Главные вкладки

    Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕДАГОГА.
    консультация на тему

    Шаланова Оксана Владимировна

    ЦЕЛЬ:  формировать навыки поведения толерантного педагога.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Тренинг "Толерантность"28.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Шаланова Оксана Владимировна

    Педагог- психолог

    МБДОУ №4

    Тренинг  с педагогами ДОУ №4

    Тема: ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ  НАЧИНАЕТСЯ С ПЕДАГОГА.

    Организационная информация.

    Количество участников: 20 человек,  в просторном,  помещение.

    Продолжительность:  1 занятие.

    Продолжительность  занятия :1,5-  2 часа.

    Время проведения: ноябрь.

     Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

    ЦЕЛЬ:  формировать навыки поведения толерантного педагога.

    Задачи:

    • Систематизировать у педагогов знания о понятии «толерантность» и «интолерантность»;
    • Помочь педагогам и родителям в осознании того, что существует взаимосвязь в толерантном отношении к себе и другим;
    • Формировать толерантное отношение к другим людям.

    1. Вводное слово

    Цель: ознакомление участников с содержанием предстоящего курса занятий.

    «Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на занятие. Сегодня мы  проведем занятие  продолжительностью 2- 2,5 часа. И буду очень рада если, кто- то почерпнет для себя пищу для мыслей. Тема нашего занятия  - воспитание толерантности начинается с педагога.

    1. Правила работы в группе.
    • Доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);
    • Общение по принципу «здесь и сейчас» ( обсуждение только того над чем ведется работа);
    • Обращение на ты;
    • Активность ( даже если упражнение кажется неинтересным – нужно его выполнить);
    • Искренность в общение;
    • Недопустимость непосредственных оценок (оценивается не человек: «Он не прав», «Он мне не нравится»)
    • Уважение к говорящему ( У каждого должна быть возможность высказаться).

    3. «НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я...»

    Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «Никто в группе не знает, что я...» Например: «Никто в группе не знает, что я сегодня не услышал звонок будильника», или «Никто в группе не знает, что больше всего на свете я люблю соленые огурцы», или «Никто в группе не знает, что мне снилось сегодня ночью... И я никому не скажу!».

    Можно предложить участникам и другие фразы для дополнения:

    • «А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...»;
    • «Я очень рад тому, что я...»;
    • «Я готов горы свернуть, потому что...»;
    • «Мы все сегодня будем...».

    Просмотр мини  фильма «Толерантность».

    Теория: Понятие «Толерантность» и понятие «Интолерантность».

    Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм   самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.

    Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.

    Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым   словом   в проблематике мира.

    В научной литературе толерантность рассматривается прежде всего как уважение и признание равенства, отказ    от  доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению   или   к   преобладанию   какой-то   одной точки   зрения.   Толерантность   предполагает готовность   принять   других   такими,  какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться  к  индифферентности, конформизму, ущемлению  собственных  интересов.   В  первую очередь она предполагает взаимность и активную   позицию   всех   заинтересованных сторон.    Толерантность    является    важным компонентом    жизненной   позиции   зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением   относящейся к позициям   и ценностям   других людей. 

    4.Упражнение – разминка «Чем мы похожи»

    Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.

    Необходимое время: 10 мин.

    Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу. ( звучит музыка, танцы)))

    Оказывается мы с вами  такие разные,  и в тоже время мы все чем то, друг с другом похожи.

    5.Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека»

    Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.

    Психолог. Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.

    Соль – грубые, соленые слова;

    Перец – жгучие, обидные слова;

    Ком земли  – невнимательность, безразличие, игнорирование.

    Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.

    Обсуждение

    – Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?

    Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.

    6. Упражнение «Плакат толерантности и интолеоантности»

    Цель: уточнить и закрепить знания участников об основных характеристиках толерантности и интолерантности.

    Оборудование: ватман формата А1, фломастеры, краски, ножницы, журналы.

    Необходимое время: 15 минут.

    А теперь мы немного с вами поработаем, разделитесь на две группы осень, зима.

    Ход упражнения. Участники объединяются в две группы. Каждая группа должна подготовить «плакат толерантности» и «плакат интолерантности» в виде коллажа из цветных картинок, вырезанных из различных журналов. Каждая команда при делении на группы получит свое название: осень – толерантные, зима – интолерантные. Спикеры групп презентуют свои наработки.

    Сказка о толерантности, о интолерантности.

    Молодцы!

    А теперь я расскажу вам результаты  нашей диагностики. Свои результаты вы получите на руки, а общею, картину я сейчас вам расскажу.

    7. Игра «Пойми без слов»

    Оборудование: листок бумаги с написанным для показа заданием. Педагоги делятся на 2 команды, в каждой команде одного ведущего (который будет угадывать ситуацию, он выходит за дверь)

    Задание:

    Толерантность предполагает умение терпеливо выслушать и понять другого человека. В то же время - умение терпеливо и спокойно объясниться, даже если тебя с трудом понимают.

     Для первой команды

    Ведущему   дается инструкция быть мужем, который смотрит в окно на жену с 10 этажа, нужно ему понять, что она пытается ему показать и объяснить. Остальным участникам зачитывается следующая ситуация.

    Ситуация 1:

    Вы опаздываете на работу, Наспех собираете сумку, надеваете пальто, прощаетесь с мужем и спускаетесь с 10 этажа во двор. Здесь, заглянув в сумку, вы обнаруживаете, что  оставили дома ключ в кармане куртки и телефон. Позвонить вы не можете. И чтобы не возвращаться, жестами и мимикой объясняете ситуацию мужу, который смотрит сверху через стекло, что вы:

    забыли дома ключ,

    закончите работу в 4 часа,

    зайдете после работы в магазин за молоком,

    а потом придете домой.

    пускай он оставит ключ от дома соседке по площадке.

    Выбирается другой желающий, выйти за дверь у другой команды, которому предлагается почувствовать бабушке: что она развешивает белье, увидела девушку, жестикулирующую и пытается понять, что та ей показывает. Остальным участникам зачитывается следующая ситуация.

    Ситуация 2:

    Вы вышли на балкон повесить белье. Ваш малолетний малыш повернул ключ в балконной двери и Вы с ребенком остались по разные стороны. Во дворе никого нет. Позвать помощь вам неоткуда. Только в доме напротив полуглухая бабушка вешает на балконе белье. Вы жестами:

    объясняете ей ситуацию,

    просите вызвать службу спасения или позвонить на работу мужу и попросить его прийти домой.

    Обсуждение

    - Какие чувства вы испытывали, когда видели, что вас не понимают?

    - Легко ли вам было понять вашего партнера? Почему?

    Быть услышанным и понятым - это очень важно для каждого. Не всегда мы понимаем друг - друга. Потому что каждый видит и понимает мир по-своему. Но если быть внимательным и терпеливым, то даже без языка можно понять другого и помочь ему.

    8. “Волшебное озеро”.

    Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

    Инструкция: «Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему».

    - Как вы понимаете значение слова “уникальный”?

    Вопросы  после выполнения упражнения.

    1.Изменилась ли Ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

    2. Как  в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу улыбку?

    3. Какого  отношения Вы ждёте к себе  как уникальной и неповторимой личности?

    9.Упражнение «Лучики толерантности» на конец тренинга

    Цель: систематизирование знаний о понятии «толерантность».

    Перед вами «Солнышко», ему не хватает лучиков, а лучики это наша толерантность, из чего же она состоит?. Ваша задача написать на лучике: «Что для Вас означает толерантность?» (можно усложнить: можно использовать буквы слова «Толерантность» (подсказку распечатать)

    Еще, в качестве примера характеристик толерантной личности, приведем следующие:

    • терпение,
    • доверие,
    • умение владеть собой,
    • снисходительность,
    • доброжелательность,
    • умение не осуждать других,
    • терпимость к различиям,
    • способность к сопереживанию,
    • умение слушать.

    Общее обсуждение того, что получилось.

    Притча

    Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет колючек, и они не любят нас! Проходя мимо только и думают, как нас пнуть побольнее». Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды проходил в пустыне караван. Все кактусы будто съежились, стараясь, стать незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая к знакомству. К нему подошел человек, как водится, укололся и произнес: «Ты такой же уродец, как и остальные» и отошел. Огорчился наш кактусенок, заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок.

    Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком уродце может быть красота!»

    Давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту и доброту  коллеги!
    Рефлексия: Скажите по два слова каждый о проделанной работе.

    Коллеги большое спасибо!!!

    1. Веб - сайт «А.Я. Психология» .http://azps.ru/.

    2. Веб – сайт «Толерантность». http://www.tolerance.ru/

    3. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. Взгляд – поиск - решение, М., 2002.;

    4. Зенич О.А. Тренинг толерантности. Кемерово, 2010;

    5. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.;

    6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения [Текст] Пер. с нем. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006г. Шаповаленко И.В.;

    7. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности / С.Д. Щеколдина – М.: «Ось-89», 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Воспитание экологического сознания дошкольников через ИЗО».

    Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Воспитание экологического сознания дошкольников через ИЗО»Хочу предложить вашему вниманию опыт своей практической деятельности. Мой мастер – класс на тему «Бук...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА:«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГА ГРУППЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА:«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГА ГРУППЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА:«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГА ГРУППЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»

    О роли воспитателя на занятиях по физической культуре, о его незаменимой помощи в подготовке,проведении занятия...

    Воспитание педагогической культуры педагога. Доклад на тему: «Образовательно – культурные практики в дошкольном образовании».

    В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике.Появилось понятие – «Образовательно – культурные практики»....

    Презентация на тему "Экспертная оценка деятельности педагога ДОУ в условиях введения профессионального стандарта "Педагог"

    Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (далее &ndash...

    Мастер-класс для педагогов-психологов на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»

    В данном материале демонстрируется возможность применения здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы с использованием элемен...

    План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов

    Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...