"Игры, направленные на развитие произвольной сферы дошкольников"
картотека (старшая, подготовительная группа)

Казаку Лариса Владимировна

Произвольная сфера поведения  детей начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Это новообразование данного возраста и необходимый компонент психологической готовности к школе. Играйте с ребенком в игры и наслаждайтесь его взрослением !!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://1.bp.blogspot.com/-EX2Y07wK22g/UHLg2WBaUJI/AAAAAAAAAOI/so0cIYa18Zc/s200/8116505-1343799699.jpeg

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

ПРОИЗВОЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Графический диктант»

Какая польза: вырабатывает  у детей умение внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Учит работать под диктовку и самостоятельно по образцу.

Как играть: подготовьте тетрадные листы в клеточку. На них поставьте точки в начале строки. Дайте ребенку карандаш и скажите: «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги»

Например: «Пожалуйста, поставь карандаш на точку и начинай рисовать. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Посмотри, какой узор получился. А теперь сам продолжай рисовать этот узор до конца строки».

 «Палочки и крестики»

Какая польза: Развитие уровня саморегуляции и самоконтроля.

Приготовьте для ребенка тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут

I + I + I – I + I + I – I

Как играть:

1. Писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце.

2. Переходить на другую строчку только после знака “–“.

3. Нельзя писать на полях.

4. Каждый знак следует писать в одной клеточке.

5. Соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.

Попросите ребенка повторить правила. Не начинайте игру, пока он их не усвоит. Если это сложно для ребенка, то вначале можно их сократить.

 «Четыре стихии»

Какая польза: Способствует развитию произвольного поведения, организации.

Как играть: ведущий объясняет правила игры: если услышите слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах. Ведущий  может путать и показывать движения не правильно. Ребенок не должен поддаваться на «провокации»

"Раскрась"

Какая польза: развитие произвольной сферы, произвольного внимания.

Как играть: ребенку (детям) дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников (кругов, квадратов). Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Можно придумывать и усложнять задания для детей, вводя несколько правил.

Например: подпрыгни 3 раза, а потом закрась синим карандашом первый и третий треугольник, и желтым карандашом – седьмой треугольник.

"Слушай хлопки"

Какая польза: развитие произвольного внимания и поведения.

Как играть :пусть ребенок марширует по кругу. Когда взрослый  хлопнет в ладоши 1 раз – он приседает, два раза – вытягивает руки вверх, три раза – замирает. Эта игра может быть физкультминуткой. Правила можно и нужно менять!

«Тихий колокольчик»

Какая польза: развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности.

Как играть: Попросите ребенка перенести звонкий колокольчик из одной части комнаты в другую.  Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Ребенку полагается приз, если он выполнил задание аккуратною

«Час тишины и час "можно" 

Какая польза:  ослабление негативных эмоций, формирование произвольности поведения

Как играть: договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т.д. «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

«Речка – Берег» 

Какая польза: развитие концентрации внимания, коррекция импульсивности, стимуляция физической активности

Как играть: на полу растянута веревка, скакалка -  это берег. Дети встают с одной стороны «на берег». Когда ведущий говорит: «Речка!» -  все перепрыгивают через линию вперед. Если он говорит: «Берег!», то все перепрыгивают назад. Если ведущий говорит: «Берег!» дважды,  то дети, которые перепрыгнули в «речку», выбывают из игры.

«Стойкий оловянный солдатик»

Какая польза: развитие произвольности поведения, общей координации

Как играть: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. Вы - стойкий оловянный солдатик из сказки,  вы несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное - вы смогли справиться со своим поведением. Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.

«Запрещенное движение»

Какая польза: развитие произвольности и внимания.

Как играть: ведущий (взрослый) показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой. Ребенок должен повторять за ведущим (взрослым).  Неожиданно ведущий показывая запрещенное движение. Если ребенок повторил, остановитесь, обратите его внимание, что он сделал неправильно. Воодушевите его быть более внимательным. Продолжите игру дальше. Если ребенок справляется хорошо, то можно увеличить количество «запрещенных» движений.

«Запретное число»

Какая польза: развитие внимания, формирование произвольности

Как играть: выбирается запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд произвольных чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться, или подпрыгнуть…)

«Схвати предмет» 

Какая польза: коррекция импульсивности, баланс механизмов возбуждения и торможения.

Как играть: маленький предмет лежит на столе посередине. Можно играть всей семьёй. Все, кроме ведущего,  кладут руки на край стола, на одинаковом расстоянии от предмета. Заранее договоритесь, что предмет можно быстро взять, только когда ведущий скажет, например,  число «пять». Ведущий называет разные числа, не по порядку. Когда он скажет «пять», выиграет тот, кто быстрее возьмет предмет.

«Кулак – ладонь – ребро» 

Какая польза: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.

Как играть: по команде ребенок кладет ладони обеих рук на стол, сжимает их в кулаки, ставит ребром. Темп и последовательность положения рук меняются. Взрослый может путать ребенка: руками показывает одно, а говорит – другое. Ребенок должен внимательно слушать и не ошибаться.

«Пол – нос – потолок» 

Какая польза: развитие пространственного восприятия, произвольного внимания

Как играть: взрослый  произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала взрослый делает правильно, а затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.

«Повторение ритма» 

Какая польза: развитие произвольного внимания и контроля двигательной активности.

Как играть: взрослый отстукивает (прохлопывает) любой ритмический рисунок, ребенок должен его повторить. Ребенок может слушать ритм с закрытыми глазами. Затем водящим становится ребенок. В конце игры можно спросить: «Что было легче: задавать ритм или повторять?»   

«Говори шепотом» 

Какая польза: развитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности

Как играть: взрослый или ребенок могут начать игру, сказав:  «Раз, два, три – шепотом говори». Задача играющих – начать говорить шепотом. Кто то потом может сказать: «Стоп игра!» Игра заканчивается и можно разговаривать, как обычно!

 «Светофор»

Какая польза: развитие произвольного внимания и контроля двигательной активности.

Как играть: приготовьте из цветного картона три цветных круга: красный, жёлтый и зелёный.

  • Когда вы поднимаете вверх зелёный круг, можно бегать, танцевать, скакать и кричать.
  • Если вверху жёлтый круг, двигаться надо медленно и спокойно, а говорить тихо-тихо.
  • Красный — запрещающий сигнал. Увидев его, ребёнок должен остановиться как вкопанный и не произносить ни звука.

Заканчивать эту игру лучше красным «успокаивающим» сигналом.

«Ответ по просьбе»

Какая польза: развитие произвольной активности

Как играть: вы задаёте ребёнку самые разнообразные вопросы, на которые он точно знает ответ и готов с удовольствием этот ответ озвучить. Но (и это важно!) отвечать можно лишь после вашей просьбы:

 - Пожалуйста, говори.

«Хлопки»

Какая польза: развитие произвольного внимания, зрительно-моторной координации

Как играть: приготовьте для ребёнка карточку с числами, например: 1 - 1 -3 - 3 - 2 - 1

Объясните, что каждое число обозначает, сколько раз надо хлопнуть, а тире между ними — паузу.

 Например, наша запись расшифровывается так: хлопок - пауза - хлопок - пауза - три  хлопка - пауза - три хлопка - пауза - два хлопка - пауза —-хлопок.

Пусть остальные задания ребёнок попробует выполнить без вашей подсказки.

«Летает — не летает»

Какая польза: развиваем внимание, произвольность, умение слушать, чувство юмора

Как играть: игроки садятся в круг рядом с ведущим. Ведущий произносит различные слова. Если названное слово обозначает то, что может летать, детям надо поднять руки вверх, если не летает — руки лежат на коленях.

Игру можно усложнить. Ведущий тоже поднимет руки, но иногда он может специально ошибаться, а игрокам важно правильно отреагировать именно на слова, а не на действия ведущего.

«Запаздывающее зеркало»

Какая польза: развиваем внимание, координацию, умение сосредоточиться

В эту игру можно играть всей семьёй или с друзьями ребенка

Как играть: сначала необходимо выбрать ведущего. Им может быть как ребенок, так и взрослый (в первый раз лучше выбрать кого-то из старших). Все усаживаются на стулья в одну линию. Все внимание каждого участника должно концентрироваться на его соседе справа.

Первым садится ведущий, он и начинает игру, показывая какое-нибудь движение (например, поднимает левую руку). Затем это движение повторяет его сосед слева, и так по очереди до конца цепочки. Когда последний участник будет показывать это движение, ведущий уже должен придумать следующее (например, встать и сесть). С каждым разом движения должны усложняться, а темп игры — ускоряться.

Во время игры старайтесь следить за осанкой. Все должны сидеть прямо, чтобы не возникло желание наклониться и подсмотреть новое движение у ведущего. Это неправильно, каждому ребенку нужно дождаться, когда это движение выполнит его сосед, а затем вовремя и правильно его повторить.

«Секретное слово»

Какая польза : игра помогает ребёнку развить умение контролировать себя, длительное время руководствоваться заданным правилом, а также тренирует память и внимание.

Как играть: ведущий договаривается с игроками, что они будут повторять за ним все слова, кроме, например, названий растений (или имён мальчиков, или слов со звуком «У» и др.) – их повторять нельзя. Вместо этого, услышав название растения, нужно хлопнуть в ладоши (топнуть ногой, подпрыгнуть и т.п.) Можно ввести штрафные очки за ошибки (конечно, когда ребёнок уже хорошо поймёт суть игры). Когда ошибок станет мало, можно перейти к игре с соблюдением уже двух правил. Например, названия птиц заменяем на один хлопок, а названия предметов красного цвета – на два хлопка.

Хорошо будет, если вы станете записывать количество очков, набранных в каждой игре: так ребёнку будет видно, как с каждым разом к лучшему меняется его результат. И не забывайте меняться ролями!

                                           «Репка»

Какая польза: игра помогает ребёнку развить умение контролировать себя, а также тренирует память, внимание и быстроту реакции.

Как играть: Суть этой игры схожа с предыдущей. Интереснее, когда играют несколько человек (от 2 и больше). Игроки рассказывают сказку «Репка» по одному предложению, друг за другом. При этом заменяют названия и имена главных персонажей таким образом:

  • Репка – на два хлопка в ладоши
  • Дедка – на слова «кхе-кхе»
  • Бабка – на слова «ой-ой»
  • Внучка – на слова «ля-ля»
  • Жучка – «гав-гав»
  • Кошка – «мяу-мяу» или «мур-мур»
  • Мышка – «пи-пи»

Получается примерно следующее: Посадил кхе-кхе хлоп-хлоп (два хлопка). Выросла хлоп-хлоп большая-пребольшая. Пошёл кхе-кхе тянуть хлоп-хлоп. Тянет-потянет – вытянуть не может. Позвал кхе-кхе ой-ой. Ой-ой за кхе-кхе, кхе-кхе за хлоп-хлоп, тянут-потянут…Ну, и т.д.

Главное – не ошибиться и не пропустить нужное слово. На начальном этапе можно заменять не всех персонажей сразу, а одного-двух. По мере освоения игры добавлять и другие замены. Можно вместо сказки «Репка» взять любую другую, недлинную и хорошо знакомую всем игрокам, или небольшое стихотворение с часто повторяющимися словами.

                                    «Да» и «нет» не говорите»

Какая польза: в игре ребёнок учится контролировать свою речь. Кроме того, игра способствует обогащению словарного запаса за счёт синонимов, развивает быстроту реакции.

Как играть: правила этой игры, наверное, хорошо знакомы всем с детства, но, на всякий случай, я их всё же расскажу (мало ли, вдруг забылось?). Перед игрой нужно договориться, какие слова будут запрещёнными (как правило, это «да» и «нет», «чёрный» и «белый», но можно и другие). Затем водящий задаёт каждому игроку по очереди любой вопрос так, чтобы спровоцировать его на ответ запрещённым словом. Игроки в свою очередь, отвечая на вопрос, стараются избежать запрещённого слова, заменяя его на другие, подходящие по смыслу. Например:

 - Ты любишь мороженое?

 - Обожаю! (Вместо: «Да!»)

Тот игрок, который всё же ответил запрещённым словом, считается проигравшим и либо становится сам водящим, либо выходит из игры.

«Сокровища пирата»

Какая польза: игра развивает умение контролировать свои двигательные и эмоциональные реакции, выдержку.

Как играть: водящий (обычно – взрослый, но можно и меняться ролями) – это пират. Он сидит в определённом месте комнаты, а рядом с ним, на расстоянии примерно в полметра лежит какой-либо небольшой предмет (сокровища). Пока пират «спит», остальные игроки медленно, на цыпочках, подкрадываются к нему, стараясь забрать «сокровища». Если пират услышит какие-либо звуки, он открывает глаза, и крадущиеся игроки должны тут же замереть, чтобы их «не заметили». Тот, кто не успел замереть, отходит назад на несколько шагов. Кто успел, тот продолжает движение, когда пират снова «уснёт». Выигрывает тот, кто сможет тихо подкрасться и забрать пиратские сокровища.

                                     «Разведчики»

Какая польза. Игра развивает наблюдательность, умение контролировать свои двигательные и эмоциональные реакции.

Как играть. Ведущий прячет (ставит или кладёт где-либо на видном месте)  в комнате какой-то небольшой предмет (игрушку из киндер-сюрприза, например), который игроки будут искать. Они могут  повсюду ходить и заглядывать во все углы, но  открывать шкафы не нужно, так как он лежит на видном месте. Тот, кто найдет игрушку, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намеками. Он просто должен сесть и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдет спрятанную игрушку, в следующий раз прячет её.

«Внимательный сыщик»

Какая польза: игра развивает у ребёнка усидчивость, наблюдательность, умение действовать не спеша, контроль и самоконтроль.

Как играть: найдите небольшой лист бумаги с достаточно крупным текстом небольшого размера (для начала это может быть 1-2 строчки). Дайте ребёнку текстовый маркер или фломастер и расскажите ему сказочную историю, например, такую: «Буквы собирались на праздник. Буква А надевала красное платье. Найди на страничке все буквы А и одень их в красное». 

По мере освоения игры можно искать не одну букву, а сразу несколько разных. Если ребёнок уже достаточно большой, знает все буквы и может их писать, можно предложить ему переписать текст, вставляя вместо некоторых букв (например, О или П) точки, чёрточки или что-то ещё. Только взрослым не стоит переоценивать возможности ребёнка (не давайте текст большого размера и большое количество букв для поиска).

«Черепашьи бега»

Какая польза: эта игра может помочь ребёнку-непоседе научиться в некоторых ситуациях сдерживать свою чрезмерную активность и подвижность (то есть развивает всё те же самоконтроль и терпение).

Как играть:  лучше, если игроков будет несколько. Все выстраиваются в одну линию и по сигналу начинают очень медленно двигаться вперёд (заранее оговорить, до какого ориентира – например, до стола, до дивана, до скамейки и т.п.) Самое интересное, что победителем считается тот, кто придёт к финишу последним! Вы не представляете, как это может быть трудно для детей (особенно очень активных )! Если игрок – только один, то можно использовать секундомер, чтобы отмечать, улучшается ли, и насколько, от игры к игре, его результат. (Приз победителю будет очень кстати!)

Кроме этих игр, для развития произвольности поведения у ребёнка, подойдут любые, в которых нужно соблюдать правила (домино, лото, шашки и шахматы, «ходилки-бродилки» с кубиком и фишками и другие) и даже подвижные типа старых добрых «классиков», «резиночек», догонялок, вышибал, футбола и т.д.

 И ещё одно: играя с ребёнком, не старайтесь всё время поддаваться ему (по крайней мере, не делайте этого постоянно и явно). Потому что умение достойно проигрывать (ну, и выигрывать, естественно!) -  тоже один из показателей высокого уровня самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развивающие игры( направленные на развитие эмоциональной сферы)

У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Согласно А.Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничениежизненност...

Презентация "Музыкальные игры как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция....

Игры на развитие произвольной сферы дошкольников

Подборка игр для занятий с детьми старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка игр, занятий и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Данная методическая разработка состоит из комплекса игр, занятий и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, в помощь воспитателям и родителям детей дошкольного возраста....

Игры для развития произвольной сферы дошкольника

Данные игры помогут сформировать произвольную сферу дошкольника и легче адаптироваться к школе....