Сценарий тренинга "Стресс в жизни педагогов"
план-конспект занятия по психологии
Стресс — это естественная реакция организма на различные факторы, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. К сожалению, для педагогов состояние стресса часто становится неотъемлемой частью жизни. Данная презентация о том, как не допустить стрессовое состояние и как с ним справиться
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.85 КБ | |
| 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация «Стресс в жизни педагогов ДОУ»
Слайд 2. «Стресс в жизни педагогов ДОУ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о стрессе в жизни педагогов ДОУ. Стресс — это естественная реакция организма на различные факторы, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Однако, если стресс становится хроническим, он может негативно сказаться на нашем здоровье и эмоциональном состоянии.
Хочется отметить, что стресс бывает положительным (эустресс) и отрицательным (дистресс).
Слайд 3. «Интересные факты о стрессе педагогов»
- Согласно исследованиям, педагоги ДОУ испытывают один из самых высоких уровней стресса среди всех профессий;
- Профессия педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья;
- Стресс может привести к снижению эффективности работы, ухудшению здоровья и даже к выгоранию;
- Педагогический стресс носит накопительный характер;
- 75% педагогов испытывают стресс регулярно.
Слайд 4. «Основные причины педагогического стресса»
Причины стресса у педагогов ДОУ могут быть разнообразными:
- высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников;
- высокая концентрация коммуникативной активности (педагог-воспитанник, педагог-родитель, педагог-педагог, педагог-администрация, педагог-общественность);
- высокая эмоциональная активность;
- разнообразие педагогических нагрузок;
- высокая значимость труда и личная;
- ответственность за качество обучения;
- дефицит времени
Слайд 5. «Признаки стресса»
Если не работать со стрессом, могут возникнуть следующие проблемы:
Постоянная усталость.
- Бессонница.
- Нехватка времени.
- Невозможно сосредоточиться
- Невозможно принять решение
- Плохой аппетит или наоборот – обжорство.
- Повышенная раздражительность
- Недовольство собой, невнимательность к себе.
- Боли в позвоночнике.
- Головные боли
- Чувство беспомощности и безнадеги.
- Ощущение тревоги и страха без видимых на то причин.
- Безразличие к собственному внешнему виду.
- Сексуальные расстройства.
- Головокружение.
- Перепады АД
- Нервный тик.
- Расстройства ЖКТ
Слайд 6. «Результаты проведенного теста «Стресс-ФИЭ»
Ранее с педагогами проводилась диагностика «Стресс-ФИЭ». Это авторская методика, которая измеряет уровень стресса и его основные виды: физиологический, информационный и эмоциональный.
Результаты диагностики вы видите на слайде.
Слайд 7 «Личностные факторы, влияющие на умение управлять стрессом»
- Врождённые особенности психики, темперамента, нервной системы;
- Семья и социальная среда, в которых человек воспитывался;
- Актуальна жизненная ситуация;
- Пережитые психологические травмы;
- Состояние здоровья;
- Баланс мотивации достижения и избегания. Люди, мотивированные на достижение чего-либо, легче переносят стрессовую ситуацию.
Слайд 8 «Методы профилактики в борьбе со стрессом»
- Полноценный сон. Чтобы быть в хорошей форме, человеку нужно спать 7-8 часов в сутки.
- Правильное питание. Питание должно быть сбалансированным, чтобы организм получал необходимое количество витаминов и микроэлементов.
- Физические нагрузки. Спорт и физический труд – это прекрасный способ победить стресс, ведь за счет них высвобождается излишняя энергия.
- Массаж. Если сеансы массажа сделать регулярными, они будут очень благоприятно воздействовать на организм, снимать напряжение и усталость, расслаблять физически и эмоционально.
- Водные процедуры. Вода – не только источник жизни, а еще и уникальная субстанция, благоприятно влияющая на организм и снимающая психоэмоциональное напряжение.
Слайд 9 «Отрицательные эмоции при стрессе»
- Чувство тревоги;
- Беспокойство (в том числе безосновательное);
- Чувство одиночества;
- Повышенное нервное напряжение;
- Недовольство собой, достижениями;
- Необоснованный гнев;
- Раздражительность;
- Апатия;
- Чувство беспомощности и безнадёжности;
- Панический страх перед окружающим миром
Слайд 10 «Как заряжаться положительными эмоциями»
- Уделять время себе, ухаживать за собой, позволять себе отдохнуть!
- Заниматься любимым хобби (вязание, шитье, огород, раскрашивание по номерам, чтение и т.д.) ;
- Открывать для себя новые интересные занятия;
- Посещать театры, кино, выставки и т.д.;
- Заниматься спортом;
- Уделяйте время семье, чаще обниматься со своими близкими;
- Почаще гулять на свежем воздухе;
- Мыслить позитивно, находить приятные моменты в мелочах;
- Смотреть любимые фильмы и комедии;
- Помогать другим
Предварительный просмотр:
Сценарий тренинга для педагогов «Стресс в жизни педагогов»
(Слайд 1 - Титульный с названием тренинга)
Психолог: «Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге, посвященном важной теме - стрессу в профессиональной жизни педагога дошкольного образования».
(Слайд 2 - "Стресс в жизни педагогов ДОУ")
Психолог: Давайте начнем с небольшого упражнения. Закройте глаза на мгновение и представьте ситуацию: утро, вы приходите в детский сад, а там... [описать типичную стрессовую ситуацию]. Какие ощущения вы испытываете? Именно так начинает действовать стресс.
Стресс — это естественная реакция организма на различные факторы, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Однако, если стресс становится хроническим, он может негативно сказаться на нашем здоровье и эмоциональном состоянии.
(Слайд 3 - "Интересные факты о стрессе педагогов")
Психолог: Знаете ли вы, что по данным исследований:
- Педагоги ДОУ находятся в топ-5 профессий с самым высоким уровнем стресса
- 72% воспитателей испытывают хронический стресс
- Каждый 3-й случай больничного связан со стрессовыми состояниями
(Слайд 4 - "Причины стресса")
Психолог: Давайте вместе подумаем, какие именно аспекты нашей работы вызывают стресс? [Педагоги отвечают]. Действительно, причин много:
- большая нагрузка;
- нехватка времени;
- конфликты с коллегами или родителями;
- недостаток поддержки и признания;
- неопределенность и непредсказуемость;
- необходимость соответствовать ожиданиям и требованиям;
- высокая ответственность;
- работа в режиме многозадачности;
- эмоциональная вовлеченность.
(Слайд 5 - "Что должно насторожить?")
Психолог: Предлагаю вам посмотреть на экран и определить, какие признаки стресса у вас присутствуют [педагоги отвечают]/
(Слайд 6 - "Результаты диагностики»)
Психолог: Ранее вам были переданы бланки для прохождения теста. Результаты тестирования воспитателей и специалистов нашего садика вы видите на экране.
(Слайд 7 - "От чего зависит умение управлять стрессом ?»)
Психолог: Люди по разному реагируют на стрессовые ситуации. Умение человека управлять стрессом зависит от следующих личностных факторов:
- Врождённые особенности психики, темперамента, нервной системы;
- Семья и социальная среда, в которых человек воспитывался;
- Актуальна жизненная ситуация;
- Пережитые психологические травмы;
- Состояние здоровья;
- Баланс мотивации достижения и избегания. Люди, мотивированные на достижение чего-либо, легче переносят стрессовую ситуацию.
(Слайд 8 - "Отношение к стрессу»)
Психолог: На одну и ту же ситуацию разные люди могут реагировать по разному
- Одно и то же событие для кого-то будет сопровождаться стрессом, а для кого-то – нет.
- Разовьётся стресс или нет, зависит только от самого человека. Это зависит от картины мира человека, от его жизненных ценностей и установок, от значимости ситуации, от физиологических факторов от типа нервной системы.
- Один из методов управления стрессом- это управление собой в стрессе. Проще обращать внимание на признаки стресса и избавляться от них, чем ждать пока они накопятся
(Слайд 9 - "Методы профилактики в борьбе со стрессом»)
Психолог: Существует несколько способов предупредить появление стресса.
- Полноценный сон. Чтобы быть в хорошей форме, человеку нужно спать 7-8 часов в сутки.
- Правильное питание. Питание должно быть сбалансированным, чтобы организм получал необходимое количество витаминов и микроэлементов.
- Физические нагрузки. Спорт и физический труд – это прекрасный способ победить стресс, ведь за счет них высвобождается излишняя энергия.
- Массаж. Если сеансы массажа сделать регулярными, они будут очень благоприятно воздействовать на организм, снимать напряжение и усталость, расслаблять физически и эмоционально.
- Водные процедуры. Вода – не только источник жизни, а еще и уникальная субстанция, благоприятно влияющая на организм и снимающая психоэмоциональное напряжение.
Хочу предложить вам три практических техники:
"Дыхание квадратом" - простая техника для моментального снятия напряжения
Техника основана на ритмичном дыхании по схеме "4-4-4-4" (как стороны квадрата):
Вдох – 4 секунды (мысленно представляем первую сторону квадрата)
Задержка дыхания – 4 секунды (вторая сторона)
Выдох – 4 секунды (третья сторона)
Пауза перед следующим вдохом – 4 секунды (четвёртая сторона)
Повторите цикл 3–5 раз, и вы почувствуете, как напряжение уходит.
"Стоп-кран" - метод экстренной самопомощи в острых ситуациях
Резко прервите автоматические реакции – мысленно или вслух скажите "СТОП!" (можно даже представить красный сигнал или рычаг стоп-крана).
Физически измените положение тела: встаньте, если сидели, сожмите и резко разожмите кулаки, умойтесь холодной водой.
Переключите внимание на "здесь и сейчас": назовите 3 предмета, которые видите, прислушайтесь к 2 звукам вокруг.
Ощутите 1 тактильное чувство (например, прикосновение к столу).
"Ресурсный образ" - визуализация для восстановления сил.
Закройте глаза и сделайте 2–3 глубоких вдоха.
Представьте место, человека или образ, который даёт вам ощущение:
- Безопасности (например, тёплый пляж, лес, комната из детства).
- Силы (гора, мощное животное, герой из книги).
- Любви и поддержки (близкий человек, мудрый наставник, даже воображаемый персонаж).
Наполните образ деталями:
- Какие там цвета, звуки, запахи?
- Что вы ощущаете кожей (тепло солнца, мягкий плед, прохладу ветра)?
Побудьте в этом состоянии 1–2 минуты, "впитывая" его энергию.
Мысленно возьмите с собой частичку этого образа – например, камешек с пляжа или символ силы (кулон, кольцо).
(Слайд 10 - "Отрицательные эмоции при стрессе")
Психолог: Стресс может вызывать различные отрицательные эмоции, среди которых:
- Чувство тревоги;
- Беспокойство (в том числе безосновательное);
- Чувство одиночества;
- Повышенное нервное напряжение;
- Недовольство собой, достижениями;
- Необоснованный гнев;
- Раздражительность;
- Апатия;
- Чувство беспомощности и безнадёжности;
- Панический страх перед окружающим миром
(Слайд 11 - "Как зарядится положительными эмоциями?")
Психолог: Несомненно, отрицательные эмоции отнимают много сил и энергии. Как же помочь себе восполнить энергетические силы ? Вот несколько советов:
- Уделять время себе, ухаживать за собой, позволять себе отдохнуть!
- Заниматься любимым хобби (вязание, шитье, огород, раскрашивание по номерам, чтение и т.д.) ;
- Открывать для себя новые интересные занятия;
- Посещать театры, кино, выставки и т.д.;
- Заниматься спортом;
- Уделяйте время семье, чаще обниматься со своими близкими;
- Почаще гулять на свежем воздухе;
- Мыслить позитивно, находить приятные моменты в мелочах;
- Смотреть любимые фильмы и комедии;
- Помогать другим.
А теперь давайте попробуем арт-терапевтическое упражнение "Мой стресс". Вам понадобится лист бумаги и карандаши. Нарисуйте стресс, который вас наполняет. Рассмотрите получившийся образ и ответьте на вопросы (можно письменно или устно):
- Что это за существо/предмет? Какое у него «имя»?
- Где он находится в моем теле/жизни?
- Чего он хочет от меня?
- Что ему нужно, чтобы стать меньше/добрее/исчезнуть?
Дорисуйте что-то, что нейтрализует стресс (например, защитный щит, дождь, смывающий напряжение). После этого порвите или сомните бумагу, если хочется символически «уничтожить» образ.
В завершении сделайте несколько спокойных вдохов, поблагодарите себя за работу.
Завершение:
Психолог: Благодарю всех за участие! Помните: забота о себе - это не роскошь, а профессиональная необходимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг. Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.
Профилактика профессионального выгорания педагогов...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов
ЦЕЛЬ: Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Игровой тренинг по ОБЖ для педагогов "Безопасность - норма жизни"
Игра - тренинг для педагогов с использованием игровых технологий...

Игровой тренинг по ОБЖ для педагогов "Безопасность - норма жизни"
Игра - тренинг для педагогов с использованием игровых технологий...

Сценарий тренинга «Стоп, стресс!» для педагогов
Помочь педагогам снять усталость и эмоциональное напряжение....

Сценарий тренинга «Стоп, стресс!» для педагогов
Помочь педагогам найти внутренние ресурсы для конструктивного взаимодействия; научить сознательно повышать собственную стрессоустойчивость....

Тренинг «Стресс- пути преодоления»
Стресс можно определить как состояние беспокойства или психического напряжения, вызванное трудной ситуацией. Стресс является естественной реакцией человека, которая фокусирует его внимание на возникаю...
