СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
статья по психологии (старшая группа)

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.И. Андрейченко

г. Челябинск, Россия

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

Аннотация: В статье рассматривается преодоление детских страхов через сказкотерапию. Также возможные причины детских страхов.

Ключевые слова: сказкотерапия, страх, детский страх, форма сказкотерапии.

M. I. Andreychenko

Chelyabinsk, Russia

THE THERAPY AS A METHOD OF OVERCOMING CHILDREN'S FEARS

Abstract: the article deals with overcoming children's fears through fairy tale therapy. Also possible causes of childhood fears.

Key words: fairy tale therapy, fear, children's fear, form of fairy tale therapy.

Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Обширные области исследования, посвящённые страху и тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций [2].

В «Философском энциклопедическом словаре» страх — это отрицательная эмоция, возникающая в реальной или воображаемой опасности и угрожающая жизни организма, личности и защищаемым его ценностям (идеалам, принципам, целям и т. д.).

По мнению А.И. Захарова, страхи –это «ощущение беспокойства либо тревоги, возникающие в ответ на реальную либо воображаемую угрозу».

Страхи не возникают на пустом месте. Они обусловлены несколькими причинами [1]:

конкретный случай

— случай, который когда-либо напугал ребенка (укус собаки). Но не у всех детей данный страх будет отчетливо проявляться. Все будет зависеть от особенностей характера ребенка. Такие страхи легче всего корректировать.

внушенные страхи — источниками данных страхов являются взрослые, которые непроизвольно слишком эмоционально предупреждают ребенка об опасности. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

детская фантазия — данный страх заключается в том, что ребенок сам придумывает себе предмет страха. Особенно это характерно для детей с развитым воображением. Реакция на такие фантазии у всех детей разная: одни могут сразу забыть, а у других это может надолго остаться в памяти и привести к непоправимым последствиям.

внутрисемейные конфликты — ребенок чувствует себя виноватым в том или ином конфликте родителей.

взаимоотношения со сверстниками — ребенок боится быть униженным в коллективе, где его не любят и не принимают.

Одним из самых эффективных методов, способствующих коррекции страхов детей дошкольного возраста является сказкотерапия. Такие исследователи, как А. И. Захаров, В. С. Мухина, А. М. Прихожан и др. утверждают, что именно сказкотерапия помогает бороться с детскими страхами.

Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева считает, что сказкотерапия базируется на пяти видах сказок [3]:

- художественные- сказки, мифы, притчи, имеющие психокоррекционный и психотерапевтический аспекты;

- психотерапевтические- сказки, стимулирующие процесс личностного роста. Такие сказки не всегда имеют счастливый конец, но всегда очень глубоки и проникновенны [3]:

- психокорекционные- сказки, оказывающие влияние на поведение ребенка. Эти сказки ограничены по возрасту и проблематике.

- дидактические – сказки создаются педагогами и раскрывают смысл определенных знаний.

- медиативные сказки направлены на снятие психоэмоционального напряжения. Главной особенностью таких сказок является отсутствие в них конфликтов и злых персонажей.

Привлекательность сказок для психологической коррекции вообще и коррекции страхов, в частности состоит, прежде всего, в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений.

Сказкотерапия одно из самых молодых направлений практической психологии. Но, с другой стороны, сказкотерапия это самый древний способ поддержки человека с помощью слова.

Через сказку узнавались переживания детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем. И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок [4].

В настоящее время существует множество форм работы с данными сказками. Рассмотрим некоторые из них [3]:

  1. Интерпретация сказок заключается в воспроизведении сказочной ситуации, сюжета.
  2. Рассказывание сказок может проходить по двум принципам: рассказывать может сам ребенок или рассказчик-психолог.
  3. Сочинение сказок- ребенок сочиняет сказку на основе своих тревог, радостей, печалей.
  4. Переписывание сказки- ребенок выбирает для сказки такой конец, который наиболее соответствует его внутреннему состоянию.
  5. Постановка (разыгрывание) сказок- важный компонент в сказкотерапии. Существует множество видов постановок, каждые из которых предполагают разыгрывание психокоррекционных, пихотерапевтических или обучающих сказок.
  6. Сказочная имидж-терапия – в сказочном образе ребенок может изобразить то, чего он боится.
  7. Сказочное рисование – основано на тематическом рисовании, которое помогает изучить внутренний мир ребенка, понять, что ему не хватает, что пугает в жизни.
  8. Использование танцев в сказкотерапии- эта форма направлена на раскрепощение ребенка. Именно в танце ребенок может показать то, что его волнует, пугает.

Страхи могут возникнуть у каждого и в любом возрасте, но только в дошкольном возрасте вероятность появления страхов наиболее высока. Именно в этот период активно развивается мышление и воображение у ребенка, он активно взаимодействует с окружающими, со сверстниками. Существует множество факторов, влияющих на появление страхов, но одним из самых главных факторов является семья. Для преодоления детских страхов используются различные методики и методы коррекционной работы. Одним из самых эффективных методов, способствующих коррекции страхов детей дошкольного возраста является сказкотерапия. Именно сказка помогает ребенку избавиться от страхов, агрессии и тревожности.

Список литературы

  1. Ахметов Т. И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания: история, практика. - М.: АСТ; Харьков: Фолио.- 765 с.
  2. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку/ И. В. Вачков. — М.: Ось — 2001. — 144 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб: Речь.- 2006. —170 с.
  4. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь: М.: Сфера.- 118 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь родителям в преодолении детских страхов

советы родителям в преодолении детских страхов, основные группы страхов, методы преодоления...

Теоретическое сообщение из опыта работы "Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности"

Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛДРАМЫ И АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ

Актуальность использования методик «Символдрамы» и «Арт-терапии» состоит в том, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше о...

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...

«Сказкотерапия как метод преодоления страхов детей старшего дошкольного возраста»

Проект«Проектная деятельность старшего дошкольного возраста, как метод осуществления преемственности дошкольного и начального общего образования» Тема: «Сказкотерапия как ...