Консультация для педагогов: «Совместная работа с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста» (из опыта работы учителя-логопеда Коцур Г. В.)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Совместная работа с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста» (из опыта работы учителя-логопеда Коцур Г. В.)

В нашем учреждении вопросам взаимосвязи детского сада с семьей уделяется большое внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В нашей группе мы стараемся создать условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекая родителей, которые участвуют в занятиях, вечерах досуга, чаепитиях, театрализованных представлениях, выпуске совместно с детьми стенгазет. Мы работаем над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

В нашей группе сложилась определенная система работы с родителями, которая включает в себя:

1)собрания;

  1. консультации;
  2. открытые занятия;
  3. информационные выставки.

В течение года проводится несколько родительских собраний (от 3 до 5), тематика которых планируется в зависимости от речевого диагноза и от возраста детей. Мы стараемся разнообразить форму проведения родительских собраний, делая родителей не только пассивными слушателями, но и активными участниками.

Первое собрание «Психолого-педагогические особенности детей с ОНР и аспекты коррекционной работы с ним» проводили в конце сентября.

Я старалась в доступной форме объяснить родителям суть речевого дефекта детей, познакомила с популярной литературой по речевому нарушению.

В результате наших многолетних наблюдений мы пришли к выводу, что большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают всей тяжести речевого нарушения, отмечая, как правило, только неправильное звукопроизношение, причем в большинстве случаев лишь звуков ш, ж, р, редко кого из них волнует недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи.

Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана. Поэтому мы стали предлагать родителям на первом собрании список литературы для ознакомления с некоторыми видами работы по коррекции ОНР (к примеру, логопедические тетради Т.А. Ткаченко, альбомы «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Н.Э. Терешковой).

На этом собрании родители познакомились с выводами специалистов о состоянии знаний и умений детей в различных видах деятельности (математические представления, развитие речи конструктивные и изобразительные навыки и т. д.) в данный момент, а также с требованиям программы детского сада, с планом работы логопеда на первый период обучения, его задачами содержанием.

Я дала рекомендации по организации ежедневных занятий с ребенком дома, по работе индивидуальной тетрадью ребенка. Родители получили полную информацию об организации логопедической помощи детям в условиях логопедической группы.

Опыт работы показывает, что после знакомства с результатами обследования многие родители коренным образом меняют представление о речевом развитии своих детей, работе логопеда воспитателей. Во второй части родительского собрания мы проводили «Овощные посиделки (выставка стенгазет об овощах, выполненных родителями с детьми, дегустация овощных блюд приготовленных педагогами и родителями), А потом мы прослушали составленные деть?» презентации своих стенгазет (рассказы-описания, загадки, стихи о своих овощах).

Второе собрание родителей проводится в январе. На этом собрании я информирую их об итогах обучения детей за истекший срок, знакомлю с основными направлениями дальнейшего коррекционного обучения, предлагаю родителям поделиться наблюдениями за развитием речи детей. Это собрание обычно проводим в форме деловой игры, круглого стола, родительской гостиной и т.п. Иногда мы проводим на этом собрании открытое занятие по звукопроизношению, сценическую постановку или занятие-развлечение (например, "Праздник звука Л", если звук к: этому собранию введен в речь всех детей).

Третье собрание «Воспитание добротой» проводим в марте.

Четвертое собрание «До свидания, детский, сад!» проводим по итогам коррекционного обучения (в мае), на нем даем рекомендации по закреплению полученных навыков правильной ре в летний период.

Кроме собраний, важным видом взаимосвязи в своей работе с родителями являются консультации. Они бывают фронтальные и индивидуальные.

Фронтальные проводятся один раз в месяц. Это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на период обучения или целый учебный год, при необходимости она может меняться. Примерный перечень тематических консультант может быть следующим:

  1. играем вместе с мамой (артикуляционная гимнастика)
  2. закрепление речевых навыков у детей
  3. как учить стихи играючи
  4. готовность к школе что и как читать детям?
  5. учим детей общению готовность детей к звуковому анализу;
  6. постановка и автоматизация отдельных групп звуков;
  7. обучение детей с ОНР рассказыванию;
  8. обучение грамоте детей с ОНР.

Индивидуальные консультации провожу по приглашению или по просьбе или предложению родителей один раз в неделю, в определенный день. На этих консультациях я демонстрирую успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняю, какая помощь необходима ребенку со стороны родителей на данном этапе обучения.

Иногда фронтальные и индивидуальные консультации сопровождаются показом открытых занятий. Родители при необходимости и при наличии возможностей могут посещать занятия логопеда и воспитателей в течение всего периода обучения и могут видеть, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка и других детей.

Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

На родительских собраниях и консультациях я даю рекомендации по выполнению заданий, подчеркивая необходимость и важность использования наглядных средств и манипуляций с предметами в домашних условиях.

Во время занятий с детьми в домашних условиях родители имеют более широкие возможности для использования разнообразных видов наглядности, когда дети могут и на ощупь определить форму, размер, цвет, твердость предметов, попробовать на вкус, убедиться в сочности овощей и фруктов, ощутить разницу в затрате мышечных усилий при пережевывании различных видов пищи. Преимущества натуральных наглядных средств очевидны при изучении времен года и при наблюдениях за явлениями природы (роса, туман, метель, снежная крупа, иней, наст), которые трудно или невозможно продемонстрировать с помощью других видов наглядности.

Родители получают информацию о необходимости дозирования нагрузки детей, выполнении санитарно-гигиенических требований по оборудованию места для занятий ребенка дома.

Для удобства работы я постепенно перешла на использование определенных карточек с заданиями, в которых сконцентрирован многолетний опыт совместной работы по коррекции общего недоразвития речи детей.

Материал карточек служит ориентиром, тестом на усвоение учебного материала детьми, на определение готовности к обучению в школе, помогает родителям активнее участвовать в процессе обучения, более грамотно включаться в коррекционную программу воздействия по преодолению речевого дефекта.

Родители, внимательно изучив домашнее задание, имеют возможность сориентироваться, на каком наглядном материале можно закрепить лексику и грамматику по изучаемой теме, в какие сюжетно-ролевые игры или режимные моменты ввести данный материал, какую использовать художественную литературу.

Предложенные формы работы с родителями эффективно применяются нами в течение ряда лет, постоянно изменяются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.