Сценарий тренинга "Стресс в жизни педагогов"
план-конспект занятия по психологии

Сажина Евгения Васильевна

Стресс — это естественная реакция организма на различные факторы, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. К сожалению, для педагогов состояние стресса часто становится неотъемлемой частью жизни. Данная презентация о том, как не допустить стрессовое состояние и как с ним справиться 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.docx25.85 КБ
Файл stsenariy_treninga.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация «Стресс в жизни педагогов ДОУ»

Слайд 2. «Стресс в жизни педагогов ДОУ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о стрессе в жизни педагогов ДОУ. Стресс — это естественная реакция организма на различные факторы, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Однако, если стресс становится хроническим, он может негативно сказаться на нашем здоровье и эмоциональном состоянии.  

Хочется отметить, что стресс бывает положительным (эустресс) и отрицательным (дистресс).

Слайд 3. «Интересные факты о стрессе педагогов»

  • Согласно исследованиям, педагоги ДОУ испытывают один из самых высоких уровней стресса среди всех профессий;
  • Профессия педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья;
  • Стресс может привести к снижению эффективности работы, ухудшению здоровья и даже к выгоранию;
  • Педагогический стресс носит накопительный характер;
  • 75% педагогов испытывают стресс регулярно.

Слайд 4. «Основные причины педагогического стресса»

Причины стресса у педагогов ДОУ могут быть разнообразными:
- высокая ответственность за жизнь и здоровье    воспитанников;

- высокая концентрация коммуникативной активности (педагог-воспитанник, педагог-родитель, педагог-педагог, педагог-администрация, педагог-общественность);

- высокая эмоциональная активность;

- разнообразие педагогических нагрузок;

- высокая значимость труда и личная;

 - ответственность за качество обучения;

- дефицит времени

Слайд 5. «Признаки стресса»

Если не работать со стрессом, могут возникнуть следующие проблемы:
Постоянная усталость.

  • Бессонница.
  • Нехватка времени.
  • Невозможно сосредоточиться
  • Невозможно принять решение
  • Плохой аппетит или наоборот – обжорство.
  • Повышенная раздражительность
  • Недовольство собой, невнимательность к себе.
  • Боли в позвоночнике.
  • Головные боли
  • Чувство беспомощности и безнадеги.
  • Ощущение тревоги и страха без видимых на то причин.
  • Безразличие к собственному внешнему виду.
  • Сексуальные расстройства.
  • Головокружение.
  • Перепады АД
  • Нервный тик.
  • Расстройства ЖКТ

Слайд 6. «Результаты проведенного теста «Стресс-ФИЭ»

Ранее с педагогами проводилась диагностика «Стресс-ФИЭ». Это авторская методика, которая измеряет уровень стресса и его основные виды: физиологический, информационный и эмоциональный.

Результаты диагностики вы видите на слайде.

Слайд 7 «Личностные факторы, влияющие на умение управлять стрессом»

- Врождённые особенности психики, темперамента, нервной системы;

- Семья и социальная среда, в которых человек воспитывался;

- Актуальна жизненная ситуация;

- Пережитые психологические травмы;

- Состояние здоровья;

- Баланс мотивации достижения и избегания. Люди, мотивированные на достижение чего-либо, легче переносят стрессовую ситуацию. 

Слайд 8 «Методы профилактики в борьбе со стрессом»

  • Полноценный сон. Чтобы быть в хорошей форме, человеку нужно спать 7-8 часов в сутки.
  • Правильное питание. Питание должно быть сбалансированным, чтобы организм получал необходимое количество витаминов и микроэлементов.

 

  • Физические нагрузки. Спорт и физический труд – это прекрасный способ победить стресс, ведь за счет них высвобождается излишняя энергия.
  • Массаж. Если сеансы массажа сделать регулярными, они будут очень благоприятно воздействовать на организм, снимать напряжение и усталость, расслаблять физически и эмоционально.
  • Водные процедуры. Вода – не только источник жизни, а еще и уникальная субстанция, благоприятно влияющая на организм и снимающая психоэмоциональное напряжение.

Слайд 9 «Отрицательные эмоции при стрессе»

- Чувство тревоги;

- Беспокойство (в том числе безосновательное);

- Чувство одиночества;

- Повышенное нервное напряжение;

- Недовольство собой, достижениями;

- Необоснованный гнев;

- Раздражительность;

- Апатия;

- Чувство беспомощности и безнадёжности;

- Панический страх перед окружающим миром

Слайд 10 «Как заряжаться положительными эмоциями»

  1. Уделять время себе, ухаживать за собой, позволять себе отдохнуть!
  2. Заниматься любимым хобби (вязание, шитье, огород, раскрашивание по номерам, чтение и т.д.) ;
  3. Открывать для себя новые интересные занятия;
  4. Посещать театры, кино, выставки и т.д.;
  5. Заниматься спортом;
  6. Уделяйте время семье, чаще обниматься со своими близкими;
  7. Почаще гулять на свежем воздухе;
  8. Мыслить позитивно, находить приятные моменты в мелочах;
  9. Смотреть любимые фильмы и комедии;
  10. Помогать другим



Предварительный просмотр:

Сценарий тренинга для педагогов «Стресс в жизни педагогов»

(Слайд 1 - Титульный с названием тренинга)
Психолог: «Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге, посвященном важной теме - стрессу в профессиональной жизни педагога дошкольного образования».

(Слайд 2 - "Стресс в жизни педагогов ДОУ")
Психолог: Давайте начнем с небольшого упражнения. Закройте глаза на мгновение и представьте ситуацию: утро, вы приходите в детский сад, а там... [описать типичную стрессовую ситуацию]. Какие ощущения вы испытываете? Именно так начинает действовать стресс.

Стресс — это естественная реакция организма на различные факторы, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Однако, если стресс становится хроническим, он может негативно сказаться на нашем здоровье и эмоциональном состоянии.

(Слайд 3 - "Интересные факты о стрессе педагогов")
Психолог: Знаете ли вы, что по данным исследований:

- Педагоги ДОУ находятся в топ-5 профессий с самым высоким уровнем стресса

- 72% воспитателей испытывают хронический стресс

- Каждый 3-й случай больничного связан со стрессовыми состояниями

(Слайд 4 - "Причины стресса")
Психолог: Давайте вместе подумаем, какие именно аспекты нашей работы вызывают стресс? [Педагоги отвечают]. Действительно, причин много:

- большая нагрузка;

- нехватка времени;
- конфликты с коллегами или родителями;

- недостаток поддержки и признания;
- неопределенность и непредсказуемость;

- необходимость соответствовать ожиданиям и требованиям;

- высокая ответственность;

- работа в режиме многозадачности;

- эмоциональная вовлеченность.
(Слайд 5 - "Что должно насторожить?")
Психолог: Предлагаю вам посмотреть на экран и определить, какие признаки стресса у вас присутствуют [педагоги отвечают]/

(Слайд 6 - "Результаты диагностики»)

Психолог: Ранее вам были переданы бланки для прохождения теста. Результаты тестирования воспитателей и специалистов нашего садика вы видите на экране.

(Слайд 7 - "От чего зависит умение управлять стрессом ?»)

Психолог: Люди по разному реагируют на стрессовые ситуации. Умение человека управлять стрессом зависит от следующих личностных факторов:

- Врождённые особенности психики, темперамента, нервной системы;

- Семья и социальная среда, в которых человек воспитывался;

- Актуальна жизненная ситуация;

- Пережитые психологические травмы;

- Состояние здоровья;

- Баланс мотивации достижения и избегания. Люди, мотивированные на достижение чего-либо, легче переносят стрессовую ситуацию.

(Слайд 8 - "Отношение к стрессу»)

Психолог: На одну и ту же ситуацию разные люди  могут реагировать  по разному

- Одно и то же событие для кого-то будет сопровождаться стрессом, а для кого-то – нет.

 - Разовьётся стресс или нет, зависит  только от самого человека. Это зависит от картины мира человека, от его жизненных ценностей и установок, от значимости ситуации, от физиологических факторов от типа нервной системы.

-  Один из методов управления стрессом- это управление собой в стрессе. Проще обращать внимание на признаки стресса и избавляться от них, чем ждать пока они накопятся

(Слайд 9 - "Методы профилактики в борьбе со стрессом»)

Психолог: Существует несколько способов предупредить появление стресса.

- Полноценный сон. Чтобы быть в хорошей форме, человеку нужно спать 7-8 часов в сутки.

- Правильное питание. Питание должно быть сбалансированным, чтобы организм получал необходимое количество витаминов и микроэлементов.

- Физические нагрузки. Спорт и физический труд – это прекрасный способ победить стресс, ведь за счет них высвобождается излишняя энергия.

- Массаж. Если сеансы массажа сделать регулярными, они будут очень благоприятно воздействовать на организм, снимать напряжение и усталость, расслаблять физически и эмоционально.

- Водные процедуры. Вода – не только источник жизни, а еще и уникальная субстанция, благоприятно влияющая на организм и снимающая психоэмоциональное напряжение.

Хочу предложить вам три практических техники:

"Дыхание квадратом" - простая техника для моментального снятия напряжения

Техника основана на ритмичном дыхании по схеме "4-4-4-4" (как стороны квадрата):

Вдох – 4 секунды (мысленно представляем первую сторону квадрата)

Задержка дыхания – 4 секунды (вторая сторона)

Выдох – 4 секунды (третья сторона)

Пауза перед следующим вдохом – 4 секунды (четвёртая сторона)

Повторите цикл 3–5 раз, и вы почувствуете, как напряжение уходит.

"Стоп-кран" - метод экстренной самопомощи в острых ситуациях

Резко прервите автоматические реакции – мысленно или вслух скажите "СТОП!" (можно даже представить красный сигнал или рычаг стоп-крана).

Физически измените положение тела: встаньте, если сидели, сожмите и резко разожмите кулаки, умойтесь холодной водой.

Переключите внимание на "здесь и сейчас": назовите 3 предмета, которые видите, прислушайтесь к 2 звукам вокруг.

Ощутите 1 тактильное чувство (например, прикосновение к столу).

"Ресурсный образ" - визуализация для восстановления сил.

Закройте глаза и сделайте 2–3 глубоких вдоха.

Представьте место, человека или образ, который даёт вам ощущение:

- Безопасности (например, тёплый пляж, лес, комната из детства).

- Силы (гора, мощное животное, герой из книги).

- Любви и поддержки (близкий человек, мудрый наставник, даже воображаемый персонаж).

Наполните образ деталями:

- Какие там цвета, звуки, запахи?

- Что вы ощущаете кожей (тепло солнца, мягкий плед, прохладу ветра)?

Побудьте в этом состоянии 1–2 минуты, "впитывая" его энергию.

Мысленно возьмите с собой частичку этого образа – например, камешек с пляжа или символ силы (кулон, кольцо).

(Слайд 10 - "Отрицательные эмоции при стрессе")

Психолог: Стресс может вызывать различные отрицательные эмоции, среди которых:

- Чувство тревоги;

- Беспокойство (в том числе безосновательное);

- Чувство одиночества;

- Повышенное нервное напряжение;

- Недовольство собой, достижениями;

- Необоснованный гнев;

- Раздражительность;

- Апатия;

- Чувство беспомощности и безнадёжности;

- Панический страх перед окружающим миром

(Слайд 11 - "Как зарядится положительными эмоциями?")

Психолог: Несомненно, отрицательные эмоции отнимают много сил и энергии. Как же помочь себе восполнить энергетические силы ? Вот несколько советов:

- Уделять время себе, ухаживать за собой, позволять себе отдохнуть!

- Заниматься любимым хобби (вязание, шитье, огород, раскрашивание по номерам, чтение и т.д.) ;

- Открывать для себя новые интересные занятия;

- Посещать театры, кино, выставки и т.д.;

- Заниматься спортом;

- Уделяйте время семье, чаще обниматься со своими близкими;

- Почаще гулять на свежем воздухе;

- Мыслить позитивно, находить приятные моменты в мелочах;

- Смотреть любимые фильмы и комедии;

- Помогать другим.

А теперь давайте попробуем арт-терапевтическое упражнение "Мой стресс". Вам понадобится лист бумаги и карандаши. Нарисуйте стресс, который вас наполняет. Рассмотрите получившийся образ и ответьте на вопросы (можно письменно или устно):

- Что это за существо/предмет? Какое у него «имя»?

- Где он находится в моем теле/жизни?

- Чего он хочет от меня?

- Что ему нужно, чтобы стать меньше/добрее/исчезнуть?

Дорисуйте что-то, что нейтрализует стресс (например, защитный щит, дождь, смывающий напряжение). После этого порвите или сомните бумагу, если хочется символически «уничтожить» образ.

В завершении сделайте несколько спокойных вдохов, поблагодарите себя за работу.

Завершение:
Психолог: Благодарю всех за участие! Помните: забота о себе - это не роскошь, а профессиональная необходимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг. Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.

Профилактика профессионального выгорания педагогов...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Игровой тренинг по ОБЖ для педагогов "Безопасность - норма жизни"

Игра - тренинг для педагогов с использованием игровых технологий...

Игровой тренинг по ОБЖ для педагогов "Безопасность - норма жизни"

Игра - тренинг для педагогов с использованием игровых технологий...

Сценарий тренинга «Стоп, стресс!» для педагогов

Помочь педагогам снять усталость и эмоциональное напряжение....

Сценарий тренинга «Стоп, стресс!» для педагогов

Помочь педагогам найти внутренние ресурсы для конструктивного взаимодействия; научить сознательно повышать собственную стрессоустойчивость....

Тренинг «Стресс- пути преодоления»

Стресс можно определить как состояние беспокойства или психического напряжения, вызванное трудной ситуацией. Стресс является естественной реакцией человека, которая фокусирует его внимание на возникаю...