Картотека игр, направленных на развитие произвольности, снижение импульсивности и повышенной активности.
картотека

Дмитриева Ева Павловна

Произвольность - это не только характеристика познавательных процессов, но и один из этапов становления волевого поведения. Произвольность включает различные стороны личности ребенка. Это произвольность поведения, саморегуляции, психических процессов, в том числе внимания, памяти и т.д. Так как произвольность поведения — это осознанное действо, то она поддается формированию. Каждый ребенок способен воспринимать информацию, обращенную к нему, понимает, что от него требуется. Произвольность также определяют как предпосылку к учебной деятельности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_razvitie_proizvolnosti_i_samokontrolya.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Сортавальского Муниципального района Республики Карелия

Детский сад № 23 «Ладушки»

Корпус  4

Картотека игр на развитие произвольной регуляции поведения детей дошкольного возраста

   

 

 

Составила: педагог-психолог

Дмитриева Е.П.

г. Сортавала, 2023г

Важно использовать ежедневно не менее 1 игры. В игры могут играть, как 1 взрослый и 1 ребенок, так и несколько человек. Важно соблюдать правила и меняться ролями. Можно придумывать свои правила. 

Игры, развивающие произвольность ребенка, снижающие импульсивность и повышенную активность

Тихий колокольчик (для детей с 4 лет)

Ребенок играет с взрослыми. Ребенку дают колокольчик. Надо отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый игрок.

Надоедливая муха (для детей с 4 лет)

Цель: учить концентрироваться на отдельных частях своего тела, контроль за  мелкими движениями

Взрослый читает ребенку: «Представь, что ты лежишь на пляже, солнышко тебя пригревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и села на лобик. Чтобы прогнать муху, пошевели бровями. Муха кружиться вокруг глаз – поморгай ими. Перелетела на щеку, затем на другую – подвигай губами, надуй щеки. Уселась на подбородок – подвигай челюстью и.т.д.

Я кубик несу и не уроню (для детей с 4 лет)

Цель: развитие произвольности и самоконтроля движений.

Ребенок должен перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит  на открытой ладони вытянутой руки. Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно.

Рисование ладонями (для детей с 4 лет)

Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу  прикосновений.

Взрослый предлагает ребенку рисовать ладошками картины на спине друг друга. Ребенок и взрослые разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза. Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине.

  • Море, море, море…(медленно поглаживаем верхнюю часть спины партнера от позвоночника в стороны одновременно двумя руками)
  • Рыбы, рыбы, рыбы…(быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении)
  • Горы, горы, горы…(медленные прикосновения всей ладонью)
  • Небо, небо, небо…(снова поглаживания) Затем игроки меняются ролями.

Час тишины и час «можно» (для детей с 4 лет)

Цель: ослабление негативных эмоций, формирование произвольности поведения

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т.д. «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Речка - Берег (для детей с 4 лет)

Цель: развитие концентрации внимания, коррекция импульсивности, стимуляция  физической активности

На полу в линию лежит длинная веревка, представляющая морской берег. Дети встают с одной стороны «на берег». Когда ведущий крикнет «Речка!» все перепрыгивают через линию вперед. Если он кричит «Берег!», то все перепрыгивают назад. Если ведущий кричит «Берег!» дважды, дети, которые перепрыгнули в «Речку», выбывают из игры.

Снеговик (для детей с 4 лет)

Цель: снятие мышечного напряжения с чередованием напряжения и расслабления

Наступила зима. Выпал снег. Ребята слепили снеговика (ребенок стоит, широко расставив ноги).

Ночью был сильный мороз, и снег стал крепким, как лед (напрягает мышцы ног, рук и шеи).

Утром выглянуло солнышко, стало тепло, снеговик начал таять. Подтаяла голова (расслабляет   мышцы   шеи), затем   плечи,    руки (расслабляет    мышцы рук), ноги (расслабляет мышцы ног).

Растаял снеговик и превратился в лужицу (ложится на ковер).

Следите за тем, чтобы ребенок находился в расслабленной позе.

Стойкий оловянный солдатик (для детей с 4 лет)

Цель: развитие произвольности поведения, общей координации

Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. Вы - стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное - вы смогли справиться со своим поведением.

Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.

Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи (для детей с 5 лет)

Цель: снятие речевых зажимов

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это  паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

Схвати предмет (для детей с 5 лет)

Цель:        коррекция        импульсивности,        баланс        механизмов        возбуждения        и торможения.

Маленький предмет лежит на столе посередине. Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии. Ведущий называет различные числа или слово. Когда называется, например, число 5или слово «арбуз», нужно схватить предмет.

Кулак – ладонь – ребро (для детей с 5 лет)

Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.

По команде ребенок кладёт ладони обеих рук на стол, сжимает их в кулаки, ставит ребром. Темп и последовательность положения рук меняются. Затем взрослый путает ребенка: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Ребенок должен внимательно слушать и не ошибаться.

Пол – нос – потолок (для детей с 5 лет)

Цель: развитие пространственного восприятия, произвольного внимания

Взрослый произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с ребенком указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала взрослый делает правильно, а затем начинает путать ребенка – говорить «пол», а показывать на нос. Ребенок должен быть внимательным и не ошибаться.

«Да и нет» - не говори (для детей с 5 лет)

Цель:        коррекция        импульсивности,        развитие        произвольности,        лабильности  мышления.

Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос, избегая слов «да» и «нет»

  • ТЫ ЖИВЕШЬ В БЕРЛОГЕ?        
  • ТЫ МАЛЬЧИК?        
  • ТЫ БЫЛ В ЗООПАРКЕ?        
  • ТЫ СЕЙЧАС В ДЕТСКОМ САДУ?
  • ТЫ ЛЮБИШЬ МОРОЖЕНОЕ?        
  • ТЕБЕ 6 ЛЕТ?        
  • ТЫ ЛЮБИШЬ ИГРАТЬ В КУКЛЫ?
  • СЕЙЧАС ЗИМА?
  • ТЫ ХОЧЕШЬ ПОЙТИ В ШКОЛУ?        
  • У ТЕБЯ ЕСТЬ МАМА?        
  • ТЫ СЕЙЧАС СПИШЬ?        
  • ТЕБЯ ЗОВУТ ВАСЯ?
  • НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ?        
  • КОРОВЫ ЛЕТАЮТ?        
  • ЗИМОЙ ЖАРКО?        
  • ТЫ ЛЮБИШЬ ХОДИТЬ К ВРАЧУ?        
  • ЛЕД ТЕПЛЫЙ?        
  • ТЫ УМЕЕШЬ ПЛАВАТЬ?
  • ТЫ ПОСЛУШНЫЙ?

Молчу - шепчу - кричу (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция гиперактивности, развитие волевой регуляции громкости речи и поведения.

Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными знаками. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать, зеленый – кричать. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

Слушай хлопки (для детей с 5 лет)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Повторение ритма (для детей с 6 лет)

Цель: развитие произвольного внимания и контроля двигательной активности.

Взрослый отстукивает (прохлопывает) любой ритмический рисунок, ребенок должен его повторить. Ребенок может слушать ритм с закрытыми глазами. Затем водящим становится ребенок. В конце игры детям задают вопрос: «Что было легче: задавать ритм или повторять?»

Прошепчи ответ (для детей с 5 лет)

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности

Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ). Когда поднятых пальцев много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори». Задача детей - прошептать ответ. Вопросы:

  • Какое сейчас время года?
  • Как называется наш город?
  • Как называется детеныш коровы?
  • Сколько лап у собаки?
  • Какие дни в недели выходные? И.т.д.

Игра: «Руки-ноги»

Цель: развитие внимания и координации движений, снятие мышечного напряжения.

Ребенок прыгает на месте с одновременными движениями руками и ногами.

Ноги вместе – руки врозь.

Ноги врозь – руки вместе.

Ноги вместе – руки вместе.

Ноги врозь – руки врозь.

Игра: «Послушай тишину»

Цель: формирование произвольной регуляции собственной деятельности, развитие слухового внимания.

Дети садятся на пол и закрывают глаза. Им предлагается последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца. Что услышали?

Игра: «Вопрос – ответ»

Взрослый задает ребенку вопросы, а ребенок должен ответить на них, но не сразу, а только тогда, когда взрослый скажет ему: «Говори». Это научит ребенка сдерживаться, контролировать свою природную импульсивность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия дидактических игр направленых на развитие произвольного внимания

1 этап - игры направленные на развитие умения  произвольно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой в результате сознательных усилий воли.2 этап - игры направленные на...

КАРТОТЕКА подвижных игр на развитие произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста.

Игры с правилами как средство развития произвольности поведения Под произвольным поведением понимаем поведение ребёнка, осуществляемое в соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он в ф...

Картотека дидактических игр на развитие произвольности

В картотеке представлены некоторые дидактические игры и упражнения и игры малой подвижности для развития у детей 5-7 лет саморегуляции, выдержки, умения действовать по правилу....

"Игры, направленные на развитие произвольной сферы дошкольников"

Произвольная сфера поведения  детей начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Это новообразование данного возраста и необходимый компонент психологической готовности к школе. Играйте ...

Подборка игр, направленных на развитие произвольности дошкольников.

Произвольность - это не только характеристика познавательных процессов, но и один из этапов становления волевого поведения. Произвольность включает различные стороны личности ребенка. Это пр...

Открытое коррекционно – развивающее занятие, направленное на развитие произвольности психических процессов по теме: « ДАРЫ ОСЕНИ»

Цель: Развитие познавательных процессов.Задачи:Образовательные:- Закрепить знания обучающихся по теме «Осень».Коррекционно – развивающие:- Развитие внимания, памяти, мыслительных опе...