Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Фарафонова Галина Николаевна

тренинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_kommunikativnoy_kompetentnosti_dlya_pedagogov.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов»

«Поговорите со мной»

I.  Психологическое вхождение.

Упражнение 1. «Картина па спине».

Цель – психологическая настройка на работу. Сплочение группы.

Игроки делятся на группы с равным количеством участников. Желательно, чтобы игроки были в тонкой одежде. Каждая группа участников становится в колонну. Первые участники получает лист бумаги и маркер. Последним участникам ведущий показывает карточку с изображением. Задача - для участников, «нарисовать» на спине участника, который стоит перед ним то, что увидел на карточке, далее, следующий участник рисует на спине впереди стоящего участника то, что, по его мнению, «нарисовали»  на его спине.

II. Определение вашего стиля в общении с родителями

( на основе опросника В.Г. Маралова, В. А. Ситарова)

- согласен полностью – 5 баллов

- согласен в большей степени, чем не согласен - 4 балла

- согласен и не согласен в равной степени – 3 балла

- в большей степени не согласен, чем согласен – 1 балл

Утверждения:

1.        Деловое общение с родителями, лучше, чем не формальное

2.        Воспитатель главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитания ребенка.

3.        Родителям следует выполнять все пожелания и рекомендации педагога.

4.        4. Общение с родителями приносит только отрицательные эмоции: они не хотят ничего знать и слушать.

5.        Основная часть общения с родителями – научить их правильно воспитывать детей.

6.        Глубокие знания, умения и навыки ребенка – в большей степени заслуга педагога.

7.        Главное в общении педагога с родителями – показать им значимость дошкольного учреждения в воспитании ребенка.

8.        Общение с родителями, прежде всего, тяжелый неблагодарный труд.

9.        Конфликты – не лучшая форма общения с родителями, но если иначе нельзя убедить их изменить воспитательную позицию, то они необходимы.

10.         Родителям постоянно нужны  рекомендации воспитателей, чтобы не допускать ошибок в воспитании детей.

11.         Деятельность родителей по воспитанию детей нуждается в постоянном контроле.

12.         Родителей отличает бестактность и  низкий уровень педагогической культуры.

13.         Всегда проще объяснить что-то ребенку, чем  родителю.

14.         Следует поощрять стремление родителей выполнять рекомендации воспитателей.

Результаты:

48 баллов и выше – выраженная ориентированность на авторитарное общение с родителями

47 - 43 – умеренная ориентированность на авторитарное общение с родителями

42 - 38 - умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями

37 баллов и ниже – выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями

III. Основная часть.

Упражнение 1. «Мой взгляд на мои отношения»

Цель – помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги, карандаш и ластик.

Ведущий предупреждает участников о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения. Однако если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он сможет это сделать в конце упражнения.

Ведущий просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде геометрических фигур. Когда работа будет закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. После каждого вопроса психолог дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание.

Вопросы:

Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?

-На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?

-Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?

-Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, изображающие родителей; почему?

-Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?

-Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?

-Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то, как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?

-На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?

-Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

-Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

-После того, как участники ответят на последний вопрос, ведущий предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений.

Упражнение 2.

Решение педагогических ситуаций. Игра-инсценировка «Как поступить?»

Задание для двух команд. Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.

 (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход) мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;

Примеры ситуаций:

- родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить -родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;

- мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;

- мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему адаптироваться к появлению малыша.

– Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:

1.        Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?

2.        Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?

3.        Какие чаще всего претензии предъявляют родители?

Упражнение 3. «Искусство общения»

Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.

Инструкция: Перед каждым участником игры лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники игры.

Тезисы.

1.        Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

2.        Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

3.        Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

4.        Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

5.        Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

6.        В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

7.        Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

8.        Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

По завершении делается общий вывод.

4.        Упражнение направленные на профилактику профессионального выгорания "Приглашение в хорошее самочувствие.

Управлением дыханием

Цель: научиться управлять своим дыханием и тем самым стабилизировать эмоциональное состояние.

Инпут: управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1

 Инструкция: сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1–2–3–4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

— на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;

— затем плавный выдох на счет 1–2–3–4–5–6;

— снова задержка перед следующим вдохом на счет 1–2–3–4.

Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способ 2

Инструкция: представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.

Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 3

Инструкция: поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох:

— глубоко выдохните;

— задержите дыхание так долго, как сможете;

— сделайте несколько глубоких вдохов;

— снова задержите дыхание.

— глубоко выдохните.

IV. Заключительная часть.

Упражнение 1. Заключительная игра «Солнышко».

Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, не считая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками (один лучик рассчитан на одного участника). Листы передаются до тех пор, пока ни пройдут весь круг и не вернутся к своему хозяину. Эта игра предназначена для того, чтобы вызвать у участников положительные эмоции, оставить приятные воспоминания о работе в тренинговой группе.

V. Релаксация.

VI. Рефлексия.

Последней процедурой каждого занятия является отметка на мишени «Обратная связь». Просьба оставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. Место Вашей работы по четырем критериям:

1 Деятельность ведущего.

2. Содержание занятия.

3. Деятельность участника (самооценка)

                     4. Психологический климат в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Коммуникативная компетентность, креативность педагога в ДОУ".

В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность, креативность  педагога....

Инновационный проект/ Повышение коммуникативной компетентности педагогов посредством психолого-педагогического тренинга «Шаг на встречу»

Детский сад – это своеобразная субкультура нашего общества, включающая коллектив работников детских садов и коллектив посещающих детский сад детей и их родителей. Главная причина трудностей в работе п...

Тренинг (коммуникативная игра) "Здоровый педагог-здоровый ребенок"

Психологические перегрузки, которые испытывают педагоги, нарушают их личностный баланс. Как результат дисбаланса: ухудшается самочувствие, снижается работоспособность, ослабевает состояние физического...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....

Деловая игра для педагогов с элементами тренинга на тему: «ИКТ компетентность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

В статье анализируется процесс педагогической образовательной деятельности дошкольного учреждения, делается акцент на обновлении содержания образовательного процесса за счет стимулирования кадрового п...

Тренинг коммуникативных способностей (для педагогов)

Современным направлением формирования коммуникативной компетентности педагога ДОУ считается создание в образовательном процессе коммуникативных ситуаций, которые бы запускали механизмы развития личнос...