Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕДАГОГА.
консультация на тему

Шаланова Оксана Владимировна

ЦЕЛЬ:  формировать навыки поведения толерантного педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тренинг "Толерантность"28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Шаланова Оксана Владимировна

Педагог- психолог

МБДОУ №4

Тренинг  с педагогами ДОУ №4

Тема: ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ  НАЧИНАЕТСЯ С ПЕДАГОГА.

Организационная информация.

Количество участников: 20 человек,  в просторном,  помещение.

Продолжительность:  1 занятие.

Продолжительность  занятия :1,5-  2 часа.

Время проведения: ноябрь.

 Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

ЦЕЛЬ:  формировать навыки поведения толерантного педагога.

Задачи:

  • Систематизировать у педагогов знания о понятии «толерантность» и «интолерантность»;
  • Помочь педагогам и родителям в осознании того, что существует взаимосвязь в толерантном отношении к себе и другим;
  • Формировать толерантное отношение к другим людям.

  1. Вводное слово

Цель: ознакомление участников с содержанием предстоящего курса занятий.

«Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на занятие. Сегодня мы  проведем занятие  продолжительностью 2- 2,5 часа. И буду очень рада если, кто- то почерпнет для себя пищу для мыслей. Тема нашего занятия  - воспитание толерантности начинается с педагога.

  1. Правила работы в группе.
  • Доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);
  • Общение по принципу «здесь и сейчас» ( обсуждение только того над чем ведется работа);
  • Обращение на ты;
  • Активность ( даже если упражнение кажется неинтересным – нужно его выполнить);
  • Искренность в общение;
  • Недопустимость непосредственных оценок (оценивается не человек: «Он не прав», «Он мне не нравится»)
  • Уважение к говорящему ( У каждого должна быть возможность высказаться).

3. «НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я...»

Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «Никто в группе не знает, что я...» Например: «Никто в группе не знает, что я сегодня не услышал звонок будильника», или «Никто в группе не знает, что больше всего на свете я люблю соленые огурцы», или «Никто в группе не знает, что мне снилось сегодня ночью... И я никому не скажу!».

Можно предложить участникам и другие фразы для дополнения:

  • «А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...»;
  • «Я очень рад тому, что я...»;
  • «Я готов горы свернуть, потому что...»;
  • «Мы все сегодня будем...».

Просмотр мини  фильма «Толерантность».

Теория: Понятие «Толерантность» и понятие «Интолерантность».

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм   самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.

Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым   словом   в проблематике мира.

В научной литературе толерантность рассматривается прежде всего как уважение и признание равенства, отказ    от  доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению   или   к   преобладанию   какой-то   одной точки   зрения.   Толерантность   предполагает готовность   принять   других   такими,  какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться  к  индифферентности, конформизму, ущемлению  собственных  интересов.   В  первую очередь она предполагает взаимность и активную   позицию   всех   заинтересованных сторон.    Толерантность    является    важным компонентом    жизненной   позиции   зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением   относящейся к позициям   и ценностям   других людей. 

4.Упражнение – разминка «Чем мы похожи»

Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.

Необходимое время: 10 мин.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу. ( звучит музыка, танцы)))

Оказывается мы с вами  такие разные,  и в тоже время мы все чем то, друг с другом похожи.

5.Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека»

Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.

Психолог. Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.

Соль – грубые, соленые слова;

Перец – жгучие, обидные слова;

Ком земли  – невнимательность, безразличие, игнорирование.

Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.

Обсуждение

– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?

Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.

6. Упражнение «Плакат толерантности и интолеоантности»

Цель: уточнить и закрепить знания участников об основных характеристиках толерантности и интолерантности.

Оборудование: ватман формата А1, фломастеры, краски, ножницы, журналы.

Необходимое время: 15 минут.

А теперь мы немного с вами поработаем, разделитесь на две группы осень, зима.

Ход упражнения. Участники объединяются в две группы. Каждая группа должна подготовить «плакат толерантности» и «плакат интолерантности» в виде коллажа из цветных картинок, вырезанных из различных журналов. Каждая команда при делении на группы получит свое название: осень – толерантные, зима – интолерантные. Спикеры групп презентуют свои наработки.

Сказка о толерантности, о интолерантности.

Молодцы!

А теперь я расскажу вам результаты  нашей диагностики. Свои результаты вы получите на руки, а общею, картину я сейчас вам расскажу.

7. Игра «Пойми без слов»

Оборудование: листок бумаги с написанным для показа заданием. Педагоги делятся на 2 команды, в каждой команде одного ведущего (который будет угадывать ситуацию, он выходит за дверь)

Задание:

Толерантность предполагает умение терпеливо выслушать и понять другого человека. В то же время - умение терпеливо и спокойно объясниться, даже если тебя с трудом понимают.

 Для первой команды

Ведущему   дается инструкция быть мужем, который смотрит в окно на жену с 10 этажа, нужно ему понять, что она пытается ему показать и объяснить. Остальным участникам зачитывается следующая ситуация.

Ситуация 1:

Вы опаздываете на работу, Наспех собираете сумку, надеваете пальто, прощаетесь с мужем и спускаетесь с 10 этажа во двор. Здесь, заглянув в сумку, вы обнаруживаете, что  оставили дома ключ в кармане куртки и телефон. Позвонить вы не можете. И чтобы не возвращаться, жестами и мимикой объясняете ситуацию мужу, который смотрит сверху через стекло, что вы:

забыли дома ключ,

закончите работу в 4 часа,

зайдете после работы в магазин за молоком,

а потом придете домой.

пускай он оставит ключ от дома соседке по площадке.

Выбирается другой желающий, выйти за дверь у другой команды, которому предлагается почувствовать бабушке: что она развешивает белье, увидела девушку, жестикулирующую и пытается понять, что та ей показывает. Остальным участникам зачитывается следующая ситуация.

Ситуация 2:

Вы вышли на балкон повесить белье. Ваш малолетний малыш повернул ключ в балконной двери и Вы с ребенком остались по разные стороны. Во дворе никого нет. Позвать помощь вам неоткуда. Только в доме напротив полуглухая бабушка вешает на балконе белье. Вы жестами:

объясняете ей ситуацию,

просите вызвать службу спасения или позвонить на работу мужу и попросить его прийти домой.

Обсуждение

- Какие чувства вы испытывали, когда видели, что вас не понимают?

- Легко ли вам было понять вашего партнера? Почему?

Быть услышанным и понятым - это очень важно для каждого. Не всегда мы понимаем друг - друга. Потому что каждый видит и понимает мир по-своему. Но если быть внимательным и терпеливым, то даже без языка можно понять другого и помочь ему.

8. “Волшебное озеро”.

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Инструкция: «Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему».

- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?

Вопросы  после выполнения упражнения.

1.Изменилась ли Ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

2. Как  в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу улыбку?

3. Какого  отношения Вы ждёте к себе  как уникальной и неповторимой личности?

9.Упражнение «Лучики толерантности» на конец тренинга

Цель: систематизирование знаний о понятии «толерантность».

Перед вами «Солнышко», ему не хватает лучиков, а лучики это наша толерантность, из чего же она состоит?. Ваша задача написать на лучике: «Что для Вас означает толерантность?» (можно усложнить: можно использовать буквы слова «Толерантность» (подсказку распечатать)

Еще, в качестве примера характеристик толерантной личности, приведем следующие:

  • терпение,
  • доверие,
  • умение владеть собой,
  • снисходительность,
  • доброжелательность,
  • умение не осуждать других,
  • терпимость к различиям,
  • способность к сопереживанию,
  • умение слушать.

Общее обсуждение того, что получилось.

Притча

Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет колючек, и они не любят нас! Проходя мимо только и думают, как нас пнуть побольнее». Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды проходил в пустыне караван. Все кактусы будто съежились, стараясь, стать незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая к знакомству. К нему подошел человек, как водится, укололся и произнес: «Ты такой же уродец, как и остальные» и отошел. Огорчился наш кактусенок, заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок.

Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком уродце может быть красота!»

Давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту и доброту  коллеги!
Рефлексия: Скажите по два слова каждый о проделанной работе.

Коллеги большое спасибо!!!

1. Веб - сайт «А.Я. Психология» .http://azps.ru/.

2. Веб – сайт «Толерантность». http://www.tolerance.ru/

3. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. Взгляд – поиск - решение, М., 2002.;

4. Зенич О.А. Тренинг толерантности. Кемерово, 2010;

5. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.;

6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения [Текст] Пер. с нем. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006г. Шаповаленко И.В.;

7. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности / С.Д. Щеколдина – М.: «Ось-89», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Воспитание экологического сознания дошкольников через ИЗО».

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Воспитание экологического сознания дошкольников через ИЗО»Хочу предложить вашему вниманию опыт своей практической деятельности. Мой мастер – класс на тему «Бук...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА:«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГА ГРУППЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА:«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГА ГРУППЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»...

Презентация на тему "Экспертная оценка деятельности педагога ДОУ в условиях введения профессионального стандарта "Педагог"

Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (далее &ndash...

Мастер-класс для педагогов-психологов на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»

В данном материале демонстрируется возможность применения здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы с использованием элемен...

План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов

Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

Тема: Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи: 1. Обобщить знания воспитателей о нормативно – правовом обеспечении вз...