Тренинг коммуникативных навыков для педагогов
план-конспект занятия по психологии

Манжеева Елена Дмитриевна

Развитие коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_kommunikativnyh_navykov.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Манжеева Елена Дмитриевна,

педагог-психолог,

МБДОУ г. Иркутска детский сад №100 «Берегиня»

ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Целевая аудитория: педагоги ДОУ, школ.

Цель: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

Развитие навыков эффективного общения в различных жизненных ситуациях;

Обучение альтернативным способам поведения и внутреннего самоконтроля в ситуациях, провоцирующих агрессию;

Обучение приёмам регулирования своего эмоционального состояния.

Формы работы: тренинг.

Методы и приёмы работы: беседа, обсуждение, работа в малых группах, упражнения.

Продолжительность занятия: 100 мин.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, приготовленные бланки для упражнений, ручки, карандаши.

План тренинга:

Вводная часть

Приветствие. Организационный момент

Процедура проведения: Участники хаотично передвигаются по комнате, пожимают друг другу руки и произносят фразу «Я очень рад тебя видеть». Каждый участник должен поприветствовать всех.

Правила для группы:

Доверительное общение;

Принцип «здесь и сейчас»;

Конфиденциальность;

Правило «Стоп»: не хочешь обсуждать тему – можно сказать «стоп»;

Активность.

Основная часть

Упражнение: «Рекламный ролик»

Цель: отработать навыки убеждения, презентационные навыки, умение найти аргументы в пользу своей позиции.

Инструкция: «Мы все – потребители рекламируемых товаров и не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Представьте, что вы здесь собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик какого-то товара. Ваша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им.

Объектом же вашей рекламы будут являться конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться так, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Значит, вам придётся рекламировать самого себя. В рекламе будет действовать ещё одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете.

Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Отразите все достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам. После этого группа должна будет угадать, кто из её членов был представлен в этой рекламе.

Время на подготовку – десять минут.

Обсуждение: «Моя агрессивная энергия»

Ведущий: «Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Люди используют её по-разному. Одни – чтобы созидать, и тогда агрессивную энергию можно назвать конструктивной (стремления к достижениям целей, активность, защита себя и других, защита собственного достоинства, завоевание свободы и независимости).  Другие – чтобы уничтожать, разрушать, и тогда их агрессия – деструктивна (жестокость, ненависть, насилие, злоба, придирчивость, гнев, раздражение, упрямство, самообвинение). Важно распознавать свои агрессивные импульсы, управлять ими и направлять в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим и себе.

Инструкция: «Проанализируйте собственное поведение и постарайтесь ответить на вопросы:

В какой форме (деструктивной или конструктивной) чаще всего проявляется ваша агрессивная энергия?

Как вы поступаете со своей агрессивной энергией: даёте ей ход или, наоборот, стараетесь сдерживать?

Как вы относитесь к собственной агрессивной энергии: боитесь её, наслаждаетесь ею, получаете от неё удовольствие, безразличны?  

Какие ваши привычные способы разрядки этой энергии?».

В процессе упражнения необходимо предоставить возможность высказаться каждому участнику группы.

Упражнение «Ситуация»

Инструкция: «Давайте познакомимся с техниками противостояния вербальному нападению, которые написаны на выданных вам карточках, и обсудим их».

Техника «Внешнее согласие». Принцип: необходимо с чем-либо согласиться в высказывании собеседника (не по существу, а внешне). Пример: «Я тоже считаю, что нам следует обсудить эту проблему. Меня, как и тебя, это волнует; согласна, что это неприятно». (Достоинства техники: людям приятно, когда с ними соглашаются. Собеседник чувствует, что вы миролюбиво настроены и готовы его выслушать).

Техника «Да я такой, и поздно мне меняться». Принцип: вы сообщаете собеседнику что, то, в чём он вас обвиняет? является частью вашей личности. Пример: «Я всегда опаздываю, мне нравится чувствовать себя не привязанным ко времени, это даёт мне ощущение свободы. Я такой». (Достоинства техники: используется при грубых нападках на вашу личность, обезоруживает оппонента. Ограничения техники: заводит оппонента в тупик, вызывает у него сильное раздражение).

Техника: «Испорченная пластинка». Принцип: в ответ на претензии и обвинения собеседника, вы несколько раз повторяете одну и ту же ёмкую фразу, пока собеседник не исчерпает свои силы. Обычно достаточно бывает трёх повторений. Пример: «Это никогда больше не повторится». Фразы ещё могут быть такими: «Я не готов сегодня это обсуждать. Я подумаю об этом. Я тебя понял». (Достоинства техники: использование техники позволяет экономить эмоциональные ресурсы. Конфликт при этом не разрастается).

Техника: «Бесконечное уточнение». Принцип: в ответ на критику, вы задаёте оппоненту много уточняющих вопросов. Примеры: «Что конкретно вы имеете в виду. Что бы вы могли мне посоветовать в этой ситуации». (Достоинства техники: использование техники позволяет прояснить позицию оппонента, снимает эмоциональное напряжение, даёт вам время подумать, как реагировать на критику).

Инструкция: «Теперь я предлагаю вам разбиться на пары и отработать эти техники следующим образом: пара садится в середину круга напротив друг друга, я задаю какую-либо ситуацию и технику, ваша задача корректно разрешить ситуацию, используя технику». Каждая пара должна проработать технику.

Примеры ситуации: Друзья договаривались о встрече, и один забыл, не пришёл. Первый отчитывает второго. Вы несколько раз опоздали на работу, что в ответ на критику начальника вы можете сказать. Вы виновник аварии. Ваш кот вновь оказался на участке соседей.

Рефлексия: – Случалось ли вам применять эти техники в жизни? Реально ли применять их в жизни?

Упражнение «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник. Сейчас я снова перемешаю карточки и ещё раз вам раздам их. Задача та же, только теперь читаем короткий стишок: «Наша Таня громко плачет».

Список эмоций: радость, сожаление, удивление, разочарование, веселье, спокойствие, заинтересованность, подозрительность, грусть, желание помочь, уверенность, холодное равнодушие, усталость, волнение, энтузиазм, злорадство.

Рефлексия: – Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям? Насколько часто вы по интонации, внешнему облику, понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Упражнение «Моя проблема в общении»

Цель: Выявление и преодоление проблем в общении.

Инструкция: «Напишите в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чём заключается моя основная проблема в общении?» Листы не подписывайте. Листы сворачиваются и складываются в закрытый контейнер. Затем каждый участник произвольно берёт любой лист, читает его и пытается найти приём, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый приём способствует её разрешению.

Рефлексия: – Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Заключительная часть

Упражнение «Рукопожатие»

Цель: Закончить тренинг, поднять настроение.

Инструкция: «Сегодня мы плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Поблагодарите соседа справа и скажите ему что-то приятное».

 Рефлексия в конце тренинга:

Инструкция: Давайте, подведём итоги, для этого нужно ответить на вопросы:

– Получилось ли у вас выделить ваши проблемы в общении?  

– Нашли ли вы способ решения этих проблем?

– Актуальны ли в будущем тренинги на заданную тему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг коммуникативных навыков

Из опыта работы психолога...

Тренинг (коммуникативная игра) "Здоровый педагог-здоровый ребенок"

Психологические перегрузки, которые испытывают педагоги, нарушают их личностный баланс. Как результат дисбаланса: ухудшается самочувствие, снижается работоспособность, ослабевает состояние физического...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Тренинг коммуникативных навыков для родителей «Учимся вместе»

Муниципальный уровень, педагогический форум «Учимся вместе», АОУ д/с №23, 18.05.2017г. -19.05.2017г....

Тренинг коммуникативных навыков (общение)

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью...

Тренинг коммуникативных способностей (для педагогов)

Современным направлением формирования коммуникативной компетентности педагога ДОУ считается создание в образовательном процессе коммуникативных ситуаций, которые бы запускали механизмы развития личнос...