Сенсорная интеграция детей дошкольного возраста (из опыта работы).
методическая разработка по психологии

Лебедь Марина Сергеевна

Игровые упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания. Так же эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekabr.docx13.8 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная интеграция детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Игровые упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания. Так же эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

Работу нужно проводить в несколько этапов: 1. Совместно с учителем-дефектологом ДОУ определили зоны кожной чувствительности тела ребенка, затем проводили игры на приучения детей к положительному реагированию на определенные раздражители. Применяли такие приемы как: сухой бассейн; прикосновение к телу лентами; поглаживание различных частей тела; пожатие рук; прикосновение теплой грелкой к различным частям тела; ритмичное похлопывание;

2. Воздействие предметами различной фактуры к различным частям тела ребенка. Приемы: поглаживание ваткой или мягкой игрушкой доступных частей тела (щек, шеи, ладоней, пальцев, рук, ног); поглаживание поролоном, щеткой, плотной тканью; прокатывание по рукам, ногам, предплечьям войлочных, резиновых и пластмассовых мячей (шариков); обдувание обнаженных частей тела, обмахивание веером; массирование тела мехом, шерстяным лоскутком, щеткой, звучащей игрушкой.

3. Совместные действия по обследованию различных предметов. Приемы: проведение руками ребенка по поверхности обследуемого предмета; сжимание поролоновых игрушек; упражнение в совместном сжимание резиновых мячей, резиновых игрушек; используя вязаную перчатку с нашитыми пуговицами различной величины и формы, побуждение ребенка ощупывать пальцы с пуговицами (ребенок ощупывает каждый палец, здоровается с ним); упражнять ребенка в удерживании небольшой игрушки одной рукой, манипулирование ею; упражнять в удерживании игрушки двумя руками.

4. Самостоятельные действия с предметами. Приемы: упражнение в ощупывание предметов одной, потом двумя руками; формирование умения манипулирования предметами: трясти, толкать, отбрасывать, толкать, перекладывать из руки в руку; побуждать играть с бумагой: мять, листать,  сгибать, комкать; побуждать играть с лоскутками ткани; побуждать играть с предметами различной фактуры.

Таким образом, я попыталась на практике включить сенсорный компонент в структуру комплексной деятельности детей. Так в структуру каждого занятия были включены игры на развитие сенсорного развития. Каждому ребенку подбирались индивидуальные задания, в зависимости от структуры сенсорной дисфункции. Так, например, детям с нарушением тактильной сферы и нарушением координации движений, были предложены игры с массажным оборудованием, игры с прищепками, что помогло им освоить навык рисования карандашом.

 Детям с недостаточной зрительной чувствительностью, были предложены игры с яркими зрительными стимулами и т.д. Например, ребенку с гипофункцией тактильной сенсорной системы, который стремился ко всему прикасаться, я предложила носить определённый предмет в кармане (маленький упругий мячик («попрыгунчик»). Когда ему была нужна помощь в концентрации или возникало желание к чему-нибудь прикоснуться, он просто опускал руку в свой карман.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка-дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. И поэтому в своей работе веду политику сотрудничества с семьями воспитанников. Родители чаще всего не осознают, что трудности в развитии их ребенка, отклонения в поведении - результат неврологических нарушений, которые ребенок не может контролировать самостоятельно. Кажется, что ребенок поступает неадекватно намеренно. Поэтому ежедневно родителей информирую об актуальных задачах воспитания и обучения детей, о возможностях детского сада в решении задач.

Сотрудничество с семьей, с коллегами строим по следующим направлениям: 1) вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;  2) повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации.

Оформляем папки - передвижки, выпускаем информационные листы для родителей.  Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах всестороннего развития воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (из опыта работы)

Описание: данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования. В данной статье я попыталась научно обосновать тему сенсорного развития детей раннего возраста, как залога успешног...

Сенсорная интеграция детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие и развитие практических навыков занимает одно из центральных мест в общей системе воспитательной работы.Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспр...

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала вниман...

«Использование игр -экспериментирований в сенсорном развитии детей дошкольного возраста» (описание опыта работы)

Самое лучшее открытие – то,которое ребенок делает сам.Ральф У Эмерсон  Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на решение многих задач. Одной из них яв...

Сенсорная интеграция детей дошкольного возраста. « Сенсорный портрет ребенка дошкольного возраста, как основа для проектирования индивидуальной работы»

У детей с нарушением сенсорной интеграции происходит сбой в обработке полученных от рецепторов данных. Синдром проявляется в поведении, тактильных ощущениях, познавательном и моторном развитии. Дети с...