Главные вкладки

    Деловая игра для воспитателей с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
    методическая разработка на тему

    Рукосуева Людмила Викторовна

    Поиск резервов для более эффективной работы, выделение возможных профессиональных проблем,  выработка внутренней позиции к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогом на  взаимодействие с родителями на основе сотрудничества

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл delovaya_igra_dlya_vospitateley_s_elementami_treninga.docx39.7 КБ

    Предварительный просмотр:

          Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» с. Чунояр.

            старший воспитатель первой категории  

    Рукосуева Людмила Викторовна  2017год

    Деловая игра для воспитателей с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

    Цель: - поиск резервов для более эффективной работы, выделение возможных профессиональных проблем,  выработка внутренней позиции к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогом на  взаимодействие с родителями на основе сотрудничества.

    Задачи;

    1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями
    2. Содействовать повышению уверенности в себе;
    3. Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями

    Оборудование: листы бумаги, маркеры, ручки (по числу участников), карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», шляпа, свеча, магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпам, запись спокойной музыки для релаксации, листы бумаги для записи качеств, которые помогают и мешают общению с родителями, проектор, доска для мультимедийного показа слайдов, памятки

    Предварительная работа: Заполнение воспитателями карточки-теста оценки затруднения в общении с родителями.

    Ход проведения мероприятия

    1. Вступление

    Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека - его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона и зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. Помочь улучшить взаимоотношения педагогов с родителями, чтобы избежать конфликтных ситуаций,  такова тема сегодняшней нашей встречи.

    2.        Практическая часть.

     Упражнение «Свеча»

    Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению

    Начать встречу мне поможет свеча. Свеча-камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Это/ маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки)

    Все родители разные, это взрослые люди, и к каждом нужно найти определенный подход. Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема

    самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождаю! сложные отношения.

    Я предлагаю вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия,

    Упражнение "Сфера ответственности"

    (В пространстве комнаты размешаются листы с надписями: ‘Родитель", "Воспитатель", "Администрация"..)

    -Как вам кажется, кто больше несет ответственности за эффективное общение: воспитатели или администрация. Встаньте, пожалуйста, около той надписи, где вы считаете, кто в наибольшей степени несет ответственность за эффективное общение. Обменяйтесь мнениями в своей группе. Затем один представитель от каждой группы представит аргументы в защиту вашей позиции в отношении ответственности за эффективное общение.

    Мини-лекция Карьеры эффективного общения

    Родители, доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встаютпо разные стороны баррикад? Каковы же причины возникновения барьеров в общении педагогов и родителей? (показ слайда)

    Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя, свои сильные и слабые стороны.

    Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

    Цель: определить степень отношения к себе (положительно - отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств.

    Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё" имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя). (Анализ выполненного упражнения)

    Дискуссия «Я и родители моей группы».

    Цель: выявление взаимных претензий. (Расположениестолов «подковой»)

    Анализ проведенного накануне теста для самооценки затруднений в общении с родителями показал, что многие воспитатели затрудняются в умении объединять родителей при решении разных вопросов, не могут найти общий язык с ними. Попрошу Вас ответить на некоторые вопросы

    Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?»

    Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения».

    -        Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои
    закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
    Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд,
    необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса)

    Самые универсальные - это (показ слайда)

    • Улыбка,
    • имя собеседника
    • комплимент.

    • Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
    • Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом, зыке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать:
      «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

    Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди  подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на споем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу

    Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать  о проблемных сторонах ребенка.

    Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.

    Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения)

    1.   Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника и взглядом.

    2.Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника

    3.Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

    4.Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

    5.Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

    6.Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это...!»), чаще говорить; «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас всех беспокоит, что дети...'. «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело - это воспитание наших с вами детей!»

    Вот самые основные правша установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

    Игра «Волшебная шляпа».

    Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (Участники встают в круг)

    Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге, называя его по имени, отчеству. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а гак же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому  адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».

    По окончании игры все возвращаются на места.

    Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.

    Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым,  а косвенным.

    А.С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился, говорит, фразу "Иди сюда» с 16 различными интонациями голоса

    Упражнение на умение интонировать «Тренировки интонации».

    Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя и общении с родителями. Произнести фразы:

    - Мне не безразличны успехи Вашего ребенка

    - Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре

    с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

    Мини-лекция: "Торт общения"

    Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень - это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:

        -Я хороший - ты плохой (позиция сверху)

        -Я плохой - ты хороший (позиция снизу)

     -Я хороший - ты хороший (позиция на равных)

    Если смотреть общение в контексте с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего использует? Поднимите руки, кто пользуется установкой 1, 2,? Что она означает? (1 - назидание, превосходство; 2 -заискивание, лебезит - внутреннее опасение; 3 - принятие другого человека, общение на равных).

    Общение - это деятельность, и как любая деятельность поддаётся анализу:

    Этот анализ проходит свернуто - в диалоге с самим с собой. : что я чувствую? Меня понимают или не понимают?

    Таким образом, каждый воспитатель должна быть волшебницей, которая умеет управлять общением. А для этого мы должны владеть техникой "Активного слушания»

    Мини-лекция" активное слушание"?

    Сегодня умение "активно слушать" требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.

    Активное слушание - это процесс, который обладает несколькими ключевыми характеристиками.

    Во-первых, важна собственная настройка "слушающего". Иными словами, ему должно быть по-настоящему интересно все то, что ему говорит собеседник. Без личного, искреннего интереса "затевать процесс слушания" бессмысленно, поскольку обманчувствуется мгновенно.

    Задача   активного   слушания   именно   услышать,   т.е.   максимально   правильно   понять собеседника.

    Во вторых - любая беседа - это активный и главное взаимный процесс, проходящий кик правило (в нормальном, естественном своем проявлении) в диалоговом режиме. Поэтому активное слушание включает в себя еще и реакцию на речь собеседника, просто киваниячасто бывает недостаточно.

    Активное слушание — способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь чувства говорящего.

    Активно слушать собеседника означает:

    1. Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал.
    2. Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

    Результаты применения активного слушания:

    • Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
    • Партнер  по  общению  рассказывает   вам   гораздо  больше,   чем  стал   бы рассказывать в обычной ситуации.
    • Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
    • Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

    Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителями

    Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с гак называемыми «трудными» родителями.

    - Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

    «Трудные» родители

    •Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремится оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своегоребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!»

    •Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

    Что делать?

    Первая фаза общения с такими родителями: необходимо сохранить эмоциональную  отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциям этого родителя. Как показываетопыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в формемонолога будет высказывать свои претензии, или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать, молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю...», «Успокойтесь».

    Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

    Упражнение «Резервуар».

    Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 1 минут.

    Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы - просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

    Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

    Вторая фаза беседы с родителем - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

    Чтобы избежать противостояния с родителями:

    •необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

    •подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

    •показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку.

    Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии

    его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

    •Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

    •Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

    Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

    Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)

    Игра проводится под релаксационную музыку.

    - Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это - Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

    Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом - к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале. Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

    Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям. Вашим воспитанникам, их родителям.

    Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу?

    Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе...

    А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз... Два... Три...

    Подведение итогов        

    Упражнение «Рюкшнок»

    Цель: формирование позитивного само восприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении

    Сегодня мы заканчиваем тренинговое занятие. Что- то вы узнали нового, что-то еще предстоит узнать и научиться. Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми. И те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной. (Участники на листах бумаги пишут качества, которые помогут в общение и те, которые могут помешать в общении) Раздача памяток: средства общения, правила активного слушания.

    Используемая литература:

    1. Ю.В. Кирилова Игровое взаимодействие родителей и детей. Детство – пресс 2016г.

    2. О.Л. Зверева Т.В.Кротова. Общение педагога с родителями в ДОУ методический аспект. Москва 2013г. Творческий Центр. «Сфера»                                                                                                            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деловая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями

    Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют своизакономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд!...

    Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

    Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...

    Психологический практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников»

    Практикум предназначен для вывления основным проблем в сфере общения педагогов и родителей и выработки оптимальной стратегии взаимодействия....

    Деловая игра с элементами тренинга «Построение эффективного общения и взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»

    Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут дозваться родителей ...

    Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

    1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

    Данный семинар проходил для педагогов ДОУ, для улучшения взаимодействия с родителями. Здесь вы можете узнать какие методы и правила можно употребить в практической деятельности педагогов по вышеуказан...