Методическая разработка с элементами тренинга Тема: «Технологии эффективной социализации «Развивающее общение и волшебный телефон»»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Карпунина Елена Георгиевна

Развивающее общение играет ведущую роль в развитии саморегуляции поведения, учит ребёнка самому решать свои проблемы, найти решение конфликтных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  с элементами тренинга

Тема: «Технологии эффективной социализации «Развивающее общение и волшебный телефон»»

Общение между детьми и потребность в нем возникает на третьем году жизни.

Значительно более эффективным является вариант, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к личностным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера по игре. При таком поведении взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникает эмоционально-практическое общение.

Таким образом, переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Главное, не просто демонстрировать перед ребенком более совершенные и пока недоступные ему формы общения - познавательного и личностного, а вести ребенка за собой, включать его в это общение.

     Здесь необходима целенаправленная организация детского общения, которую помогут осуществить педагоги детского сада.

     Сам по себе запрет и порицание неэффективны для развития личности: запрещая что-то, необходимо предложить ребенку альтернативный вариант, он должен знать, что существуют другие способы взаимодействия. Желательные формы поведения малыша должны подкрепляться поощрением. Педагогическое воздействие может быть как прямым, так и косвенным.

     Вначале педагогу придется непосредственно перефразировать некорректные детские высказывания, в соответствии с правилами эффективного общения. В дальнейшем необходимость прямого вмешательства воспитателя уменьшается и постепенно сходит на нет.

     Всякий раз, когда воспитатель слышит, что ребенок пытается говорить от имени своих товарищей, необходимо спросить его, узнавал ли он мнение тех, от имени которых говорит, и просили ли они его выступить от их имени. Если это не так, надо заметить, что другие дети могут иметь свое мнение, которое они при желании выскажут сами.

       Развивающее общение играет ведущую роль в развитии саморегуляции поведения, учит ребёнка самому решать свои проблемы, найти решение конфликтных ситуаций.

Во-первых, самостоятельное решение конфликтов детьми значительно разгружает взрослого, которому в этом случае не требуется исполнять роль судьи, а достаточно занимать более комфортную позицию помощника.

Во-вторых, когда дети осваивают технологию решения конфликтов, ответственность за происходящее и случившееся ложится на самих детей, что в свою очередь ведет к большей самостоятельности каждого отдельного ребенка, а значит, к развитию саморегуляции поведения.

В-третьих, новые навыки конструктивного поведения понижают степень конфликтности группы в целом.

В-четвертых, обучение данному навыку повышает самооценку детей, что позволяет им чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и в жизни, а значит, уровень эмоциональной защищенности ребенка растёт.

Замечательные психологи А. Фабер и Э. Мазлиш в своей книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» предлагают следующее решение конфликта.

Шаг 1: опишите то, что вы видите. Или попросите самих детей рассказать, что происходит между ними. Например«Я вижу двух мальчиков, которые не могут поделить мяч».

Шаг 2: опишите чувства, которые, по вашему мнению, испытывает ребенок (не бойтесь ошибиться, дети легко вас поправят, если вы назовете что-то не точно). Либо вы можете спросить о чувствах непосредственно у детей, однако этот вопрос следует задавать не в прямой форме«Что ты чувствуешь?», а в косвенной«А тебе это нравится?». Имеется ввиду, нравится ли ребенку то, что с ним происходит или уже произошло. В этот момент необходимо направить энергию ребенка на рефлексию собственных негативных чувств. Это может быть раздражение, злость, досада, обида, страх, разочарование, огорчение или гнев. Тем самым мы обучаем детей лучше понимать себя и соответственно реагировать. Концентрируя ребёнка на осмыслении чувств, мы выводим его из состояния эмоционального аффекта в более спокойное состояние, состояние размышления. Одно это значительно снижает накал страстей.

Шаг 3: примите чувства ребенка. Посочувствуйте одному и «помычите» другому. Можно сказать: «Да, я хорошо тебя понимаю! Это очень неприятно, когда ты играешь, и вдруг у тебя отбирают игрушку…», «Хм…».

Шаг 4: попросите детей озвучить свои позиции друг другу. Например, предложите сказать одному из них: «Артем, мне не нравится, что ты отбираешь у меня мяч, когда я с ним играю». Повторите высказывания детей и уточните, услышали ли стороны друг друга. На этом этапе важно не предлагать своё решение.

Шаг 5: Если этого оказалось недостаточно и дети не могут договориться сами, напомните правила, существующие в группе, в детском саду или обществе в целом. Например: «А вы знаете, ребята, что в детском саду у нас есть правило не обижать друг друга, не бросать друг в друга вещи, игрушки, снег, песок, не вырывать игрушки из рук, а спрашивать разрешения?»

Шаг 6: оставьте детей одних, дав им задание обсудить проблему друг с другом и вместе найти решение, которое устроит обоих. Ключевые слова – «вместе» и «устроит обоих». Можно добавить, что когда ребята найдут такое решение, они могут подойти к вам и рассказать, что у них получилось; в этом им поможет «коврик мира». Если конфликт произошёл из-за какого-то предмета, этот предмет на время поиска решения следует изъять и положить на видно место, сказав, что вернете его сразу же, как только дети договорятся между собой.

Главное при овладении технологией «Развивающее общение» - соблюдать следующие принципы.

1. Принимать все чувства ребёнка.

2. Прояснять эти чувства для осознания их ребёнком.

3. Не принимать отдельные действия ребенка, ведущие к нарушению эмоционального и физического благополучия детей и взрослых (например«Я не могу позволить тебе так поступать, потому что у нас есть правило…»).

4. Говорить ребенку о своих чувствах, используя «Я-сообщение».

5. Вводить правила жизни в группе, разработанные совместно с детьми. Постоянно в безличной форме к ним обращаться при решении конфликтных ситуаций. Например: «У нас есть правило: кто первый взял игрушку, тот в нее и играет, сколько он захочет.

6. Хвалить ребёнка за сделанную работу через её описание«Домик получился красивый»«Какой порядок в кукольном домике!»

7. Не давать ребенку готовых рецептов, а говорить«А как ты думаешь?.».

8. Постоянно поддерживать позитивную инициативу ребенка.

9. Стараться в любом режимном моменте предоставить ребёнку возможность выбора.

Что происходит с детьми после трёх-шести месяцев применения этой технологии? Дети начинают сами в такой же манере общаться друг с другом и взрослыми. Существенно, в 2-3 раза, понижается уровень агрессивности в общении детей, особенно у мальчиков. Значительно чаще дети обращаются к воспитателю за советом, а не только с жалобой, что существенно повышает эмоциональный комфорт в общении и способствует эмоциональной защищённости каждого ребенка и препятствует эмоциональному выгоранию педагога.

      Упражнение «Я-высказывания» поможет в овладении технологией обучающее общение.

        Цель: закреплять умение родителей проявлять свои эмоции с помощью «Я - высказываний», формировать у них навыки бесконфликтной взаимодействия с ребенком.

        Объединившись в 4 команд, каждая команда родителей получает карточку с двумя высказываниями: «Я высказывание» и «Ты - высказывание». Родители зачитывают их. Выбирают, в какой из них выражено чувство родителей, а в который только осуждение, определяют высказывание эффективнее.

высказывания:

1 «Ты еще долго будешь испытать мои нервы?»

«Меня огорчает то, что дети постоянно ссорятся, мне это очень обидно и больно»


2 «Немедленно прекратите бегать по комнате»

«Мне не нравится, когда дети бегают по комнате. Это меня беспокоит »


3 «Почему ты до сих пор не собрала свои игрушки?"

«Мне обидно от того. Что не ценят мой труд. И хотя я уже убрала в доме, все вокруг снова разбросано. От этого я начинаю сердиться »


4 «Какой ты неуклюжий и рассеянный»

«Я переживаю когда дети выполняют задания невнимательно, постоянно отвлекаются на другие вещи»

Родители обсуждают упражнение.


                                      «Волшебный телефон» 

      Волшебный телефон - это телефон доверия для детей, который дает им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых.

Педагогическая технология «Волшебный телефон» позволяет решать следующие задачи:

Развивать у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли; развивать социальную активность;

1) Понять, что глубинно волнует ребенка, в какой помощи он нуждается, над чем необходимо работать с ребенком воспитателю, психологу или родителю;

3) От имени значимого для ребенка персонажа дать ему позитивную инструкцию поведения или задать вопрос для дальнейшего морально-нравственного размышления;

4) Своевременно реагировать на запросы воспитателей и родителей для решения детских проблем.

Технология организации «Волшебный телефон» следующая.

-Детям рассказываем, что в саду появился волшебный телефон.

«Волшебный телефон» вызывал огромный интерес у детей. И хотя они вначале сомневались, «а правда ли все это», практически все захотели пообщаться с любимым персонажем.

- Объясняем, как им пользоваться, с кем можно поговорить и в какое время приходить в кабинет психолога. Обычно это происходит после полдника, 2-3 раза в неделю.

Предварительно выясняем, какие герои популярны у детей, - для этого использовала анкетирование (с половиной группы, а с другими нарисовали любимого персонажа для общения).

Затем определяем героя (кто сыграет того или иного героя, намечаем примерные вопросы, которые он мог бы задавать от лица какого-либо персонажа, и определять цель общения с каждым контактным ребенком.

Педагог ведет журнал, куда записывает проблемы ребенка и свои дальнейшие действия в отношении коррекции его развития или поведения, а может быть, советы родителям.

Особым достоинством данной технологии является то, что ребенок после завершения диалога со сказочным героем испытывать чувство восторга, эмоциональный приподнятости. При общении в группе, на «Круге рефлексии», ребенок выражает желание стать лучше, работать над собой, чтобы сообщить о достигнутых результатах любимому герою во время следующего сеанса.


                 Игровое упражнение «Запрет» поможет понять важность правильного общения с ребенком для его развития.

               Выбираю одного из родителей для выполнения упражнения, который будет ребенком.

               Ведущий: Выходите, пожалуйста. Вы ребенок, а я - мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не испачкался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице - завяжу ему ноги, запрещаю прикасаться к палочки на улице, собирать камни и тянуть в рот - завяжу руки, запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению, не нужно видеть ребенку - завязываю глаза, слушать то, что говорят взрослые и говорят идти в свою комнату - завязываю уши, не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот - завязываю рот. Посмотрите на моего ребенка, сможет ли она в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно?

               Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.

               Родители находят компромисс, для решения сложных ситуаций:

- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;

- Не завязывать руки - помыть руки после улицы;

- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

- Не завязывать рта - выслушать ребенка;

             Вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют своизакономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд!...

Деловая игра для воспитателей с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

Поиск резервов для более эффективной работы, выделение возможных профессиональных проблем,  выработка внутренней позиции к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогом на  взаимоде...

Мастер – класс для педагогов ДОУ по внедрению технологии эффективной социализации «Рефлексивный круг» Гришаевой Н.П. Тема «Я радуюсь когда…»

Мастер – класс для педагогов ДОУ по внедрению технологии эффективной социализации «Рефлексивный круг» Гришаевой Н.П.Тема «Я радуюсь когда…»...

Презентация на тему: "Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации"

В презентации представлены  технологии социализации ребенка- дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность,ответст...

Статья на тему: "Эффективность применения элементов сенсорно-интегративной технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"

Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприят...

План работы по самообразованию на тему: «Технология эффективной социализации по Н.П. Гришаевой» на 2021– 2023 гг

План работы по самообразованию на тему: «Технология эффективной социализации по Н.П. Гришаевой» на 2021– 2023 гг...