Главные вкладки

    Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. Успешность и карьера: перспективы на развитие педагога.
    презентация к уроку по теме

    Домашкина Анастасия Владимировна

    Материал можно использовать как доклад, консультацию для воспитателей ДОУ на семинарах, педагогических советах. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №74 общеразвивающего вида»

    Доклад

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОУ

    Подготовила воспитатель высшей

    квалификационной категории

    МАДОУ «Детский сад №74

    общеразвивающего вида»

    Домашкина А. В.

    Сыктывкар, 2013

    Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

    Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».

    Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

    Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

    Структура профессиональной компетентности:

    • когнитивный компонент - включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук
    • деятельностный компонент - профессиональные умения и опыт
    • личностный (профессионально-личностный) компонент - личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога

    Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

    - воспитательно-образовательной;

    - учебно–методической;

    - социально–педагогической.

    Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

    • осуществление целостного педагогического процесса;
    • создание развивающей среды;
    • обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

    Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

    • знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
    • умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

    Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

    • планирование воспитательно-образовательной работы;
    • проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

    Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

    • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
    • умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
    • владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

    Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

    Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

    • консультативная помощь родителям;
    • создание условий для социализации детей;
    • защита интересов и прав.

    Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

    • знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
    • умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

    Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.

    Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

    - работа в методических объединениях, творческих группах;

    - исследовательская, экспериментальная деятельность;

    - инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

    - различные формы педагогической поддержки;

    - активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

    - обобщение собственного педагогического опыта.

    Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №74 общеразвивающего вида»

    Доклад

    УСПЕШНОСТЬ И КАРЬЕРА: ПЕРСПЕКТИВЫ НА РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

    Подготовила воспитатель высшей

    квалификационной категории

    МАДОУ «Детский сад №74

    общеразвивающего вида»

    Домашкина А. В.

    Сыктывкар, 2013

    Качества и черты характера,

    необходимые для успешности педагога

    Для определения перспектив успешности педагога ДО необходимо определить основной базис и предпосылки. Данные аспекты могут быть выражены в форме требований и некоего эталона профессии:

    • Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
    • Благородство духа;
    • Чувство юмора;
    • Острая наблюдательность;
    • Интерес и внимание к другим;
    • Заразительная увлеченность дошкольным детством;
    • Богатое воображение;
    • Энергичность;
    • Толерантность;
    • Любознательность;
    • Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
    • Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
    • Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.

    Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога ДО.

    Ниже рассмотрены  главные принципы, реализуемые в организационной педагогической деятельности по позициям успешности (табл.1).

    Таблица 1

    Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности

    Принципы

     

    Педагогический замысел

    «Принцип фейерверка»:

    Раскрой себя!

            

    Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других….

    Главное – желание сиять!

    «Принцип весов»:

    Найди себя!

    Твой выбор – твои возможности!

    Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

    «Принцип рейтинга»:

    Побеждай! Пробуй! Планируй!

    У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

    «Принцип успеха»:

    Реализуй себя!

    Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.

    Шаги к успешной деятельности

    С педагогической точки зрения успех – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и количества в целом.

    Обозначим несколько сопутствующих шагов к успешной деятельности педагога.

    1. Перспектива деятельности и дела.
    2. Стимулирование.
    3. Благодарность.
    4. Помощь и поддержка.
    5. Тактичность.
    6. Ответственность.
    7. Творчество.
    8. Умение признавать и исправлять ошибки.
    9. «Живое участие».
    10.  Конструктивная критика.

    Способы вовлечения педагогов в процесс деятельности, способствующей успеху:

    • Проектирование;
    • Решение педагогических ситуаций;
    • Активно – игровые методы;
    • Практикумы и тренинги;
    • Профессиональные конкурсы;
    • Индивидуальные и микрогрупповые педагогические исследования;
    • Документальный анализ;
    • Написание творческих работ;
    • Оформление портфолио;
    • Ведение аналитического дневника;
    • Дискуссионный клуб;
    • Часы заинтересованного информационного обмена;
    • Посещение видов детской деятельности у коллег с последующим анализом;
    • Разработка и реализация профессиональных программ.

    Основными субъективными источниками определения успешности педагога считают:

    • Слухи;
    • Мнение администрации;
    • Анализ и мнение методистов, членов ГМО и экспертных групп;
    • Сложившееся представление среди коллег, родителей;
    • Показательная активность педагога, желание выступить, казаться, участвовать, руководить.

    Основные же источники определения успешности педагога:

    • Результаты воспитанности, обученности детей в разных видах деятельности;
    • Количество детей, успешно обучающихся в начальной школе;
    • Успешно проведенные педагогические мероприятия;
    • Обобщение передового профессионального опыта;
    • Публикации в местной печати, СМИ.

    Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ . Успешность и карьера. Составила: Домашкина Анастасия Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад 74 общеразвивающего вида», высшая квалификационная категория

    Слайд 2

    Исследование профессиональной компетентности педагога — одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых В.Н. Введенский, Г.Воронцова, Е. Вторина , И.А. Зим­няя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.Молчанов, Л.А. Петровская, Г.С. Сухобская , Т.И. Шамова « Профессиональная компетентность» рассматривается как : совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; направление профессионализации; теоретическая и практическая готовность к труду ; способность к сложным культуросообразным видам действий; основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности .

    Слайд 3

    Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как - совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей . -проще говоря, способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

    Слайд 4

    Структура профессиональной компетентности когнитивный компонент - включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук деятельностный компонент - профессиональные умения и опыт профессионально-личностный компонент - личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога

    Слайд 5

    Современные требования к компетентности педагога Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям : - воспитательно -образовательной; - учебно –методической; - социально–педагогической.

    Слайд 6

    Воспитательно –образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога : знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

    Слайд 7

    Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно -образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей .

    Слайд 8

    Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

    Слайд 9

    Основные пути развития профессиональной компетентности педагога - работа в методических объединениях, творческих группах; - исследовательская, экспериментальная деятельность; - инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; - различные формы педагогической поддержки; - активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах; - обобщение собственного педагогического опыта.

    Слайд 10

    У мение ориентироваться в информационных потоках О сваивать новые технологии И скать и использовать недостающие знания Обладать такими качествами: Универсальность мышления Мобильность Динамизм С амообразовываться

    Слайд 11

    Ресурсное обеспечение ДОУ для повышения профессиональной компетентности педагогов Материально-техническое обеспечение Трудовые ресурсы Информационные ресурсы Оборудование кабинета ИКТ; Обновление библиотечного фонда методической литературы; Пополнение методической базы 1. Корректировка плана повышения квалификации педагогов; 2. Внесение изменений в положение «О распределение стимулирующей части фонда оплаты труда» 3. Привлечения специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров. Выход в Интернет, электронная почта. Создание официального сайта ДОУ; Взаимодействие МАДОУ с КРИРОиПК

    Слайд 12

    Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности Принципы Педагогический замысел «Принцип фейерверка»: Раскрой себя! Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других…. Главное – желание сиять! «Принцип весов»: Найди себя! Твой выбор – твои возможности! Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

    Слайд 13

    Принципы Педагогический замысел «Принцип рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй! У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях. «Принцип успеха»: Реализуй себя! Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности. Хочу Умею Могу Знаю

    Слайд 14

    Основными субъективными источниками определения успешности педагога считают : Слухи ; Мнение администрации; Анализ и мнение методистов, членов ГМО и экспертных групп; Сложившееся представление среди коллег, родителей; Показательная активность педагога, желание выступить, казаться, участвовать, руководить.

    Слайд 15

    Основные же источники определения успешности педагога : Результаты воспитанности, обученности детей в разных видах деятельности; Количество детей, успешно обучающихся в начальной школе; Успешно проведенные педагогические мероприятия; Обобщение передового профессионального опыта; Публикации в местной печати, СМИ.

    Слайд 16

    А нализ возможных рисков и способы их преодоления Планируемый риск Возможный способ преодоления Сопротивление отдельных педагогов инновационной деятельности Использовать возможности по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику - часть педагогов формально принимают нововведения; - часть не вникают в суть предстоящих изменений -Формировать рефлексивную компетенцию педагогов; -Включение педагогов в деятельность работы творческих групп. Увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов Возможность предоставления методических часов педагогам ДОУ Возможности методического сопровождения не удовлетворяют образовательным потребностям педагогов Пополнение методического кабинета банком практического и методического материала Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг на определенном этапе освоения технологии. Оптимальное планирование методической работы

    Слайд 17

    Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение , становится для личности фактором развития . СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. Успешность и карьера.

    «Профессиональная компетентность» рассматривается как :- совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда;-  объем навыков выполнения задачи;- комбинация личностных качеств и сво...

    Проектная культура педагога - важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога

    в статье раскрываются основные аспекты по формированию проектной культуры педагогов...

    Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ

    Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...

    Деловая игра для педагогов "Креативность - как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДО"

    Очень интересная форма  проведения МО педагогов детского сада.Никто не остался в стороне, все с интузиазмом включились в игру!...

    Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

    ull; Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.• Вовлечь педа...

    Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО.

    Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме. Альберт ЭйнштейнСегодня информационно-коммуникационные технолог...