Главные вкладки

    Методическая разработка"Социально-психологический тренинг для педагогов ДОУ на сплочение колектива"
    методическая разработка на тему

    Палилова Лилия Сергеевна

    Успех любой организации во многом зависит именно от того, насколько сплоченным является ее коллектив. Причем здесь вообще сплоченность коллектива? Да притом, что людям ежедневно приходится взаимодействовать друг с другом, общаться, делать что-либо вместе. Если сотрудники относятся друг к другу враждебно, то результат общей работы будет оставлять желать лучшего. Производительность будет низкой, так как при плохой коммуникации высоких показателей добиться не так-то просто. Сплочение коллектива только в исключительных случаях происходит само по себе. 

    Благоприятный климат в коллективе – важный показатель успешного трудового процесса.
    От психологического комфорта напрямую зависит рабочий процесс и результат совместного труда, поэтому задачей руководителя является организация качественного взаимодействия среди сотрудников.

    Сформировать благоприятную атмосферу можно при помощи тренингов, направленных на сплочение коллектива.

    Цели и методы тренингов на сплочение коллектива

    Каждый человек обладает индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая рабочий процесс по-своему. Для продуктивного производства необходимо эффективное взаимодействие личных особенностей, поэтому основной целью тренинга является выявление ценных качеств сотрудников и их внедрение в общий рабочий механизм.

    Задачами организатора и ведущего являются:
    — создание неформальных связей и межличностных симпатий;
    — помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;
    — формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
    — налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trening_na_splochenie_kollektiva_no1.docx18.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тренинг на сплочение коллектива №1

    Цель: сплочение педагогического коллектива

    Задачи:

    1. эмоционально-психологическое сближение участников;
    2. обучение эффективному взаимодействию в команде;
    3. обучение умению распределять роли в команде;
    4. развитие  навыков вербального и  невербального общения.

    Упражнения:

    1. «Формула моей личности»
    2.  «Ассоциации»
    3. «Найди пару»
    4. «Невербальный подарок»
    5. Рефлексия

    Правила работы в тренинге:

    • Проявлять активность;
    • Слушать друг друга,  не перебивая;
    • Говорить только от своего лица
    • Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях;
    • Избегать критики при выполнении упражнений.

    «Формула моей личности»

    Цель упражнения: развитие креативности

    Время проведения: 10-15 минут

    Ход упражнения:

    Эту игру в ходе процедуры знакомства можно использовать в тех группах, участники которых представляются вам людьми достаточно креативными.

    Каждый участник должен придумать формулу, которая отражает его личность — интересы, черты характера, таланты и др. Обычно участники изобретают формулы, напоминающие математические, — используя знаки «плюс», «минус», «умножить», «разделить», но бывают случаи, когда формулы больше напоминают химические.

    Ирина = интуиция + ироничность + лень

    Ольга « (0,7 авантюризма + 0,5 уверенности) / / 1,1 нестабильности

    После того как все участники справились с этой частью задания, они должны выступить перед почтенной публикой с докладом об открытой ими формуле. Это могут быть как «доклады на пленарном заседании», когда каждый выходит к доске или флипчарту, записывает формулу и рассказывает о ней группе, так и «стендовые доклады» (в этом случае каждый пишет свою формулу на листе бумаги и прикрепляет ее себе на грудь; участники в свободном режиме передвигаются по аудитории, рассказывая о себе друг другу).

    По результатам докладов тренер при необходимости может подвести итог этой «научной конференции». Можно обратить внимание на те качества и способности, которые повторяются у многих; можно, напротив, сделать акцент на том, какие все разные. Если большая часть формул (а так обычно бывает) предполагает сложение и умножение, можно подчеркнуть тот факт, что индивидуальность складывается из совокупности черт, каждая из которых по отдельности вполне может присутствовать и у кого-то другого, и все же, как известно из общей теории систем, «целое — это больше, чем сумма частей». Если же в группе отчетливо проявились «минусы» и знаки деления, можно проинтерпретировать это как стремление группы к развитию, к самосовершенствованию (а тренинг — о чудо! — предоставляет как раз такую возможность).

     «Ассоциации»

    Цель упражнения: развитие ассоциативного мышления, помогает лучше узнать друг друга и в своеобразной форме получить обратную связь, увидеть себя глазами других.

    Время проведения: 15 минут

    Ход упражнения:

    Один участник выходит за дверь или поворачивается спиной ко всей группе. Остальные участники загадывают одного из них; делать это нужно так, чтобы водящий заранее не понял, кого выбрали. Далее первый участник возвращается (поворачивается лицом к группе), и его задача — определить загаданного участника. Чтобы это сделать, он просит каждого участника дать свою ассоциацию на того человека, которого они выбрали. Водящий задает направление ассоциаций. Например, он может спросить: «Если этот человек цветок, то какой?», «Если животное, то какое?» и т. п. Каждый член группы, включая загаданного участника, предлагает свой вариант ответа. Когда водящий участник догадывается, о ком все говорят, он уступает место следующему добровольцу, который хочет проверить свою сообразительность и наблюдательность, и игра начинается заново.

    Чтобы усложнить задачу, можно ограничить количество вопросов (тем для ассоциаций), которые задает водящий участник. Интересный оборот принимает игра, когда участники загадывают водящего участника.

    В заключение упражнения нужно обсудить с участниками, легко ли им было справляться с заданием. Участников, на которых давались ассоциации, можно спросить, что они чувствовали в процессе игры; были ли ассоциации, которые вызвали у них неприятие или которые хочется уточнить, прояснить, и т. д. У водящих игроков желательно узнать, что им помогало догадываться, кого имеют в виду остальные, чувствовали ли они разницу в интонациях, поведении участников, когда они давали ассоциации на самого себя и когда говорили о других

    «Найди пару»

    Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции и формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

    Время проведения:10-15 минут. 

    Дополнительные материалы: булавки и листы с героями

    Ход игры:
    Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару.

    Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д. 
    Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. 
    Пары героев:

    1. Крокодил Гена и Чебурашка
    2. Малыш и Карлосон
    3. Волк и Красная шапочка
    4. Том и Джери
    5. Красавица и Чудовище
    6. Винни-пух и Пятачок
    7. Шрек и Фиона
    8. Маша и Медведь
    9. Аленушка и Иванушка
    10. Илья Муромец и Горыныч
    11. Дюймовочка и Крот
    12. Адам и Ева
    13. Дед Мороз и Снегурочка
    14. Белоснежка и Гном
    15. Мальвина и Пьеро
    16. Кай и Герда

    «Невербальный подарок»

    Цель:  положительное завершение тренинга и поднятие настроения участникам тренинга и развитие  навыков невербального общения.

    Время проведения: 5-7 минут

    Ход упражнения:

    Упражнение также относится к разряду невербальных. Задача каждого из членов группы — невербально показать своим коллегам, какой подарок он и дарит. Первый участник группы дарит свой подарок соседу справа. Подарком может быть как что-то конкретное — сорванные цветы, мороженое, телевизор, так и что-то очень масштабное или даже абстрактное — закаты и рассветы, звезды с неба, большое человеческое счастье.

    Дарящий должен максимально подробно, хотя и без слов, описать свой подарок: тяжелый он или легкий, большой или маленький, какой он формы, как упакован и т. д.

    Рефлексия:

    Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно в тренинге? Кому легко? Кто чувствовал психологический дискомфорт во время тренинга? Понравился ли вам тренинг?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект социально-психологического развивающего тренинга «Прогулка в волшебный лес».

    Конспект социально-психологического развивающего тренинга  «Прогулка в волшебный лес». ...

    Методическая разработка на тему "Консультация для педагогов и родителей. Пластилинография – рисование пластилином".

    В данном материале описана нетрадиционная  художественная техника изобразительного исскуства - пластилинография, её актуальность использования. Рассмотрены: методика рисования пластилином, принцы...

    Методические разработка.Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми. Подготовительная группа. "О блокаде и блокадниках"

    Показать героическую стойкость ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.Воспитывать уважительные отношения к людям пожилого возраста; воспитывать чувства патриотизма, уважения к воинам; гордост...

    Методическое пособие «Социально-психологическая адаптации ребенка с синдромом Дауна к условиям ДОО общеразвивающего вида»

    В методическом пособии представлена система социально-психологического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в ДОО общеразвивающего вида.Предназначено для педагого-психологов и воспитателей ДОО....

    Тренинг с педагогами ДОУ на сплочение "Я+ТЫ=МЫ"

    Игры и упражнения с педагогами ДОУ на сплочение...

    Методическая разработка с элементами тренинга Тема: «Технологии эффективной социализации «Развивающее общение и волшебный телефон»»

    Развивающее общение играет ведущую роль в развитии саморегуляции поведения, учит ребёнка самому решать свои проблемы, найти решение конфликтных ситуаций....