Занятие с элементами психологического тренинга для педагогов ДОУ на сплочение коллектива «Вместе мы – сила»
план-конспект занятия по психологии

Гареева Гульназ Мидхатовна

       Цель: снятие психоэмоционального напряжения; сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия; совершенствование коммуникативных навыков; вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trning_dlya_pedagogov_vmeste_my_-_sila.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 с. Иглино»

Занятие с элементами психологического тренинга для педагогов ДОУ на сплочение коллектива

«Вместе мы – сила»

                                                                                       Подготовила:

педагог-психолог

                                                                                       Гареева Г.М.

Иглино 2023

       Цель: снятие психоэмоционального напряжения; сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия; совершенствование коммуникативных навыков; вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

      Ход занятия

 Психолог:

«Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».

В течении занятия вы будете выполнять задания по teambilding, т. е. на сплочение коллектива. «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

«Тренинговое имя»

       Ведущий предлагает сделать это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.

       Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать ―перевод своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно ―переводится. Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений.

 Принятие правил работы в группе

После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между  участниками группы: «Для того чтобы наше общение было наиболее эффективным, предлагаю в процессе нашей работы придерживаться следующих правил:

- «Доверительный стиль общения» (одно из его отличий - называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

- «Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

- Правило «Поднятой руки» - желающий высказаться поднимает руку, никто из участников не перебивает говорящего.

- Очередность высказываний (когда один говорит, другой ожидает своей очереди).

- «Безоценочное восприятие партнера» - не давать оценок другим участникам тренинга, если они об этом не просят.

- «Персонификация высказываний» (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).

- «Искренность в общении» (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).

- «Конфиденциальность» (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).

- «Определение сильных сторон личности» (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).

- Активность (время тренинга регламентировано, поэтому для максимальной эффективности мы должны работать активно).

- Правило «стоп» (я не хочу о чём-то высказываться, я передаю слово другому).

Затем идет коллективное обсуждение этих правил: что-то можно исправить, что-то добавить и в дальнейшем пользоваться только этими принятыми нормами обращения.

       Упражнение «Секрет дамской сумочки»

Участникам предлагается представить себя от имени любой вещи, которая находится обычно в его сумочке.

       Упражнение «Молекулы»

- Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать). 
После выполнения упражнения спросить: 
- Как вы себя чувствуете? 
- Все ли соединились с теми, с кем хотели?

       Упражнение - драматизация «Кинофильм»

       Группам предлагается постановка сказки «Колобок» на киностудии: Американской – фильм ужасов с юмором. Французской - романтическая комедия. Итальянской – боевик со стрельбой и мафией. 5-7 минут подготовка и по 5 минут демонстрация.

       Обсуждение: Эффективность взаимодействия. Все ли реализовались? Кто был лидером? Кто чувствовал себя востребованным? Кто хотел быть в стороне?


      Упражнение «Письмо»

       Цель: показать участникам, насколько влияют на коммуникацию «личностные фильтры»

       Методика игры: выбирается один доброволец, ведущий приглашает остальных участников выйти из аудитории и подождать, пока их пригласят войти. Оставшимся объясняют правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному, и прослушивать приготовленный рассказ, а затем пересказывать следующему человеку всё, что они запомнили. Участники не должны ничего подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче одного человека к другому. Когда последний доброволец передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, предложенный в самом начале.

      В конце игры нужно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе и СМИ), и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам, мифам.

Обсуждение:

- За счет чего произошло искажение информации?
- Что «своего» каждый внес в рассказ?

Бывает ли так в жизни?

Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?  (Записывать, задавать уточняющие вопросы и т.д.)

Рефлексия: какие факторы влияют на искажение информации, как происходит замена информации и ее потеря.
Выводы: можно рассмотреть передачу информации в зависимости от каналов (визуал, аудиал, кинестетик)

      Делается вывод о том, как рождаются слухи и недоразумения по поводу искажения информации.

Текст «Письмо»

      Чукча, переехавший в город, пишет письмо на родину: «Здравствуй, брат! Я пишу медленно, т.к. помню, что ты не можешь читать быстро. У меня все хорошо. В доме, где я поселился, есть стиральная машина, только странная, однако. Я загрузил в нее одежду, дернул за цепочку... и началось бурление. И вдруг все исчезло. На этой неделе погода стоит хорошая – дождь шел всего два раза: сначала три дня, потом четыре дня. У жены скоро родится ребенок, но мы еще пока не знаем - мальчик или девочка, так, что пока непонятно - станешь ты дядей или тетей. До свидания, твой старший брат.

Р.S. Я хотел прислать тебе в письме немного денег, но уже запечатал конверт».

       Упражнение «Квадрат»

       Цель: сплочение группы, прочувствовать каждого участника группы.

       Встаньте в круг, и  закройте  глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, не открывать глаза.

Вопросы:

- Все ли уверены, что они стоят в квадрате?

     Предложить открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.

      Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить построить звезду, шестиугольник, ромб.

       Обсуждение:что было наиболее трудным в решении задачи? Каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

      «Моечная машина»

       Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина». 

        Упражнение «Рукопожатие»

      «Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до 10, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЕДИНЕНИЯ И СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА»

Данный тренинг предназначен для педагогических работников ОУЦель: формирование командного духа и доброжелательного отношения внутри коллектива, возможность молодых специалистов поближе познакоми...

Методическая разработка"Социально-психологический тренинг для педагогов ДОУ на сплочение колектива"

Успех любой организации во многом зависит именно от того, насколько сплоченным является ее коллектив. Причем здесь вообще сплоченность коллектива? Да притом, что людям ежедневно приходится взаимодейст...

Психологический тренинг для педагогов "Сплочение коллектива"

Психологический тренинг для педагогов на тему: «Сплочение коллектива»Цель: сплочение педагогического коллектива.Задачи тренинга: - усовершенствование коммуникативных навыков педагогов;- фо...

Занятие с элементами психологического тренинга для воспитателей детского сада.

Представленный план-конспект занятия с элементами психологического тренинга для воспитателей детского сада предназначен для работы психолога с педагогами ГБДОУ для профилактики эмоционального выгорани...

Психологический тренинг для педагогов на сплочение коллектива

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражне...

Психологический тренинг для педагогов. Релаксация и сплочение коллектива

Целью данного мероприятия является установление благоприятного психологического климата в коллективе....