Главные вкладки

    Совместная работа с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста
    консультация

    Никишина Ольга Николаевна

    Совместная работа с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Совместная работа с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста

    Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

    Речь – неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский образно назвал родную речь народным педагогом, наставником и воспитателем. Слово воспитывает, учит и развивает ребенка. Под влиянием речи у малыша совершенствуются чувства и восприятие, обогащаются знания об окружающем мире.

    Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, однако для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в формировании речевой компетентности ребенка. Но насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению, ее заинтересованности педагогическим процессом и целями дошкольного воспитания.

    По роду своей профессии воспитатели хорошо знают общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания, основные приемы организации о проведении коррекционно - развивающей работы.

    Именно поэтому в группах детских садов особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Цель работы педагога не просто внести основы педагогических знаний в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывая его традиции, особенности и микроклимат.

    Развитие речи ребенка без активного участия родителей вряд ли возможно. Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии речи, принадлежит семье, так как первые слова, первые предложения ребенок слышит и произносит в кругу близких людей - мамы, папы, бабушки, дедушки. Над развитием детской речи необходимо работать на протяжении всего дошкольного возраста. Развитие речи детей в семье – одна из основных задач семейного воспитания. Однако некоторые родители считают, что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе, и не обращают достаточного внимания на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Поэтому взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Для того, чтобы совместная работа ДУЗ и семьи была плодотворной и реально способствовала развитию речи детей, необходима специальная организация взаимодействия педагогов дошкольного заведения и семей воспитанников. Но взрослые не всегда находят нужные методы общения с ребенком, поэтому и теряется контакт между детьми и родителями.

    Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов:

    • организации различных форм помощи родителям;

    • содержательно-педагогической работы с ребенком;

    Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

    В работе с родителями целесообразно учитывать следующие принципы:

    Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.

    Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.

    Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведение коррекционной работы в семье.

    Основными формами работы с родителями являются:

    общие родительские собрания;

    консультации (индивидуальные и групповые);

    беседы (индивидуальные и групповые);

    открытые показы занятий;

    папки – передвижки;

    подбор методической литературы в помощь родителям и т. д.

    Речь родителей – пример для детей. Успех речевого развития ребенка, прежде всего, зависит от речи взрослых в частности родителей. Ребенок учится говорить благодаря слуху и способности звукоподражания. Чтобы речь взрослых в семье стала для детей образцом подражания, она должна соответствовать определенным требованиям:

    • родителям необходимо употреблять в разговоре с ребенком все лексическое богатство речи: синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов. Поиграть в игры «Скажи наоборот»«Подумай и объясни» и т. д. ;

    • употреблять в живой разговорной речи пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания. Рекомендовать родителям детскую художественную литературу под рубрикой:

    «Прочтите своим детям» либо оформить выставку детских книг, советовать, когда и где можно употреблять «жемчужины» народной мудрости. Пословицы и поговорки - своеобразный кодекс морального поведения, в них можно найти совет, осуждение, поддержку без лишнего пояснения и лишних слов. Употреблять их можно в любой момент общения с ребенком. Например, во время приема пищи«Дорога ложка к обеду»«Кашу маслом не испортишь» …; во время трудовых поручений – «Силой не хвались, а лучше трудись»…; во время прогулок на природе- «Много снега, много хлеба»… и т. д. ; загадки лучше употреблять во время общения с ребенком, в процессе определенной деятельности, так на кухне уместны будут загадки о предметах питания, посуде овощах, фруктах, бытовой технике- «Белый камень в воде тает» и др. Со старшими детьми можно устраивать семейные вечера загадок, соревнования «Кто больше назовет пословиц» и т. д.

    • Родителям, которые не знакомы с чудесной книгой К. И. Чуковского «От 2 до 5»посоветовать ее прочитать. Ведь в каждой семье, где есть дети, взрослые нередко наблюдают, как малыши творят новые слова. Детское словотворчество – это закономерное явление. Надо объяснять родителям, как им относиться к детскому словотворчеству. Посоветовать вести записи новых слов, предлагать сочинять сказки, стихотворения, загадки.

    • Речь детей должна быть орфографически и грамматически правильной. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность.

    • С родителями проводить собеседования, предлагать тесты, анкеты с целью исследования индивидуальных особенностей детей. Присутствие родителей на занятиях, праздниках, режимных моментах позволяет им пополнить педагогические знания, использовать увиденные методы и приемы в семейном воспитании детей, лучше узнать жизнь детей в дошкольном учреждении, а так же поделиться своим опытом воспитания. Если же родители по каким –либо причинам не могут присутствовать на этих мероприятиях предлагать им посмотреть видеосюжеты занятий, праздников, игровой и других видов деятельности детей.

    Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников.

    «Советы для родителей»

    под рубриками:

    «ОТ КРИКОВ ДО ПЕРВОГО СЛОВА»

    Разговаривайте с ребенком каждую свободную минуту.

    Привлекайте его к звукоподражанию, самостоятельному произношению первых правильных слов.

    Как можно больше привлекайте детей к играм, рассказывайте сказки, разучивайте песни, скороговорки, стихи.

    «ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

    Ни в коем случае не повторяйте неправильное произношение ребенка.

    Помните, что малышу нужно слышать только правильную речь взрослых.

    Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками и старшими детьми.

    Не забрасывайте ребенка большим количеством игрушек.

    Приучайте детей бережно относиться к книгам и картинкам.

    Привлекайте детей к играм с игрушками, куклами.

    «ТВОРЦЫ НОВЫХ СЛОВ.»

    Приучайте детей к употреблению слов в соответствие с литературной нормой.

    Поощряйте словесное творчество ребенка.

    Привлекайте их к составлению стихов, считалок, будьте им помощниками.

    «В МИРЕ ЗВУКОВ»

    Не повторяйте за ребенком неправильное произношение звуков.

    Разговаривайте с ребенком только правильной речью.

    Своевременно исправляйте речь ребенка.

    Если Ваш шестилетний ребенок неправильно выговаривает звуки, обязательно обратитесь к логопеду.

    Стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки станут надежными помощниками в воспитании правильной и выразительной речи Вашего ребенка.

    «ПО ЗАКОНАМ ГРАММАТИКИ.»

    Постоянно следите за речью детей.

    Своевременно исправляйте грамматические ошибки.

    Не вмешивайтесь в детские рассказы, сначала выслушайте ребенка, а потом исправьте ошибку.

    В двуязычных семья всегда обращайте внимание на то, на каком языке говорит ребенок, исправляйте ошибки двуязычия.

    «ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ.»

    Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребенком.

    Помните, что основными собеседниками для ребенка в семье являются мама, папа, дедушка или бабушка.

    Не забывайте поручать старшим детям,как можно больше разговаривать с малышами.

    Обязательно приобретите репродукции картин, альбомы, плакаты, рассматривайте их с детьми.

    Периодически устраивайте выставки художественных картин, «домашние музеи».

    Предложите детям соревнование «Чья сказка лучше?»«Чей рассказ лучше?» с участием всех членов семьи.

    Не забудьте записать в тетрадь ил на магнитофон рассказы и сказки Вашего ребенка. Через два-три месяца прослушайте вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

    «ВАШИ ПОМОЩНИКИ- КНИГИ.»

    Книга помогает сформировать у детей лучшие моральные качества, основы материалистического мировоззрения, воспитывать патриотические и интернациональные чувства.

    Интересная книга – это большая радость для ребенка! Не отнимайте эту радость, следите за новыми изданиями детских книг, пополняйте ими семейные детские библиотеки.

    Разучивайте с детьми стихотворения. Это воспитывает у них любовь к поэзии, способствует развитию поэтического слуха, выразительной речи.

    Устройте дома уголок книг, периодически устраивайте выставки книг, посвященные произведениям одного писателя, к праздникам и т. д.

    Не забывайте рассказывать детям о писателе, стимулируйте ребенка вспомнить его фамилию, название произведения, стихотворения. Ребенок должен знать, какой народ создал прочитанную сказку, чья она (русская, украинская, немецкая).

    Учите ребенка бережно относиться к книге. Она должна быть чистой, целой. Брать ее можно только чистыми руками, рассматривать на столе, не писать на ней, не рисовать, всегда ставить на свое место, своевременно ремонтировать ее.

    «РЕЧЬ ВЗРОСЛЫХ - ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ.»

    Помните, что Ваша речь является образцом для наследования, поэтому она должна быть всегда правильно.

    Приобретите словари, они станут вашими советчиками в воспитании культуры речи детей.

    Следите за речью детей, своевременно исправляйте речевые недостатки.

    Правильное произношение- залог успешного обучения ребенка в школе

    Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, - все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

    Надо, чтобы родители помнили, что судьба их ребенка, их надежды зависят только от них, так как они первые учителя, своего ребенка и первые ученики. Учится никогда не рано ни детям, ни их родителям. В первые годы жизни ребенок зависит от взрослых своей семьи. Любите его, помогайте развиваться. Семья должна быть территорией дружеской для ребенка, чтобы быть хорошими родителями необходимо не только его любить, но и много знать о природе ребенка, законы его развития, владеть разными игровыми методиками. И задача детского сада- вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

    Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...

    Использование брошюр в совместной работе с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста

    Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у м...

    Система работы по развитию связной образной речи детей дошкольного возраста.

    Обогащение связной речи детей образно-выразительными средствами речи: сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами на материале формирования монологического выска...

    Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа

    план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...

    Из опыта работы «Работа с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста"

    Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, в...

    Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

    Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...