Главные вкладки

    Деловая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействия педагогов ДОУ и родителей
    методическая разработка на тему

    Ложкина Виктория Сергеевна

    Элементы тренинга

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_delovaya_igra_87.docx33.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 87

    Методическая разработка по теме:


    Деловая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействия педагогов ДОУ и родителей.

                                                                                                     Составила:

                                                                                                     Ложкина В.С.

                                                                                                     педагог-психолог

    г. Калининград

    2017г.


    Деловая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействия педагогов ДОУ и родителей.

    Цель: - поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношении и к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогов на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества.

    Задачи:

    1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями.
    2. Содействовать повышению уверенности в себе.
    3. Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.

    Оборудование: листы бумаги А4, маркеры, ручки (по числу участников), карточки с фразами для игры «Тренировка интонации»,  карточки с именами для игры «Шушаника Минична», шляпа,  магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпа»,  листы бумаги для записи качеств, которые помогают и мешают общению с родителями, памятки.

    Ход проведения мероприятия

          Вступление

    Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека - его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона и зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. Помочь улучшить взаимоотношения педагогов с родителями, чтобы избежать конфликтных ситуаций такова тема сегодняшней нашей встречи.

    Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.

    Я предлагаю вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия.

    Упражнение «ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЕМ - ЭТО...»

    Содержание: группа делится на две команды, и в течение 10—15 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание: первая — перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем».

    Например:

    «о» — обаяние педагога,

    «б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т. д.

    Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова — «родителем».

    Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень. Тренер записывает на доске высказывания участников.

    Обсуждение проходит в свободной форме в том случае, если возникает необходимость в нем.

    .

    Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения»

    -        Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
    Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

    Самые универсальные - это

    1. улыбка,
    2. имя собеседника,
    3. комплимент.
    1. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
    2. Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
      Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

    Упражнение «Шушаника Минична»

    Цель: отработать одну из техник запоминания имен.

    Содержание: упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например: «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например: «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, красивое имя, Шушаника Минична». После ответа «Шушаника Минична» задает вопрос своему соседу слева: «Представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника. Образцы карточек с именами даны в приложении 2.

    Обсуждение: после выполнения данного упражнения участники начинают замечать, что им пришлось активизировать свою память, кто-то даже использовал мнемотехнические приемы, известные ему давно или изобретенные тут же. Участники делятся этими приемами в кругу. Многие из них считают, что это упражнение — хорошая гимнастика для памяти.

    Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

    В общении наиболее применим косвенный комплимент. мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родителям, его ребенка.

    Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать  о проблемных сторонах ребенка.

    Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.

    Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом)

    1.   Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника и взглядом.

    2.Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника.

    3.Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

    4.Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

    5.Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

    6.Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это...!»), чаще говорить; «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас всех беспокоит, что дети...'. «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело - это воспитание наших с вами детей!»

    Вот самые основные правша установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

    Игра «Волшебная шляпа»

    Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (Участники встают в круг)

    Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге, называя его по имени, отчеству. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент»,  должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».

    По окончании игры все возвращаются на места.

    Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.

    Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним,  лучше не прямым,  а косвенным, т.е. хвалить «родителю» ребенка.

    А.С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу «Иди сюда» с 16 различными интонациями голоса.

    Упражнение на умение интонировать «Тренировки интонации»

    Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя и общении с родителями. Произнести фразу:

    «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка»

    с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

    Упражнение «Рюкзачок»

    Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении.

    Сегодня мы заканчиваем тренинговое занятие. Что- то за это занятие вы узнали нового, что-то еще предстоит узнать и научиться. Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной (участники на листах бумаги пишут качества, которые помогут в общение и те, которые могут помешать в общении). Раздача памяток: средства общения, правила активного слушания.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб.пособие. – 2-е изд – М: - 2003

    2. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом./Авт-сост – Т.А. Данилина., Т.С Лагода, М.Б. Зуйкова – М. – 2003

    3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 2001

    4. Зайцева Т.В. "Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие". СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002

    5. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997

    6. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха / Авт.-сост. Р.Р. Кашапов. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996

    7. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / Авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осина, И.Н Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2011

    8. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. — М.: АСТ-ПРЕСС – 2009


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деловая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями

    Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют своизакономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд!...

    Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

    Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...

    Психологический практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников»

    Практикум предназначен для вывления основным проблем в сфере общения педагогов и родителей и выработки оптимальной стратегии взаимодействия....

    Деловая игра с элементами тренинга «Построение эффективного общения и взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»

    Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут дозваться родителей ...

    Деловая игра для воспитателей с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

    Поиск резервов для более эффективной работы, выделение возможных профессиональных проблем,  выработка внутренней позиции к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогом на  взаимоде...

    Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

    1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

    Данный семинар проходил для педагогов ДОУ, для улучшения взаимодействия с родителями. Здесь вы можете узнать какие методы и правила можно употребить в практической деятельности педагогов по вышеуказан...