Тренинг «Стресс- пути преодоления»
материал по психологии

 Моисеева Ульяна Сергеевна

Стресс можно определить как состояние беспокойства или психического напряжения, вызванное трудной ситуацией. Стресс является естественной реакцией человека, которая фокусирует его внимание на возникающих в повседневной жизни проблемах или угрозах. Состояние стресса в той или иной степени испытывает каждый человек. Однако от того, как мы реагируем на стресс, во многом зависит наше общее благополучие. Как же с ним справляться?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_stress_puti_preodoleniya_.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Стресс- пути преодоления»

Цель: снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.

Задачи:

  • Сформировать у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств.
  • Сохранять психическое здоровье педагогов.

Участники: педагоги и специалисты ГБДОУ

Ведущий: педагог - психолог

Материалы: компьютер, проектор, столы, ручки на каждого участника, листы А4 разлинованные на 6 частей на каждого участника, фотографии участников, аудиомагнитофон.

Длительность мероприятия: 40 минут

Вступительное слово: 

- Добрый день уважаемые педагоги. Сегодня темой нашего тренинга будет «Стресс – пути преодоления» 

Наш психологический тренинг рассчитан на то, чтобы коснуться эмоционального состояния человека, а именно стресса, научиться понимать самих себя, выражать свои чувства, переживания.

Мы все знакомы друг с другом и чтобы настроиться на сегодняшний тренинг сразу перейдём к делу и выполним первое задание:

Разминка.

Упражнение "Коллективный счет"

Цель: Повышение уровня согласованности внутригруппового взаимодействия, настрой на работу

Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.

В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема.

Ожидаемый результат: сплочение группы.

Основная часть

Уважаемые педагоги, скажите пожалуйста, а что такое стресс?

Стресс — это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные. Стресс – термин, дословно обозначающий давление или напряжение. Оно может быть физическим, а может быть психологическим.

Профессия по типу «Человек-человек» является самой стрессовой сферой.  Педагоги, учителя, воспитатели в зоне риска. Наша работа очень отвесвенна, нам вверяют в руки жизнь маленького человека, но не просто мы следим за сохранностью его здоровья, а также воспитываем, обучаем. При этом мы должны отвечать требованиям, которые к нам предъявляют родители, администрация, сами мы. Так же не стоит забывать, что на плечи педагога взваливается множество бумажной работы.

 

Скажите пожалуйста, а как выражается стресс? (Ответы участников)

  • невозможность сосредоточиться на чем-либо, ухудшение памяти, мысли часто «улетучиваются»;
  • слишком частые ошибки в работе;
  • очень быстрая речь, повышенная возбудимость;
  • потеря чувства юмора;
  • слишком часто возникающее чувство усталости, частые «беспричинные» боли (вызванные не физическими проблемами);
  • резкое возрастание пристрастия к вредным привычкам;
  • постоянное ощущение недоедания или,наоборот,  отсутствие аппетита и вкуса к еде;
  • невозможность во время закончить работу, работа не доставляет прежней радости.

Необходимо отметить, что реакция организма не зависит от того, какая причина вызвала стресс. И на перелом руки, и на развод организм отреагирует одинаково – выделением гормонов стресса. Его последствия будут зависеть от того, насколько значима ситуация для человека и как долго он находится под ее воздействием.

Одним из важнейших факторов является состояние нервной системы на данный момент. В периоды переутомлений и болезней у человека снижается способность адекватно оценивать ситуацию и сравнительно небольшие воздействия могут вызвать серьезный стресс.

 

Я предлагаю вам оценить тип вашей нервной системы. Если ваша нервная система сильная, то и со стрессом вам будет легче справляться.

ТЕППИНГ — ТЕСТ ( Методика Е.П.Ильина)

Состояние стресса непосредственно влияет на нашу самооценку. Вы могли замечать, что когда у вас подавленное настроение, есть проблемы в личной жизни, вы утомились на работе, то вы возможно кажетесь себе не таким профессионалом, или замечаете какие-то внешние недостатки. Одним словом, самооценка при стрессе снижается. Но давайте позволим себе напомнить, кто мы есть на самом деле, и как нас воспринимают окружающие.

Упражнение «Фото»

Цель: развитие чувства собственной значимости.

Педагоги пишут на небольших листах комплименты заранее подготовленному фото.

Сейчас я хочу предложить вам заполнить «Колесо жизненного баланса». 

Для достижения баланса в жизни и профилактики стресса нужно привести в порядок все секторы своей жизни. Чтобы оценить, в каком состоянии находятся важные для вас части жизни – используйте это упражнение.

Важно быть честным, оценивать адекватно каждую область исходя из личных ощущений

Если трудно оценить, то можно задавать себе наводящие вопросы, такого плана:

Моё самочувствие меня радует? Я нравлюсь себе, как выгляжу? Здоровье желает быть лучше?

Посмотрите на ваше колесо жизни. Посмотрите на те сферы, области, которые оказывают влияние на ваше эмоциональное состояние. Оцените их, подумайте. Требуется оценить безуспешные пункты сфер жизненного баланса. Подумать, как можно на них повлиять, чему необходимо больше посвятить времени и внимания.

Убирая стрессогенные факторы, мы приводим наше эмоциональное состояние в порядок.

Упражнение «Стрессовые ситуации»

«Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись — у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись - у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми».

Подумайте над вопросом: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?» Ведущий просит каждого поделиться своим опытом с группой (т.е. способы самовосстановления).

Комментарии: существует 6-ти-канальный метод самовосстановления (разрядки):

Ч – чувства, эмоции (музыка, книги, путешествия все, что питает наши органы чувств)

У – ум (рефлексия, анализ, обдумывание, построение стратегии; подходит для рациональных людей)

В – вера (обращение к богу, совершение определенных манипуляций, обрядов; обращение к к-л философскому учению)

С – социум (любое взаимодействие, общение)

Т – тело (СПА, массаж, спорт, прогулки)

ВО – воображение (творчество, фантазирование, мечтательное планирование)

Конечно, все эти способы вам известны и вами применяются, но осознанное понимание того, что можно применить в наличной стрессовой ситуации, помогает гораздо быстрее и качественнее восстановиться.

Одна бывает, что есть проблема, но вы не знаете, как ее решить? Вы не можете сделать выбор? Не понимаете, чего на самом деле хотите? Вам сложно разобраться в своих истинных чувствах? Со всеми этими и некоторыми другими ситуациями поможет интересный и несложный тест «16 ассоциаций Юнга».

Тест ассоциаций Юнга может проводиться при проблеме из любой жизненной сферы и при любом вопросе, на который вы никак не можете найти ответ. Это упражнение позволяет обратиться к своему подсознанию (бессознательному) и таким образом по-новому взглянуть на имеющиеся проблемы, понять свои истинные желания, мотивации и причины.

Упражнение «16 ассоциаций Юнга»

Цель: выявление глубинных истоков проблемы

Упражнение на бланках

Завершающий этап

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цели: положительный настрой, осознание и снятие мышечных зажимов.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Процедура:

- Чтобы поднять настроение, я вам предлагаю поиграть в игру. Всех участников я приглашаю встать в круг. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения.

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног
  • танец пальчиков ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Рефлексия.

- Ваши ощущения после тренинга, настроение?

-Что понравилось? Что не понравилось?

- Что было полезным?

- Удалось ли вам расслабиться? Снять напряжение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе «Кризис трех лет. Пути преодоления»

Родительское собрание во второй младшей группе «Кризис трех лет.   Пути преодоления»   Кризис трех лет можно распознать по проявлению следующих симптомов: Негативизм – неподчинение ...

Детская агрессивность:проявление,причины,пути преодоления

Очень мало на свете родителей, которые так или иначе не сталкивались бы с детской агрессивностью, не изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева и крушащего детской лопаткой все вокруг: "От...

Консультация "Ребенок не хочет читать" о путях преодоления негативизма к чтению у детей.

Данная   статья  поможет  родителям лучше понять  механизм развития  навыка осознанного чтения  у детей, а коллегам - доступно объяснить, как родители могут помочь...

Тренинг. Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.

Профилактика профессионального выгорания педагогов...

Консультация_Стресс и пути преодоления

Консультация для педагогов для снятия эмоциоанльного перенапряжения...