность, боязливость;

• быстрая утомляемость;

• неуверенность в себе, склонность к пессимизму;

• нарушение динамики познавательной деятельности;

• ухудшение памяти и внимания;

• нарушения коммуникативной функции;

• слабость нервных процессов вследствие изменений биологической работы организма; возможно проявление синдрома гиперактивности (СДВГ) или, напротив, — заторможенности. 

Что делать. На начальных этапах коррекции в работе с семьей установите доверительные отношения с родителями, в беседе выясните их отношение к частым болезням ребенка, выявите уровень их тревожности, характер взаимоотношения с ребенком, воспитательные методы, которые они используют. Уточните, есть ли особенности в развитии и поведении ребенка, чем бы они хотели поделиться, о чем посоветоваться.

По итогам бесед составьте план мероприятий, где пропишите социально-психологический запрос, результаты психологической диагностики часто и длительно болеющих детей. Аналогичную работу проводит и учитель-логопед детского сада. В оба плана работы с семьей следует включить индивидуальные формы работы и коллективные.

В план работы с семьей включите круглые столы, семинары-практикумы, на которых родители делятся своим опытом в воспитании часто болеющего ребенка, слушают профессиональное мнение специалистов детского сада и приглашенных на открытые мероприятия педиатров, иммунологов, клинических психологов.

Результаты опросов родителей показывают, что наибольшую психотерапевтическую пользу им приносят психологические и логопедические игры. Они помогают им осознать ошибки в вопросах воспитания часто болеющего ребенка, снимают чрезмерную тревогу за его здоровье, учат педагогическим, психологическим и коррекционным приемам.

Недостатки речи

Почему. Малая речевая динамика ребенка в период длительной болезни, ограничения общения со сверстниками и отрыв от друзей приводят к речевым нарушениям различной степени тяжести.

Проблемы в речи у часто болеющих детей

Частые инфекционные заболевания отрицательно влияют на развитие речи.

У детей 3–4 лет:

• недостаточная подвижность органов артикуляции;

• нарушения звукопроизношения;

• бедный лексический запас;

• нарушения грамматического строя речи.

У детей 6–7 лет:

• нарушения фонематического восприятия;

• нарушения звукопроизношения;

• нарушения лексико-грамматического строя речи;

• нарушения речевого мышления.

Что делать. Совместно с учителем-логопедом используйте психогимнастику, занятия в сенсорной комнате, занятия по методу ТРИЗ.

Психогимнастика. Психогимнастику рассматривайте как терапевтическую процедуру. Ее главная задача создать у ребенка радостное ощущение, снять общее и мышечное напряжение, наладить тонкости взаимодействия со сверстниками.

Занятия в сенсорной комнате. Создайте удивительные ощущения и благоприятные условия, чтобы снять невротические переживания. Обеспечьте эмоциональный комфорт с помощью загадочной и располагающей обстановки. Постройте доверительные отношения с ребенком. Нормализуйте эмоционально-игровое общение со сверстниками. Активизируйте скрытые возможности каждого участника — для этого подайте речевой, игровой и познавательный материал необычным способом.

Метод ТРИЗ. ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Данный метод развивает у детей умения легко решать нестандартные задачи в различных областях деятельности.

По методу ТРИЗ с детьми средних групп совместно с учителем-логопедом проведите занятия в форме свободного общения, в виде диалогов, в которых играйте направляющую и организационную роль.

С воспитанниками старших и подготовительных групп проведите такие же занятия, но используйте практическую деятельность: рисование, лепку, песочную терапию. Пример интегрированного занятия приведен в приложении. Развивайте тем самым их фантазию, учите придумывать несуществующие объекты и предметы, составлять творческие рассказы. Данные виды деятельности снижают психоэмоциональное напряжение, увеличивают творческий потенциал, развивают коммуникативные способности и возможности, учат непринужденно преодолевать речевой негативизм.

Совместная логопедическая и психологическая помощь часто болеющим детям направлена на то, чтобы улучшить эмоциональную сферу, коммуникативные и когнитивные процессы, укрепить общее и психосоматическое здоровье дошкольника.

Приложение

 Психолого-логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Цели: развивать произвольную память и внимание, воображение, эмпатию, коммуникативные навыки; учить анализировать, обобщать, прогнозировать, использовать прием «наоборот», системному анализу сказки.

Помещение: сенсорная комната.

Оборудование: кукла би-ба-бо Каркуша, ежик, подвесная птичка, сказка «Колобок», пиктограммы эмоций.

Ход занятия

1. Приветствие

Учитель-логопед, педагог-психолог и кукла Каркуша приветствуют детей в сенсорной комнате.

Учитель-логопед с Каркушой: Добрый день, ребята! Проходите в нашу волшебную комнату. Прислушайтесь, что вы слышите? (Звучит аудиозапись «Звуки леса».)

Дети: Поют птицы. (Дети называют птиц, которых узнают по голосам.)

2. Психогимнастика

Упражнение «Волшебная тропа»

Педагог-психолог: Давайте пройдем вместе по волшебным тропам, чтобы выйти на чудесную полянку. (Дети идут по сенсорным дорожкам — «кочкам».) Говорите, какого они цвета.
(
В конце дорожки — игрушка еж.)

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, ежик недоволен тем, что мы его беспокоим. Давайте обойдем его тихо-тихо, на цыпочках и подойдем к узкой тропинке. Чтобы не беспокоить ежика, мы пройдем по ней между кустиками. За мной, все по очереди, втяните животики, вытянитесь в струнку, чтобы пройти и не задеть веточки.
(
Изображает, как будто протискивается сквозь очень узкое пространство.)

Педагог-психолог: Молодцы, теперь давайте встряхнем ручками, ножками и оглядимся по сторонам и прислушаемся. Слышите, как дятел стучит по дереву, давайте изобразим его. А вот вспорхнула и полетела птичка. Как перелетают птички с ветки на ветку? (Дети изображают полет птиц, приближаясь к объемным пуфам, где их встречает учитель-логопед с Каркушой).

3. Дыхательная и артикуляционная разминка

Учитель-логопед: Ребята, вот так незаметно вы прилетели на полянку. Располагайтесь удобно на пуфах.

Учитель-логопед с Каркушой показывает детям подвесную птичку и объясняет, как правильно сделать легкий вдох носиком и медленный выдох ртом через вытянутые трубочкой губки. Дети по очереди дуют на птичку и передают друг другу.

Учитель-логопед: А сейчас откройте ротик и покажите Каркуше свой язычок. Положите язычок на нижнюю губку. (Дети выполняют упражнение под счет до 10 раз).

Устал язычок отдыхать, захотелось ему покачаться на качелях. Поднимаем язычок к верхней губке, опускаем к нижней губке.

Решил язычок посмотреть сколько время, да и сам начал двигаться как часики, влево — вправо: тик-так, тик-так.

4. Пальчиковая игра «Вырос цветок на поляне»

Педагог-психолог: Ребята, в лесу не только живут птицы и звери, в лесу много трав и цветов. Приготовьте ручки, повторяйте движения за мной:
                              Вырос высокий цветок на поляне
                              (
сложить ладошки в виде чашечки и приподнять).
                              Утром весенним раскрыл лепестки
                              (
открыть чашечку).
                              Всем лепесткам красоту и здоровье
                              (
пошевелить пальчиками),
                              Дружно дают под землей корешки
                              (
опустить ручки вниз, изображая корешки).

Включите музыку «Сказки Венского леса» Иоганна Штрауса.

Педагог-психолог: Дети, предлагаю вам понаблюдать за пузырьками в пузырьковой колонне. Обратите внимание на разноцветную палитру. Назовите цвета пузырьков.
(
Далее учитель-логопед обращает внимание детей на то, что принесла Каркуша, пока они наблюдали за пузырьками — сказка «Колобок».)

Учитель-логопед: Вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Попробуйте отгадать мою любимую сказку. (Дети отгадывают сказку при помощи различных вопросов по сюжету.)

Учитель-логопед: Знаете, почему это сказка особенная? Обычно все сказки заканчиваются хорошо, а эта грустно. Мне так жалко Колобка, ведь он был такой веселый, добрый, доверчивый. А Лиса взяла и съела его. Мне такой конец совсем не нравится и я давно хотела придумать что-то другое, что помогло бы Колобку спастись. Каркуша, помоги нам с ребятами придумать хороший конец к сказке «Колобок». (Каркуша предлагает детям поиграть в игру, в которой Колобок убегает от Лисы.)

5. Подвижная игра «Лиса и Колобок»

Правила игры (аналогично игре «Кошки-мышки»): дети образуют круг, выбираются Лиса и Колобок. Лиса догоняет Колобка, он от нее убегает. Дети в кругу перед Лисой опускают руки, а Колобка пропускают.

6. Фантазирование

Педагог-психолог: Ребята, в игре Колобок смог убежать от Лисы и она его не съела. А почему в сказке Лиса захотела съесть Колобка? Какой он был? (При затруднении учитель-логопед с Каркушей помогают детям называть слова: румяный, аппетитный, с ароматным запахом).

Педагог-психолог: В сказке Лиса съедает Колобка, потому что он такой вкусный, румяный, аппетитный. Мы с вами хотим, чтобы было наоборот, чтоб Лиса не съела его. Тогда давайте поменяем его свойства на противоположные и сделаем Колобка невкусным, нерумяным, не таким аппетитным. И тогда Лиса не захочет его есть, правда?
(
Дети предлагают разные варианты, как испортить вкусовые качества Колобка: посолить, поперчить, обвалять в грязи, испачкать в луже).

Педагог-психолог: Вот если бы Колобок в сказке сделал так, как мы с вами придумали, съела бы его Лиса или нет? (Дети отвечают отрицанием и придумывают новый конец сказки.)

Педагог-психолог: А такая новая сказка про Колобка вам нравится? Давайте в следующий раз попробуем придумать другие приключения Колобка, хорошо? А сейчас до свидания и спасибо, что помогли спасти Колобка!
(
Далее психолог предлагает детям возвратиться с полянки опять по волшебным дорожкам.)

В кабинете педагог-психолог предлагает детям каждому взять ту картинку-пиктограмму (веселую или грустную), которая соответствует его настроению после занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренняя гимнастика для часто болеющих детей Вареник Е.Н.

отсканированный вариант книги. В книге представлен практический сатериал, где автор раскрывает структуру организации проведения утренней гимнастики для детей дошкольного возраста с учетом коррекции.Ма...

Доклад " Физическое воспитание ослабленных и часто болеющих детей"

Главной задачей профилактического направления в медицине является борьба за снижение заболеваемости....

комплекс домашних упражнений для часто болеющих детей

К группе часто болеющих относятся дети, болеющие острыми респираторными вирусными инфекциями до 4 и более раз в году. Выяснено, что к факторам, вызывающим повышенную заболеваемость, относятся загрязне...

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЦИОНАЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ГРУППЕ ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЦИОНАЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ГРУППЕ ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕ...

«Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей».

laquo;Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей»....

«Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей».

laquo;Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне  для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей»....