Методическая разработка арт-терапевтический тренинг "На пути к цели" (для психологической поддержки педагогов, участвующих в конкурсах педагогических достижений"
материал

Горюшина Анна Николаевна

Цель тренинга: создание условий для психологической поддержки педагогов-участников конкурса педагогических достижений К в номинации «Воспитатель ДОУ»

Задачи:

  • создавать условия для осознания участниками собственных внешних и внутренних ресурсов для достижения поставленной цели;
  • формировать у участников навык самомотивации, познакомить с максимально экологичным планом движения к достижению к собственной цели;
  • формировать навык самоконтроля посредством стресс-менеджмента, тайм-менеджмента;
  • обучать приемам снятия эмоционального напряжения.

Формы работы: арт-терапевтические техники, тренинговые упражнения для отработки навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_na_puti_k_tseli.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 78 Красносельского района Санкт-Петербурга «Жемчужинка»

Арт-терапевтический тренинг для педагогов

«На пути к цели»

Составила и провела:

А.Н. Горюшина, педагог-психолог

Санкт-Петербург

2019

Цель: создание условий для психологической поддержки педагогов-участников конкурса педагогических достижений Красносельского района Санкт-Петербурга в номинации «Воспитатель ДОУ»

Задачи:

  • создавать условия для осознания участниками собственных внешних и внутренних ресурсов для достижения поставленной цели;
  • формировать у участников навык самомотивации, познакомить с максимально экологичным планом движения к достижению к собственной цели;
  • формировать навык самоконтроля посредством стресс-менеджмента, тайм-менеджмента;
  • обучать приемам снятия эмоционального напряжения.

Формы работы: арт-терапевтические техники, тренинговые упражнения для отработки навыков.

Содержание тренинга

Мотивационно-подготовительный этап:

  • знакомство с участниками тренинга, выяснение их ожиданий;
  • оглашение основных задач тренинга;
  • оглашение правил работы в группе

Ведущий приглашает участников тренинга сесть в круг для знакомства. Озвучивает задачи тренинга и уточняет ожидания участников от тренинга.

Основной этап:

Коммуникативный блок

Арт-упражнение «Это я»

Ведущий предлагает участникам выбрать пуговицу, «похожую на него», и рассказать о ней. Каждый участник выбирает пуговицу, рассказывает кратко. Затем педагог-психолог предлагает передать свою пуговицу соседу справа и тот участник, у кого оказалась пуговица, говорит пару слов о владельце пуговицы, чем она, по его мнению, похожа на владельца. Затем пуговица возвращается обратно. Далее педагог будет использовать эту пуговицу как символ своего «Я» в технике «Моя цель».

Потребностный блок

Арт-коучинговая техника в тканевой терапии «Моя цель»

Основная задача: повышение уровня самомотивации на пути движения к цели.

Инвентарь: разнообразные лоскутки ткани.

     Алгоритм работы:

1. Предложить участникам кратко сформулировать задачу (цель), которую они хотели бы реализовать в период участия в конкурсе.

2. Предложить участникам выбрать 5 лоскутков ткани, каждый из которых будет иметь свое символическое значение.

1) Мои ресурсы и сильные стороны

2) Мои страхи, угрозы и сомнения

3) Моя уверенность в себе

4) Люди, которые готовы поддержать меня

5) Мое время

3. Предложить участникам из выбранных лоскутков ткани создать тканевую картину таким образом, чтобы она им нравилась (вызывала эстетическое удовольствие).

4. Предложить участникам дать ответы на вопросы, зафиксировав их на бумаге для себя:

– Какие чувства вызывает у Вас Ваша тканевая картина?

– Какая ткань наибольшего размера, каково ее символическое значение? Почему для Вас важно было именно это понятие отразить в "наибольшем" количестве?

– Какая из тканей, на Ваш взгляд, является наиболее прочной? Может ли это быть связано с какими-либо особенностями обозначаемых позиций?

– Какая из тканей имеет наиболее четко выраженный энергетический потенциал для Вас? Где больше всего энергии? Как это может быть полезно в решении Вашей задачи?

– С какими тканями соприкасается ткань, которая символизирует время? Есть ли ткани, на которых "времени не хватило"? Как это наблюдение может помочь Вам? Где это можно учесть?

– Какая из тканей на Вашей тканевой картине, по вашему мнению, реализуется Вами на сколько процентов (из 100 возможных на каждую)? Повысив реализацию какой из пяти позиций, Вы бы почувствовали явное ускорение на пути движения к Вашей цели?

– Что бы Вы хотели прямо сейчас в Вашей тканевой картине изменить, добавить, улучшить, чтобы картина стала еще более привлекательной для Вас?

– Какие три простых шага Вам необходимо сделать уже на этой неделе для того, чтобы продвинутся в сторону достижения Вашей цели?

5. Предложить участникам сфотографировать получившуюся тканевую картину и затем разобрать ее.

Эмоционально-релаксационный блок

Упражнения «Воздушный шарик», «Семь свечей», «Абажур».

Упражнение «Воздушный шарик»

Описание: Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно.

Ведущий: «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом – надувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

Смысл упражнения: Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался, или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.

Обсуждение: Участникам предлагается поделиться ощущениями, возникшими в процессе выполнения упражнения, и самонаблюдениями, как по ходу его выполнения менялось их состояние.    

Упражнение «Семь свечей»

Описание: «Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...»

 Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Смысл упражнения: Простая и эффективная техника релаксации, сочетающая концентрацию на воображаемом объекте и дыхательное упражнение.

Обсуждение: Участникам предлагается рассказать, как менялось их состояние по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

Упражнение «Абажур»

Описание: Ведущий предлагает участникам удобно сесть, расслабиться и закрыть глаза. Им дается следующая инструкция: «Представьте, что у Вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, накрытая абажуром. Когда свет идет вниз, Вам тепло, спокойно и комфортно, но иногда, когда Вы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит Вас, становится жарко и некомфортно.

Вообразите, себе такую ситуацию. Но в Ваших силах ее исправить. Представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, Вам вновь становится тепло, уютно и комфортно...»

Смысл упражнения: Такую технику можно использовать для экспресс-регуляции своего эмоционального состояния, быстрого снятия стрессов.

Обсуждение: Участникам предлагается поделиться, насколько детально удалось представить себе описываемую ситуацию? Как менялось их состояние по мере того, как они мысленно поворачивали абажур? Где и как в реальной жизни можно использовать такой прием саморегуляции?

Заключительный этап:

  • подведение итогов;
  • обратная связь (рефлексия).

Ведущий предлагает участникам подвести итоги тренинга и получает от них обратную связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание конкурсной инициативы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» (Городской конкурс педагогических достижений «Педагог новой школы»)

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повыс...

Тренинг для участников конкурса педагогических достижений в номинации «Воспитатель года».

Данный тренинг может быть использован в работе по подготовке педагогов разной специализации в различных профессиональных конкурсах.Цель тренинга: обучить приемам и способам снятия внутреннего напряжен...

Грамота участника конкурса педагогических достижений

В номинации "Воспитатель года" (2009-2010 учебный год)...

Методическая разработка на тему: «Психологическая поддержка педагога как фактор психологической комфортности образовательного процесса»

В данной методической разработке описаны этапы создания тренинговой группы по профилатике эмоционального выгорания педагогов, тематическое планирование встреч, примеры упражнений...

Психологическая поддержка педагогов ДОУ - как условие сохранения здоровья детей

Раскрываются практические способы снижения психоэмоционального напряжения педагогов, формирование у них  навыков эффективного взаимодействия с коллегами и детьми....

Психологическая акция как эффективная форма психологической поддержки педагогов в ДОУ

Проведение психологических акций позволяет за короткое время охватить большую часть педагогов, оказать им психологическую поддержку и выявить возможные трудности в личностном и профессиональном развит...

Опыт педагогической деятельности на конкурс педагогических достижений

Опыт педагогической деятельности на конкурс педагогических достижений...