Развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству
методическая разработка по психологии (старшая, подготовительная группа)

Ольга Александровна Шевчук-Николаева
Наша задача – дать детям неограниченные возможности в жизни, которые достигаются лишь открыванием всевозможных дверей в мире, всевозможных горизонтов. И осуществление этой цели определяется тем, что выберет ребенок, кем он решить стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству

Шевчук Ольга Александровна

Самарская область м.р.Волжский мкр. Южный город               ГБОУ СОШ "ОЦ" Южный город" пос.Придорожный                   СП "Детский сад "Семицветик"

 педагог-психолог

       Наша задача – дать детям неограниченные возможности в жизни, которые достигаются лишь открыванием всевозможных дверей в мире, всевозможных горизонтов. И осуществление этой цели определяется тем, что выберет ребенок, кем он решить стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей.

                                Г. Долман

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Потребность в общении – одна из важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, так как это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Лучший друг для современного ребенка – это различные гаджеты (компьютер, телефон, планшет), а любимое занятие – компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, на сколько успешно оно складывается, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. В общении со сверстниками он учится выстраивать отношения по определенным правилам, осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики.

Для решения этой проблемы мы используем технологию старшего научного сотрудника института социологии РАН РФ Гришаевой Натальи Петровны - «Клубный час». Данная технология заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно общаться  друг с другом и перемещаться по детскому саду, соблюдая определенные правила поведения, а по звонку колокольчика возвращаться в группу.

Основной целью «Клубного часа» является развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству.

Задачами «Клубного часа» являются:

- воспитывать дружеские отношения между детьми, умение уважительно относиться к окружающим;

- создавать условия для ориентировки в пространстве, развития умения планировать свои действия и оценивать их результаты;

- закрепить умения детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

- создавать условия для овладения детьми приемами решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;

- развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые приемы.

Проведению «Клубного часа» предшествовала большая подготовительная работа педагогов и родителей, которые предварительно обсуждали и определяли, когда будет проводиться «Клубный час», и каким образом будет обеспечиваться безопасность детей. Педагогами филиала был определен «свободный тип» «Клубного часа», организованный по инициативе детей периодичность которого составляла 1 раз в неделю (по средам) продолжительностью в 30 мин.

Перед началом проведения «Клубного часа» в группах старшего дошкольного возраста педагогами проводилась предварительная работа с детьми:

  1. проведена дискуссия «Что такое «Клубный час?», в ходе которой рассматривались с детьми вопросы: зачем нужен «Клубный час», что мы будем делать, и кто хотел бы на него пойти?
  2. Определились, какие помещения есть в детском саду, как они называются, кто там работает и какую пользу они приносят?
  3. Детям выдавался план-схема этажей, на котором обозначены места свободного посещения с обозначениями  тех или иных видов деятельности в виде пиктограмм.
  4. Обсуждались правила поведения во время «Клубного часа», которые до сих пор кратко повторяются перед каждым «Клубным часом»:

- говори «здравствуйте» и «до свидания» взрослым, когда входишь и выходишь из помещения;

- если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь;

- не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми;

- говори спокойно;

- ходи спокойно;

- возвращайся в группу по сигналу колокольчика;

- если не хочешь ни куда ходить, то оставайся в группе.

В назначенный день и время перед началом «Клубного часа» педагог сообщает детям, что они могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения, а по звонку колокольчика необходимо вернуться в группу.

Во время «Клубного часа» дети посещают:

  • физкультурный зал, где их встречает инструктор по физической культуре, который сопровождает и организует деятельность детей во время двигательной активности: дети играют в подвижные игры, в игры со спортивным инвентарем, изучают и осваивают правила дорожного движения;
  • музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель, который предоставляет детям возможность поиграть на различных музыкальных инструментах, спеть любимую песню или потанцевать и др.;
  • посещают образовательный модуль «Большая книга ходилок-бродилок по сказкам», где дети играют в игру с правилами, помогают героям сказки решить проблемную ситуацию или сочиняют собственную сказку;
  • заходят в гости в «Мастерскую Художников», где в сопровождении педагога осваивают элементы росписи, создают разнообразные художественные образы, оформляют книжки-малышки, а также пробуют себя в роли художников, развивая при этом творческие способности, воображение, чувства и эмоции;
  • в рамках образовательного модуля «Мир познаем вместе» дети в игровой форме учатся различать цвета, знакомятся с понятиями формы, упражняются в ориентировке в пространстве, развивают крупную и мелкую моторику с помощью Монтессори – модулей;
  • в «Сказочном фиолетовом лесу» в маленьком «теремке» находится «Волшебный телефон», по которому ребенок звонит своему любимому сказочному персонажу и рассказывает свои тайны или проблемы. Данная технология позволяет не только развивать социальную активность детей, понять, что волнует ребенка, что позволяет эффективно выстраивать индивидуальную траекторию развития ребенка, проверить эффективность усвоения ребенком программы, поскольку в процессе разговора сказочный персонаж ненавязчиво задает ребенку вопросы. В роли сказочного персонажа выступает сотрудник детского сада – педагог-психолог;
  • в «Шашечном сафари» детей встречают не просто шашки, а животные, которые передвигаются по правилам. Игра в шашки способствует развитию совместной коммуникативной деятельности детей, умение детей придерживаться общепринятых правил данной игры.
  • в «Стране Говорляндия» ребят встречает Щелкунчик – страж страны, а учитель-логопед сопровождает их во всех приключениях. Дети гуляют по «Звучному» переулку, поднимаются в гору «Фантазий» и на пик «Размышлений», а также катаются на «Колесе обозрения» и ловят разнообразных рыб в озере «Познаний». Дети осваивают первоначальные навыки грамоты, проявляют инициативные высказывания в форме развернутых предложений, вопросительных высказываний.
  • в «Конструкторском бюро» дети самостоятельно или по предложенному образцу создают постройки из различных видов конструкторов, развивая логическое и образное мышление.

После завершения «Клубного часа», все дети-участники в своей группе, с педагогом садились в круг на ковре для обсуждения. Педагог следил за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди. Ребятам задавались вопросы:

- удалось ли ребенку осуществить свой замысел?

- где ребенок был?

- что ему запомнилось?

- хочет ли ребенок еще туда пойти и почему?

- смог ли осуществить то, что запланировал, если нет, то почему?

- удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Педагог фиксировал проблемы, возникающие, у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждал их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути решения в совместной деятельности.

Нас приятно радует реакция детей на проведение «Клубного часа». Они с нетерпением ждут его начала, постоянно спрашивают педагогов, а будет ли «Клубный час»?

Технология «Клубный час» осуществляется нами с 2016 года и в настоящее время. Для определения эффективности ее использования нами проведено наблюдение, в ходе которого мы получили следующие результаты:

 - В начале проведения «Клубных часов» лишь 20% детей смогли осуществить свой замысел, остальные не смогли это сделать по следующим причинам: не хватило времени (50%), передумали в процессе проведения Клубного часа (10%), не сумели сориентироваться в пространстве (20%), были  интересны сразу несколько видов деятельности (15%).

- Проанализировав эти же результаты через шесть месяцев, мы увидели совершенно другие цифры - 85% детей смогли осуществить свой замысел, остальным не хватило времени (10%) и (5%) были  интересны сразу несколько видов деятельности. Так же наметилась резкая тенденция на снижение нарушения правил во время проведения «Клубного часа», дети стали более дисциплинированными, снизилась агрессия, установился более тесный контакт и понимание между детьми и взрослыми. Они стали более отзывчивыми и дружелюбными, снизились конфликты среди детей. Ребята стали более подробно и открыто сообщать о своих потребностях не только своим педагогам, но и другим сотрудникам детского сада.

Таким образом, мы сделали вывод, что «Клубный час» является эффективным методом формирования коммуникативных навыков и успешной их социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Статья «Формирование у детей среднего дошкольного возраста познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности через организацию детского экспериментирования»

«Формирование у детей среднего дошкольного возрастапознавательных интересов, потребности в самостоятельнойпоисковой деятельности через организацию детского экспериментирования»...

Консультация для родителей младшей группы на тему: «Как развивать интерес детей к окружающему миру».

Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом....

Развитие и поддержка детской игры через формирование игровой компетентности родителей средствами технологии «Семейный театр»

   В современном дошкольном образовании приоритетным направлением становится поддержка и развитие детской игры. Научные и практические исследования доказывают, что игра представляет с...

«Экскурсия – как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру»

Сообщение из опыта работыпо теме: «Экскурсия – как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру»...

Театрализованная игра в детском саду как одно из средств ознакомления детей с окружающим миром.

Консультация для родителей о важности театрализованных игр в дошкольном возрасте, их значении при ознакомлении с окружающим миром....