Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов
консультация на тему

Шаланова Оксана Владимировна

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_trening_avtosohranennyy.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг  с педагогами ДОУ №4

Тема: Тренин коммуникативной компетентности для педагогов

Организационная информация.

Количество участников: 18 человек,  в просторном,  помещение.

Продолжительность:  1 занятие.

Продолжительность  занятия :1,5-  2 часа.

Время проведения: декабрь.

 Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов.

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения

А де Сент-Экзюпери

  1. Вводное слово

«Здравствуйте коллеги! Я рада приветствовать вас на  своем занятие. Сегодня мы будем работать над коммуникативную компетентностью педагогов.»

2.Правила работы в группе.

  • Доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);
  • Общение по принципу «здесь и сейчас» (обсуждение только того над чем ведется работа);
  • Обращение на ты;
  • Активность (даже если упражнение кажется неинтересным – нужно его выполнить);
  • Искренность в общение;
  • Недопустимость непосредственных оценок (оценивается не человек: «Он не прав», «Он мне не нравится»)
  • Уважение к говорящему (У каждого должна быть возможность высказаться).

Что же такое коммуникативность?  (ответы педагогов)

 Коммуникативная компетентность  это основа практической деятельности человека в любой сфере жизни.

Организационный момент (звучит  релаксирующая  музыка.)  Действительно, все в наших руках: чувствуем мы себя счастливым человеком или несчастным, радуемся ли мы каждому новому дню или просто ставим галочки, дружелюбны и открыты другим людям или замкнуты, агрессивны, завистливы. Все зависит только от нас. Человек взаимодействует с окружающим миром, посредством общения. Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и взаимопонимания. Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли. Уважаемые коллеги! Мы обучаем, воспитываем и развиваем детей тоже в процессе общения. И от того, насколько оно эффективно зависит результат нашего нелегкого труда, именно поэтому наша встреча  посвящена повышению коммуникативной компетентности.

3.Упражнение «Пальцы»

Сейчас мы с вами постараемся понять друг друга без слов. Исходное положение участников: участники сидят на стульях в кругу. Задание: всем участникам «выбросить» (показать) одно и то же количество пальцев на правой руке.

Правила:

  • Участникам нельзя разговаривать друг с другом.
  • Каждый участник сжимает правую руку в кулак и выставляет ее вперед.
  • По команде ведущего: «Пальцы» каждый участник «выбрасывает» на правой руке любое количество пальцев.
  • Участники «выбрасывают» пальцы одновременно по команде ведущего и не меняют количество «выброшенных» пальцев до новой команды.
  • Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

4.Упражнение «СКАЖИ—КА, ДЯДЯ!»

Цели: обратить внимание игроков друг на друга, объединив их для решения задач в условиях партнерских отношений; способствовать интеграции группы, которая возникнет благодаря необходимости постоянно участвовать в совместной деятельности.

Группа разбивается на две—три подгруппы. Каждая подгруппа получает от психолога один и тот же блок вопросов.

Инструкция: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы, представленные в списке, и дать ответы психологу. Команда сама определяет тактику игры: все делается вместе, ответы ищутся одновременно по нескольким направлениям, каждый отвечает за один из вопросов…

Примерные вопросы:

1. Имена скольких участников тренинга начинаются с буквы «С»?

2. Сколько окон в коридоре первого этажа нашего здания?

3. Кто последним устроился работать  к нам ДОУ?

4. Выясните у Светы, в каком городе она родилась?

5. Сколько ламп  у заведующей в кабинете?

6. Узнайте, какое любимое блюдо у Елены Алексеевной!

7. Как зовут члена тренинговой группы, который живет по адресу Грязная, ул. Коментерна д.52?

8. Сколько всего туалетов в ДОУ?

9. В чем одета сегодня завхоз?

10. Сколько рябин  растет на аллее перед зданием нашего ДОУ?

Вот так и в жизни получается, кто – то более внимателен и быстр в ответах разговаривая с родителями  и воспитателями. Воспринимает информацию только нужную для человека, находя быстро ответ.

5. Упражнение «Шушаника Минична

 Цель: активизация памяти, гимнастика памяти.

Педагог-психолог: для эффективного общения педагога с коллегами, родителями необходимо сознательно использовать тактические приемы. Прежде всего, необходимо выбрать оптимальную форму обращения, поскольку именно начало разговора может повлиять на его успешность. Кроме того, следует выбрать форму приветствия. Существуют специальные техники запоминания имен и фамилий. Одна из них состоит в том, чтобы при знакомстве постараться повторить имя собеседника в самые первые минуты общения (можно несколько раз).

Инструкция. Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написаны имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?». Тот читает вслух имя на карточке, например Шушаника Минична. В ответ первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника, например: «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное красивое имя, Шушаника Минична». После ответа Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева: «Представьтесь, пожалуйста». И так до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Карточки к упражнению «Шушаника Минична», Глориоза Прововна, Вильгельмина Авелевна, Вивиана Ионична, Генофева Иркнеевна, Феосения Патрикиевна, Савватия Стратониковна, Беата Нифонтовна, Вожена Гедеоновна, Антигона Маевна, Домитилла Ювенальевна, Синклитикия Рубеновна, Препедигна Аристидовна, Вестита Евменьевна, Ермиония Питиримовна, Розалия Газизовна, Иона Альгедрасович, Юрмола Ханяфовна.

6. Игра «Два полушария»

       Наша работа предполагает ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас может чем-то не устраивать любой из родителей.

       Все участники делятся по 3 человека. Два человека олицетворяют полушария головного мозга родителя, а третий – это воспитатель или родитель, который высказывает «родителю» или «воспитателю»  претензию (она должна формулироваться четко и конкретно и адресовываться реально существующему родителю или воспитателю).

  Задача «полушарий» ответить на претензию совместно (каждый говорит по одному слову, чтобы разрешить проблему. Например, воспитатель спрашивает: «Почему Вы каждый день опаздываете? ». «Правое полушарие»: «Мы. » «Левое полушарие»: «проспали». Затем участники меняются местами.

Эта игра повышает активность, стимулирует коммуникативные навыки, способствует умению быстро принимать решения.

7.Диагностическая часть. 

Методика оценки агрессивности педагога  А. Ассингера

Цель: позволяет определить, достаточно ли педагог корректен в отношениях со своими коллегами, воспитанниками и легко ли им общаться с ним.

Анкеты заполняются и обрабатываются заранее. Результаты выдаются каждому.

Общий результат сейчас я вам озвучу. Участвовало в опросе 21 человек.

Результат у нас получился отличный , все мы набрали до 35 баллов, а это означает что мы все чрезмерно миролюбивы, что  обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком. И все же побольше решительности вам не помешает!

Один человек набрал 37 баллов что означает   умеренную агрессивность, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

Сильно агрессивных людей в нашем коллективе нет!!!

8.Упражнение «Рекламный ролик»

  Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все - потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все - как в обычной деятельности рекламной службы. 
Но один маленький ньюанс - объектом нашей рекламы будут являться: конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу.

Сейчас напишите свое имя и бросите в эту коробочку, я перемешаю и каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и - истинные - достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика - не более одной минуты.

После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. 
При необходимости можете использовать в качестве антуажа любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам. 
Время на подготовку - десять минут.

 9.Разговор на чистоту

Цель: обеспечить каждому участнику тренинга возможность получения индивидуальной и групповой оценки его личности, а также дать ему возможность обратной связи с группой.

Инструкция: мы  с вами проводим вместе  довольно много времени, и это дало нам возможность узнать друг друга и проявить себя. Для человека, на мой взгляд, характерно любопытство: «А как меня воспринимают другие?» Так как все вы – участники тренинга коммуникации, то и вопрос, который мы обсудим: «Каков я в отношениях с другими?».

  Каждый рисует на своем листочке тучку и солнце и делит листок по полам, а между ними пишем свое имя. В эти колонки мы будем писать друг другу положительные и отрицательные качества, которые проявляются в межличностном общении. Листочки должны придти обратно к хозяину. Проводится упражнение под музыку.

10.Заключительная беседа  «Планы на будущие»

Цель: Выявление эффективности тренинга в личностно – профессиональном плане.

Каждый участник высказывается по кругу о своем будущем по два слова.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА РАБОТУ КОЛЛЕГИ!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. Успешность и карьера: перспективы на развитие педагога.

Материал можно использовать как доклад, консультацию для воспитателей ДОУ на семинарах, педагогических советах....

Деловая игра "Коммуникативная компетентность, креативность педагога в ДОУ".

В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность, креативность  педагога....

Тренинг (коммуникативная игра) "Здоровый педагог-здоровый ребенок"

Психологические перегрузки, которые испытывают педагоги, нарушают их личностный баланс. Как результат дисбаланса: ухудшается самочувствие, снижается работоспособность, ослабевает состояние физического...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕДАГОГА.

ЦЕЛЬ:  формировать навыки поведения толерантного педагога....

Консультация для педагогов "Игра как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольника."

     Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Игр...

Тренинг коммуникативных способностей (для педагогов)

Современным направлением формирования коммуникативной компетентности педагога ДОУ считается создание в образовательном процессе коммуникативных ситуаций, которые бы запускали механизмы развития личнос...