Тренинг коммуникативных навыков
консультация ( группа) на тему

Бобкова Татьяна Валерьевна

Из опыта работы психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_kommunikatsii.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психологического тренинга.

        

        

Автор-составитель:

педагог-психолог Ерохина О.В.

Тула 2016 г.

Актуальность тренинга:        

Внедрение ФГОС предъявляет к педагогу ряд требований, одним из которых является профессиональный стандарт. Коммуникативная компетентность его неотъемлемая часть. Особенно актуальна эта тема и в связи с тем, что одной из годовой задач нашего ДОУ на 2015-2016 учебный год является речевое развитие. Это касается не только воспитанников, но и педагогов образовательного учреждения.

Цель тренинга: продолжать развивать коммуникативные умения, знания, способности.

Задачи тренинга:

  1. Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
  2. Развитие способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений;
  3. Отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
  4. Развитие навыков убедительной речи;
  5. Расширение диапазона творческих способностей;
  6. Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;

Продолжительность тренинга: 3 занятия по 2 часа.        

Основное содержание программы

«Тренинг коммуникативных умений».

1-е занятие

Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции.

  1. Объяснения целей и задач тренинга. (2 мин.)
  2. Разработка правил тренинговой группы (5 мин.)
  3. Дискуссия: «Что такое коммуникативные навыки?».  (3 мин.)
  4. Разминка (10 мин.)

Упражнение «…зато ты…»

Рефлексия.

  1. Основная часть.

Упражнение «Семь богатырей» (25 мин.)

Рефлексия

Упражнение Одноминутная речь (20 мин.)

Рефлексия

 Упражнение «Дар убеждения» (20 мин.)

Рефлексия

Упражнение «Моя проблема в общении» (25 мин.)

Рефлексия

  1. Завершение занятия (10 мин.)

Упражнение «Аплодисменты»

        

2-е занятие.

Цель: Снятие коммуникативных барьеров. Развитие эмпатических способностей участников группы, понимания мимики, жестов, языка телодвижений.

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Дискуссия: «Вербальные и невербальные средства коммуникации»  (7 мин.)
  3. Разминка (10 мин.)

Упражнение «А я счастлив!»

  1. Основная часть

Упражнение «Без маски» (15 мин.)

Рефлексия.

Упражнение «Спички» (10 мин.)

Упражнение «Открытые вопросы» (20 мин.)

Рефлексия.

Упражнение «Всеобщее внимание» (10 минут)

Рефлексия.

Упражнение «Витязь на распутье» (20 мин.)

Рефлексия.

Упражнение «Управление инициативой» (20 мин.)

Рефлексия.

  1. Завершение занятия (5 мин.)

3-е занятие.

Цель: Завершение тренинга. Закрепление полученных навыков.

  1. Организационный момент (5 мин.).
  2. Разминка (10 мин.)

Упражнение «Его сильная сторона».

  1. Основная часть

Упражнение «Попроси шоколадку» (20 минут)

Рефлексия

Упражнение «Вертушка жалобщиков» (25 мин)

Рефлексия.

Упражнение «Контакт масок» (20мин.)

Рефлексия.

Упражнение «Выход из контакта» (15 мин.)

Рефлексия.

Упражнение «Я тебя понимаю» (20 мин.)

Рефлексия.

  1. Подведение итогов (10 мин.)

Дискуссия «Что дал мне тренинг?»

Обратная связь (Анкета А.Лидерса)

Упражнение «... зато ты».

Цель: создание положительной атмосферы в группе.

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «... зато ты...» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты). В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Упражнение «А я счастлив». 

Цель: установление положительного социально-психологического климата в группе

Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у... (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала. Повторять имена нельзя.

Упражнение «Его сильная сторона».

Цель: разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.

  Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого".

Упражнение «Семь богатырей».

Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.

Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

Упражнение «Моя проблема в общении» .

Цель: оказание помощи участникам в понимании того, с помощью каких приемов можно выходить из проблемных ситуаций в общении.

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Упражнение «Одноминутная речь».

Цель:  развитие коммуникативных навыков, ораторского мастерства, способности говорить спонтанно. Также оно может служить разогревом для пассивной группы.

 Каждому из участников нужно будет произнести одноминутную речь на определенную тему. Выбирается доброволец, который будет следить за временем. Тренер зачитывает или показывает на проекторе первый вопрос и выбирает первого оратора, который говорит в течение минуты.

Тренер называет следующий вопрос и вызывает следующего участника, так продолжается, пока не выступят все.

Приложение. Возможны список вопросов для выступления.

  • Как вы заработали первые деньги?
  • Самый необычный подарок, который вы дарили или получали?
  • Самая смешная история, которая с вами происходила?
  • Лучший отпуск, который вы провели?
  • Отговорки, которые люди придумывают, когда опаздывают?
  • Что лучше — дипломатичность или прямолинейность?
  • Манипуляции — это хорошо или плохо?
  • С каких фраз начать знакомство в метро?
  • Если бы вы выиграли
  • кругосветное путешествие, куда бы вы поехали?

        Упражнение «Дар убеждения».

        Цель: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.

 Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась - какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Упражнение "Открытые вопросы".

Цель: отработка умения задавать «открытые вопросы».

Само упражнение состоит в следующем. В центр круга вызывается доброволец. Остальные участники по очереди задают ему открытые вопросы на любую тему. Задача добровольца - так или иначе, на свое усмотрение, ответить на каждый вопрос. Если кто-то из спрашивающих сбился, он выбывает из круга. 
  Может случиться так, что останется только один из спрашивающих. Он тогда объявляется победителем. Однако не стоит затягивать череду вопросов и ответов. К тому же участники обычно довольно скоро понимают разницу между открытыми и закрытыми вопросами, успешно контролируют свою речь. Отвечающего участника можно менять примерно через 15-20 вопросов к нему. 
  Упражнение заканчивается, когда ведущий замечает, что все участники успешно освоили технику открытых вопросов. В конце проводится небольшое обсуждение: 
  - Возникли ли какие-то сложности? 
  - Есть ли вопросы, которые сложно отнести к категории открытых или закрытых? 
  - Кто из отвечающих отвечал более многословно, кто менее? почему?

Упражнение «Попроси шоколадку».

Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

Выберем водящего. Для этого скажите кто в вашей группе самый справедливый? (голосование).

(Самый справедливый становится водящим он садится по центру).

Я даю ему шоколадку. Ваша задача по очереди попросить шоколадку у водящего, так что бы он захотел отдать ее именно вам. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд. Победителю достается шоколадка.

Упражнение «Спички».

Цель: отработать навыки умения слушать и действовать в соответствии с инструкцией.

Упражнение проводится в парах. Каждому участнику выдается по десять спичек. Люди садятся в каждой паре спиной друг к другу.  Один является ведущим, другой выполняет его инструкции. Ведущий в паре из этих спичек выстраивает фигуру и пытается объяснить это другому. В результате фигуры должны быть одинаковыми. Потом участники меняются ролями. В конце проводится обсуждение.

Упражнение «Без маски»

Цель: развитие коммуникативных навыков, способности говорить спонтанно.

В круг кладутся карточки. Каждый участник должен брать по очереди карточку и сразу продолжать то, что в ней написано.

Варианты содержания карточек:

  1. Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…
  2. Особенно мне не нравится, когда…
  3. Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню…
  4. Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, когда…
  5. Однажды меня очень напугало то, что…
  6. В незнакомом обществе я, как правило, чувствую…
  7. У меня немало недостатков, например…
  8. Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды…
  9. В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя…
  10.  Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я…
  11.  Мне случалось проявить трусость. Однажды помню…
  12.  Особенно меня раздражает то, что…
  13.  Дайте мне стакан чаю…

Упражнение « Управление инициативой»

Цель: выработка умения захватывать инициативу в общении в свои руки.

 Ведущий вводит участников в ситуацию; «Вы ведете с кем-то разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в данный момент лидером контакта), вы сейчас пассивный участник разговора — поддакиваете, подаете реплики и т. д. Постарайтесь перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. Возможно, это удастся не сразу: очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой».

Упражнение "Вертушка жалобщиков".

Цель: развитие коммуникативных навыков, способности говорить спонтанно.

  Из стульев составляется два круга: внешний и внутренний. Один стул внешнего круга должен находиться напротив одного стула внутреннего круга. Общее количество стульев должно соответствовать количеству участников. Если их число нечетное, добавляется ведущий. 
  Тем или иным способом участники разбиваются на две группы (если нечетное количество, то включается сам ведущий). Одной группе уделяется роль "экспертов", они занимают места во внутреннем круге. Вторая группа получает роль "жалобщиков", они занимают места во внешнем круге. 
  Ведущий сообщает, что каждый "жалобщик" должен будет пожаловаться каждому "эксперту". Для этого через каждую минуту все "жалобщики" дружно поднимаются и пересаживаются на соседнее место (по часовой стрелке). "Жалобщик" должен очень быстро и точно изложить суть своей жалобы. Желательно, чтобы жалоба была реальная, но можно использовать вымышленную. Жалоба может касаться совершенно любой стороны жизни. У одного "жалобщика" жалоба одна для всех "экспертов". "Эксперт", быстро выслушав "жалобщика" так же быстро выдает свою рекомендацию по этой жалобе. 
  Когда "жалобщики" сделают полный круг, движение не прекращается. Повстречавшись с прежним "экспертом", "жалобщик" уже рассказывает про советы других "экспертов", которые успел услышать. Задача "эксперта" на этом этапе - согласиться или опровергнуть рекомендации других экспертов. На это отводится тоже одна минута. 
  После второго круга "жалобщики" и "эксперты" меняются ролями. 
  В конце происходит обсуждение: 
  - Какие индивидуальные различия в манере разговаривать, слушать, в невербальном поведении участники успели заметить друг у друга? 
  - Много ли можно успеть сказать и услышать за одну минуту?

Упражнение «Контакт масок».

Цель: отработать невербальные средства общения.

Ведущий говорит: «В повседневном общении мы носим маски, только маски не из бумаги, а из мускульного грима – из особого выражения лица, позы, тона. Сейчас мы посмотрим, что это такое». Участники усаживаются в круг, в центр круга выкладываются (текстом вниз) 7 карточек (если участников больше, то ведущий придумывает дополнительные маски):

  1. Маска безучастности.
  2. Маска прохладной вежливости.
  3. Маска высокомерной неприступности.
  4. Маска агрессивности («попробуй, не послушай меня»).
  5. Маска послушания и угодливости.
  6. Маска решительности; «волевого» человека.
  7. Маска «откровения».
  8. Маска доброжелательности.
  9. Маска «интересный собеседник».
  10. Маска деланной доброжелательности или сочувствия.
  11. Маска простодушной чудаковатой веселости.

Все выбирают по карточке и читают свой текст. По порядку следования номеров карточек каждый должен продемонстрировать доставшуюся ему «маску»; надо придумать ситуацию, в которой пришлось надеть эту маску, и разыграть сценку этой ситуации. Например, тот, кому досталась «маска безучастности», может изобразить сценку: «Он оказался в купе со ссорящейся супружеской парой, по соображениям такта ему приходится делать вид, что он ничего не видит и не слышит». После чего группа оценивает, как человек сумел изобразить на лице необходимую «маску». Затем переходят к следующей сцене. В заключение обсуждают: «Что мне дало это задание? Кому удалась «маска» в ходе общения и почему некоторым трудно удержать эту «маску»? Какие переживания возникали во время задания?»

Упражнение «Выход из контакта».

Цель: развитие коммуникативных навыков, выработка умения захватывать инициативу в общении в свои руки.

Представьте ситуацию: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который располагает временем и имеет желание пообщаться с вами, а вам некогда». Участники группы разыгрывают ситуацию, предлагая несколько вариантов выхода из контакта. После этого следует обсуждение.

Упражнение «Я тебя понимаю».

Цель: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.

Каждый член группы выбирает себе партнёра и затем в течение 2-3 минут в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чьё состояние описывает партнёр, должен подтвердить правильность и достоверность предположений или опровергнуть их. Оба партнёра вправе комментировать высказывания друг друга.

Упражнение «Всеобщее внимание» 

Цель: отработать невербальные средства общения.

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Упражнение Витязь на распутье

Цель: отработать презентационные навыки, умение убеждать.

Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — голову потеряешь, прямо пойдешь — женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая — направо, а третья — прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.

Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: эмоциональная разрядка участников в конце занятия.

Инструкция тренера: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Библиографический список:

  1. Вачков И. В. Технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 153с.
  2. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. – Изд. 4-е. –         Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 196 с.: ил. – (Психологический практикум).
  3. Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг / В. Э. Пахальян.– СПб.: Питер, 2006. – 224с.
  4. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой.
  5. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг / А. С. Прутченков. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Эксмо – Пресс, 2001. – 144с.

        

Анкета А. Лидерса        

  1. Что вам понравилось в тренинге?
  2. Что вам не понравилось в тренинге?
  3. Кто из коллег больше всего изменился для вас за время тренинга?
  4. Какие из упражнений вы могли бы взять в свою собственную практику?
  5. Что вы хотели бы пожелать по результатам тренинга себе, группе, тренеру?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг развития коммуникативных навыков Тема: «Как найти общий язык с другими»

В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком. Развитая коммуникабельность помогает ус...

Конспект-занятия тренинга развития коммуникативных навыков дошкольников (старше-подготовительная группа)

Цель: Формирование навыков позитивного, созидательного общения. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения. Учить употреблять в речи вежливые слова: “спасибо”, “пожалуйста”, “здрав...

Тренинг на развитие коммуникативных навыков и креативности

Подборка упражнений на развитие творческого воображения и нестандартного гибкого мышления...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков".

Цели:1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств лич...

Тренинги на развитие коммуникативных навыков

Тренинги на развитие коммуникативных навыков...

Тренинг коммуникативных навыков для родителей «Учимся вместе»

Муниципальный уровень, педагогический форум «Учимся вместе», АОУ д/с №23, 18.05.2017г. -19.05.2017г....

Тренинг коммуникативных навыков (общение)

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью...