Мастер-класс "Использование сказкотерапии в работе с детьми"
материал по психологии

Малина Лилия Васильевна

Мастер-класс для педагогов

«Использование сказкотерапии в работе с детьми»

 

Цель мастер-класса: представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в коррекционно - образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Оборудование: костюмы героев сказки «Колобок», волшебный мешочек с резиновыми фигурками героев сказки «Колобок», медальоны с изображением глаз и колобка, слова для каждого героя, мяч, картинки диких животных.

 

Ход мастер-класса

Педагог-психолог:

По своей природе сказка родственна игре: она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность.

Сказку можно использовать как способ решения конкретной проблемы.

Язык сказок сближает людей.

Сказка пробуждает творческие силы человека.

Сказка несет свободу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_skazka.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми»

Цель мастер-класса: представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в коррекционно - образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Оборудование: костюмы героев сказки «Колобок», волшебный мешочек с резиновыми фигурками героев сказки «Колобок», медальоны с изображением глаз и колобка, слова для каждого героя, мяч, картинки диких животных.

Ход мастер-класса

Педагог-психолог:

По своей природе сказка родственна игре: она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность.

Сказку можно использовать как способ решения конкретной проблемы.

Язык сказок сближает людей.

Сказка пробуждает творческие силы человека.

Сказка несет свободу.

Педагог-психолог: Вашему вниманию я предлагаю участие в необычной сказке.

Практическая часть мастер - класса

Педагог-психолог: Первое, что мы сделаем, распределим роли участия в мастер-классе с помощью жеребьевки: кому повезет, будут активными участниками; другие внимательными наблюдателями.

(шкатулка с медальонами: у кого медальон с изображением Колобка - тот участник; у кого глаза - тот наблюдатель)

«Ритуал вхождения в сказку».

На данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев. Какую игрушку вы достанете, тем вы и станете.

Педагог-психолог предает «чудесный мешочек», в котором находятся персонажи сказки, какую игрушку вытаскивает участник - такую роль он выполняет и выбирает себе соответствующий костюм и получает слова.

Педагог-психолог: Вот наши герои готовы, но это не означает что вы уже в сказке, чтобы войти в сказку мы должны произнести слова и сделать необходимые действия. Повторяйте за мной.

Вокруг себя ты повернись в героя сказки превратись. Вот вы и стали героями русской народной сказки и наше путешествие начинается.

Уважаемые герои займите свои места.

Спокойная музыка, герои рассаживаются.

«Рассказывание сказки»

Педагог-психолог берет на себя роль ведущего и рассказывает сказку.

Упражнение «Дед и баба».

Цель: развитие невербальной речи.

Педагог-психолог: Жили-были Дед и Баба. И семья эта была особенная: Баба глухая была, ничего не слышала.

Дед: Баба, испеки мне колобка.

Педагог-психолог: А баба то не понимает, что дед говорит. А дед голодный, кушать хочет. Покажите, пожалуйста, как вы сможете объясниться между собой, чтобы смогли понять друг друга.

Герой-дед должен объяснить бабе невербальным языком чего он

хочет. (Самостоятельные действия персонажей)

Педагог-психолог: Молодец дед, а сейчас мы с вами сделаем гимнастику с мячами и расскажем залу, как бабка испекла Колобка. Раздаются мячики участникам мастер-класса.

Координация речи с движениями

Жили-были дед да баба на полянке у реки.

И. п. — мяч за спиной. Наклоны головы вправо (5-6 раз)

И любили они очень на сметане колобки.

И. п. - руки в стороны, передать мяч из руки в руку впереди себя. (5-6 раз)

Хоть у бабки мало сил, бабка тесто замесила.

Мяч впереди, пружинка.

Раскатала колобка.

Катать мяч между ладоней.

Вышел ровный, вышел гладкий, но соленый, а не сладкий.

Педагог-психолог становится героем - Колобком, одевает маску.

Колобок: Я веселый Колобок, круглый бок, румяный бок.

Я хочу вас пригласить в свою сказку погостить.

Только сказку не простую необычную такую.

Вы согласны? (Да.)

Педагог - психолог: Уважаемые герои займите свои места.

Далее мы даем более подробную характеристику герою. Наделяем его характером, темпераментом.

 «Сказочная задача».

На данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации.

Педагог-психолог: Следующий этап - четвертый «Сказочная задача» самый насыщенный, так как на этом этапе вы должны проявить свои творческие, речевые способности, а так же проявить смекалку, находчивость, активность:

- сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом;

- описываем реакцию героя на случившееся;

- далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует

решить проблему;

- в итоге Герой (в данном случае Колобок) должен справиться с

ситуацией, найти верное решение.

Педагог-психолог: Катится по лесу дремучему наш Колобок, навстречу приключениям. Катится, катится, а навстречу ему заяц бежит, весь дрожит, плачет. Колобку интересно стало, кого это заяц боится.

Музыка, выход Зайца (музыка тревожная, герой изображает трусливого зайца).

Колобок: Заяц, чего дрожишь и плачешь?

Заяц: В лесу не только я живу, оказывается и медведь, а он большой и страшный.

Колобок: А где твои родители?

Заяц: Остались дома, а я пошел гулять и испугался медведя.

Колобок: А как же тебя одного родители в лес отпустили?

Заяц: Я сам ушел, я забыл спросить (виновато).

Колобок: Подумаешь, медведя испугался, идем, я тебя домой отведу. Только мне надо разобраться в какой ты семье живешь. Если ты сейчас назовешь семейки животных, то и в свою семью попадешь.

Игра «Весёлая семейка».

Материал: картинки семей диких животных: медвежья, волчья, лисья, заячья.

Вот и нашлась твоя семья, отправляйся ты домой и без разрешения больше не убегай.

Веселая музыка заяц вприпрыжку отправляется на свое место.

Педагог-психолог: А Колобок покатился дальше. Катиться, катиться, а на встречу ему Волчок серый бочок.

Музыка, выход волка.

Волк: Колобок, колобок, я тебя съем.

Колобок: А я не боюсь, я от тебя смогу спрятаться.

Игра на развитие зрительного внимания и лексико-грамматических категорий.

Колобок уходит за ширму, а на фланелеграфе перемещается колобок: на пенек, за дерево в кусты и т. д.

Колобок: Если ты назовешь, где я нахожусь, значит, ты меня нашёл.

Педагог-психолог: Не умеешь ты прятаться, везде тебя волк нашёл.

Выходит Колобок-герой из-за ширмы.

Волк: Ох, и шустрый ты Колобок, развеселил меня. Я передумал есть тебя. Побегу я лучше домой, поиграю в ту интересную игру.

Звучит музыка, волк отправляется на свое место.

Педагог-психолог: А Колобок покатился дальше. Катится, катится, а на встречу ему Медведь.

Музыка, выход медведя.

Медведь: Ты зачем сюда явился? Я гостей к себе не звал! Надоела мне малина, но воровать ее не дам! Ты катись своей дорогой, а, то съем тебя сейчас. Неповадно будет многим, в мой малинник нос совать! (Медведь наступает на Колобка, колобок смущенно оправдывается.)

Колобок: Воровать я не умею, и малины не хочу. Я хочу узнать, от чего ты косолапый такой злой сидишь в своей малине и всех жителей леса пугаешь.

Медведь: Вроде все вокруг знакомо. Но не дома точно я. А как вернуться я не знаю. Вот дожился - заблудился.

Колобок: Я тебе Миша помогу.

Игра «Сказки перепутались»

Отгадай-ка Миша загадку,

не из этой ли ты сказки?

Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла! (Три медведя)

Хорошо, но вот это сто процентов про тебя.

Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт –

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)

Ну а следующая загадка.

Я от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом. (Колобок)

Ну, вот ты и нашел свой дом Миша.

Медведь: Ох, уважил ты меня. Побреду быстрей к себе. Так по дому заскучал.

Звучит музыка, медведь отправляется на свое место.

Педагог-психолог: А Колобок покатился дальше. Катиться, катиться, увидел пенёк, остановился, подремать решил он здесь. Только засыпать он стал, как шаги он услыхал. Открывает он глаза, рядом рыжая лиса.

Музыка, выход лисы.

Увидела колобка, села на пенек и запричитала.

Лиса: Несчастная я., бедная я., одинокая я.,

Педагог-психолог: Но мы же с вами знаем, что лиса-обманщица. А поможет нам её разоблачить игра «Всё наоборот». Лиса говорит свое обращение, а вы герои, противоположное по значению слово.

Лиса: Бедная я -., несчастная -., длинная дорога тебе домой колобок -. Ох, бедная я, одинокая (плачет).

Колобок: Так вот почему ты такая несчастная, ты просто одинокая у тебя нет друзей. Давайте все вместе дружить, давайте возьмемся все за руки и станем одним добрым животным.

Игра «Доброе животное».

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры:

Педагог - психолог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Колобок: Дорогие друзья, я так рад, что вы у меня появились. Но мне пора домой к Деду и Бабе. До свидания, до скорых встреч.

Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду, и сказка приобретает счастливое завершение).

Педагог-психолог: Прибежал домой Колобок, залез на подоконник и стал ждать Бабу с Дедом. Увидели Колобка Дед с Бабой, обрадовались и стали жить - поживать да друзей в гостях принимать.

 «Ритуал выхода из сказки»

(Перевоплощение из сказочных героев в простых людей)

7 Этап «Рефлексия»

(Обмен эмоциями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми

Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми, имеющими ранний детский аутизм(из опыта работы)Нашу Лекотеку посещают дети с разными нарушениями развития. Среди них хотелось бы выделить детей...

Сказкотерапия в работе с детьми

Работа музыкально-театральной студии "Экият"...

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Сказкотерапия в работе с детьми - логопатами

В данной статье рассматривается влияние сказкотерапии на развитие личности ребенка, показано, как осуществляется невидимая на первый взгляд работа над словом, а также даются рекомендации по проведению...

статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...