Методическая разработка игр, занятий и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шевцова Радмила Владимировна

Данная методическая разработка состоит из комплекса игр, занятий и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, в помощь воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2019.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка игр, занятий и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния

Фотография

Возраст. От трех лет.

Цель. Познакомить ребенка с эмоциями близких ему людей, научить понимать свои и чужие эмоции.

Инвентарь. Фотографии ребенка, близких ему людей.

Подготовка к игре. На первых этапах взрослый просит ребенка просто назвать, кто изображен на фото.

Содержание. Взрослый (родитель, воспитатель) рассматривает с ребенком семейный альбом и спрашивает малыша не только о том, кто изображен на фото и что он делает, но и какое настроение у каждого, что он чувствует (удивление, испуг, грусть и т.д.).

Рекомендации. Если ребенку трудно определить эмоциональное состояние, взрослый помогает ему воссоздать изображенную ситуацию и пофантазировать: что на его взгляд, мог чувствовать это человек, чтобы почувствовал сам ребенок, если бы был на его месте.

Котик

Возраст. От трех лет.

Цель. Формирование умения выражать эмоции, снижение эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе детей.

Инвентарь. Запись спокойной музыки («Волшебные голоса природы», «Малыш в лесу», «Малыш и птичка»).

Содержание. Дети сидят на ковре и под спокойную музыку придумывают сказки о котике, который: нежится на солнышке (лежит на коврике); потягивается; умывается; царапает лапками с коготками коврик; мурлычет возле теплой печки; играет с другими котятами.

На птичьем дворе

Возраст. От трех лет.

Цель. Наработка опыта действий в новой ситуации, активизация эмоциональных проявлений, раскрепощение, снятие мышечного и эмоционального напряжения, формирование эмпатии.

Инвентарь. Игрушки (петушок, гусь, курочка, утенок, медведь, волк или другой «страшный» зверь), пиктограммы с изображением эмоций (грусть, веселье, испуг, удивление).

Предварительно взрослый беседует с детьми о различных настроениях, показывает пиктограммы.

Содержание. Детям по очереди предъявляются полностью или частично видимые игрушки с описанием ситуации. Дети отгадывают, кто спрятался, пытаются передать эмоции появляющихся персонажей с помощью звуков и движения, выбирают соответствующие пиктограммы эмоций.

Видишь красный гребешок?  (частично  видимая игрушка)

Это кто там? (Дети: «Петушок!».).

Петушок наш грустный был. (Дети демонстрируют эмоцию грусти.)

От чего он загрустил? (Дети высказывают свои варианты.)

Петушку предлагают остаться.

По дорожке гусь идет. (Предъявляется игрушка.)

Громко, весело поет! (Дети: «Га-га-га!»)

Догадайся почему, нынче весело ему? (Дети высказывают свои варианты.)

Вышла курочка во двор. (Предъявляется игрушка.)

Посмотрела под забор… (Ладонь к глазам, смотрят вокруг.)

Удивилась – где ж цыплятки? (Дети передают эмоцию удивления.)

Они со мной играют в прятки? (Дети разводят руками.)

А теперь кричит утенок… (Дети: «Кря-кря-кря!»)

Испугался он спросонок! (Предъявляется игрушка.)

Мне приснился страшный зверь.

Я боюсь его теперь! (Дети демонстрируют испуг.)

Взрослый предлагает помочь утенку и прогнать зверя.

Солнышко веселое

Возраст. От трех лет.

Цель. Отработка умения произвольно сосредотачивать внимание на определенных группах мышц лица, тренировка мимической передачи эмоции веселья от улыбки до громкого хохота, раскрепощение, повышение уверенности в своих возможностях, развитие эмпатии.

Инвентарь. Зеркало.

Предварительно взрослый подготавливает стихотворение для сопровождения игры, говорит с детьми о том, какое солнышко теплое, ласковое, сколько радостных мгновений оно может подарить людям.

Содержание. Детям предлагается послушать, как веселится солнышко, и попробовать передать его настроение перед зеркалом.

Взрослый говорит:

Смотрит солнышко в окошко,

Улыбаюсь я немножко. (Улыбка перед зеркалом.)

Солнце выше, день светлей,

Улыбаюсь веселей. (Улыбаются шире.)

Солнце в небе высоко-

Улыбаюсь широко. (В улыбке видны зубы.)

Я под солнцем веселюсь,

Громко-громко я смеюсь! (Хохочут: ха-ха-ха!)

Солнце клонится к закату,

На лице покой, ребята. (Изображают спокойствие.)

Если дети хотят, они могут одновременно производить движения. С младшими детьми необходимо до проведения игры поговорить о разных эмоциональных состояниях, показать им рисунки солнышка в книжках, в детских работах, где чаще всего солнце нарисовано с улыбкой.

Тренируем эмоции

Возраст: от четырех лет.

Цель. Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Предварительно побеседовать с детьми об эмоциях.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку (группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

  1. Радость.

Улыбнись пожалуйста, как: кот на солнышке, само солнышко, хитрая лиса, довольный ребенок, счастливая мама.

  1. Гнев.

Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку, два барана на мосту.

  1. Испуг.

Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка, котенок, на которого лает собака.

Можно использовать эту игру как эмоциональную разминку в начале каждого занятия. Играя с детьми 5-6 лет, можно предложить им самим стать ведущими, по очереди придумывая, какую эмоцию и какого героя, животного показать.

Лото настроений

Возраст: от четырех лет.

Цель. Развитие умения понимать эмоции окружающих.

Инвентарь. Наборы карточек, на каждой из которых изображено какое-либо животное с определенной эмоцией (грусть, радость, страх, гнев, удивление и т.д.).

Предварительно приготовить несколько (по количеству игроков) наборов карточек.

Содержание. Ведущий называет или показывает схематическое изображение какой-то эмоции (или описывает ситуацию). Каждый ребенок ищет в своем наборе животное с такой же эмоцией.

Со старшими детьми можно использовать вместо готовых карточек рисунки самих детей, выполненных заранее вместе со взрослыми.

Волны

Возраст: от четырех лет.

Инвентарь: Запись со спокойной музыкой или записью шума моря; по две голубые ленточки на каждого участника.

Содержание. Взрослый включает запись с шумом моря (или спокойную музыку) и предлагает детям представить, что они оказались на берегу моря: «Волны одна за другой, набегают на берег, касаются ваших ног. Волны шепчутся друг с другом. И если бы мы понимали их язык, мы могли бы узнать, о чем это они говорят… Наверное у них тоже бывает разное настроение. Давайте попробуем догадаться, какое оно, и покажем это настроение». Взрослый называет эмоции, которые они уже обсуждали с детьми.

Дети берут по две голубые ленточки и «превращаются» в морские волны, показывая с помощью лент разное настроение: радость, грусть, страх, беспокойство, удивление и т.д.

Можно исполнять танец волн не всей группой, а в парах. В этом случае каждая пара детей показывает одну эмоцию. Если дети уже готовы к подобной работе, можно попросить их отгадывать показанные другими парами эмоциональные состояния, объясняя при этом свой ответ.

Дружба начинается с улыбки

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие эмоциональной сферы, умения выражать положительные эмоции, способности делать приятно окружающим.

Инвентарь. Запись со спокойной музыкой.

Предварительно прочитать вслух сказку с «хорошим, добрым» концом, после совместной спокойной длительности детей, включающей взаимопомощь и взаимоподдержку, после беседы о дружбе. Содержание. Дети встают в круг, смотрят друг другу в глаза и молча по очереди дарят самую добрую, какая только может быть, улыбку тому, кому захотят.

Желательно проводить игру под спокойную музыку. При желании ребят можно обсудить: кому ты в первую очередь захотел подарить улыбку? Что было приятнее: получать или дарить радость другим? Что можно делать каждый день , чтобы и друзьям и родителям, и тебе самому было приятно? Как правило, после игры дети готовы делиться хорошим настроением, говорить про то, что чувствовали в ее ходе.

Угадай эмоцию

Возраст: от четырех лет.

Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

Инвентарь. Карточки с изображением различных эмоций.

Содержание. На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Каждый ребенок по очереди берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети отгадывают изображенные эмоции.

Охота на тигров

Возраст. От пяти лет.

Цель. Эта игра учит планировать свои эмоции и понимать окружающих, обращать внимание на их мимику, выражение глаз, эмоциональное состояние.

Инвентарь. Маленькая фигурка тигра, или любая другая маленькая игрушка.

Предварительно можно побеседовать с детьми не только о том, что иногда в жизни необходимо управлять собственным состоянием, чтобы не выдать его. Дети, как правило, охотно рассказывают о способах управления состоянием, известным им из своего опыта и из наблюдения за другими.

Содержание. Дети встают в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до десяти. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. По окончании счета дети (и тот ребенок, у кого находится тигр, и остальные участники) вытягивают руки вперед, складывая ладошки домиком. Задача водящего – найти тигра.

Как правило, дошкольники сначала обращают внимание на такие признаки обладателя тигра, как некрепко сомкнутые ладошки, выкрики сверстников («Посмотри у меня…»). Постепенно они учатся понимать состояние ребят по мимическим проявлениям, общему эмоциональному состоянию, поведению во время игры.

Серебряное копытце.

Возраст. От пяти лет.

Цель. Снятие излишнего мышечного напряжения, возникновение доверия к окружающим, сплочение детей.

Предварительно взрослый беседует с детьми о добре, о радости, которую получает как тот, кто творит добрые дела, так и тот, кому они адресованы.

Содержание. Взрослый обращается к детям:

«Представьте, что каждый из вас – красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ноге – серебряное копытце. Как только ты стукнешь трижды копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой новой появляющейся монетой ты становишься добрее, ласковее. И хотя другие люди не могут увидеть этих монет, они чувствуют доброту, ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, хотят с тобой дружить, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься».

Эта игра может стать групповым ритуалом в детском коллективе, одним из способов выхода из конфликтной ситуации. На первых этапах участие взрослого обязательно, со временем дети сами учатся регулировать свое состояние при возникновении конфликтов.

Зеркало

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей, выражать их при помощи мимики и жестов.

Предварительно взрослый показывает детям зеркало, рассказывает о его свойстве отражать предметы, движения, мимику человека.

Содержание. Детям предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы- зеркала, другая -  разные зверюшки.

Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и эмоциональное состояние зверюшек.

Поле игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще; в каких случаях было легче или труднее копировать образец; какое настроение бывает чаще у самих детей в жизни. В игре могут принимать участие дети трех-четырех лет, в этом случае взрослый обсуждает с ними только то, насколько точным оказалось изображение.

Камушек в ботинке

Возраст. От шести лет.

Цель. Игра дает детям возможность разобраться в едва зарождающемся эмоциональном состоянии, сообщить о своих трудностях, как только те возникают. В нее полезно играть, когда кто-либо из детей обижен, сердит или никак не может понять собственное эмоциональное состояние.

Инвентарь. Мягкий мячик для передачи детьми друг другу при обсуждении в кругу.

Содержание. Играющие сидят в кругу. Ведущий предлагает им рассказать, что происходит, когда в ботинок попадает камушек. Возможно, сначала этот камушек не очень мешает.  Может даже случиться так, что вы забываете о нем, ложитесь спать, а утром обуваете ботинок, забыв вынуть камень. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов этот маленький камушек воспринимается как обломок скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка или мозоль, и маленькая проблемка становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.

Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке» или «у меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками». Расскажите нам, что вас еще удручает.

Время от времени имеет смысл повторять эту игру в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказать о своих проблемах и заботах. Полезно обсудить отдельные «камушки», которые будут называть в группе.

Глаза в глаза

Возраст. От шести лет.

Цель. Развивать в детях чувство эмпатии. Эта игра настраивает на спокойный лад.

Предварительно нужно побеседовать с детьми о том, как важно понимать эмоциональное состояние близких людей. Содержание. Взрослый говорит инструкцию: «Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело», «давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д. потом дети обсуждают, какие состояния передавались, какие их них было легко отгадывать, а какие трудно. Когда дети потренируются передавать свои состояния и отгадывать состояния партнера, можно усложнить игру. Ребенок, прежде чем передавать свою эмоцию, выбирает соответствующую ей карточку – пиктограмму (не показывая ее никому). Когда партнер отгадывает (не отгадывает) эмоцию, ему показывают эту карточку.

От топота копыт

Возраст. От шести лет.

Цель. Умение выражать свое эмоциональное состояние.

Инвентарь. Карточки с названием эмоций.

Содержание. Группа делится на несколько подгрупп. Ведущий выдает командам по нескольку карточек с названиями эмоций. Каждая команда по очереди произносит хором скороговорку «от топота копыт пыль по полу летит» (или любую другую), выражая при этом ту эмоцию, которая указана на карточке. Остальные отгадывают.

Можно использовать одну и ту же скороговорку на всех занятиях. Для более подготовленных детей можно на каждом последующем занятии предлагать им новую скороговорку, тем самым не только отрабатывая умение выражать эмоциональное состояние, но и способствуя развитию речи.

Три лица

Возраст. От шести лет.

Цель. Развитие способности понимать эмоциональное состояние партнера, способности к сотрудничеству, навыка невербального общения.

Предварительно нужно подготовить три карточки размером А4 с изображением печального, свирепого, счастливого лица.

Содержание. Первый этап. Взрослый показывает детям изображение печального лица, спрашивает, как выглядит печальный человек. Затем просит показать печальное лицо, обсуждая, какие жесты лучше всего делать, чтобы изобразить печаль.

Демонстрация свирепого лица сопровождается обсуждением: когда людям свойственно проявлять эту эмоцию, какие внешние проявления (сдвинутые брови, оскаленные зубы, сжатые кулаки и др.) свидетельствуют об этом состоянии.

Третье лицо – счастливое. Дети вместе со взрослым показывают, когда они бывают счастливы, с помощью каких вербальных и невербальных знаков они могут изобразить эмоцию радости.

Второй этап. Дети делятся на пары и встают спиной друг к другу. Затем по очереди тренируются в изображении всех трех эмоций.

Затем взрослый считает до трех, на счет «три» надо быстро повернуться лицом к партнеру и показать то же самое лицо, что и партнер.

Третий этап. Потренировавшись в парах, дети объединяются в четверки. Причем каждая пара в четверке должна шепотом договориться, какое выражение лица она хочет показать другой паре. Потом пары становятся спиной друг к другу, и ведущий снова дает команду.

Можно увеличить количество игроков до тех пор, пока вся группа не разобьется на две большие команды. Чтобы усложнить игру для старших детей, можно дополнять предлагаемые выражения лиц соответствующими звуками и жестами.

Игры, направленные на формирование навыка выражать эмоции приемлемым способом.

Нехочуха

Возраст. От четырех лет.

Цель. Разрядка агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие чувства юмора, раскрепощение.

Содержание.  Взрослый читает стихотворение, показывая при этом движения, которые повторяют дети.

Я сегодня рано встал, (потягиваются.)

Я не выспался, устал!

Мама в ванну приглашает, умываться заставляет!

У меня надулись губы,

 И в глазах блестит слеза.

Целый день теперь мне слушать:

 - не бери, поставь, нельзя! (грозит пальцем)

Я ногами топочу, я руками колочу…(колотят руками по полу, коленям.)

Не хочу я, не хочу!!!

Тут из спальни папа вышел:

-почему такой скандал?

От чего ребенок милый,

Нехочухою ты стал?

А я ногами он так сказал:

- а я ногами топочу, я руками колочу… (колотят руками по полу, коленям.)

Не хочу я, не хочу!!!

Папа слушал и молчал, а потом он так сказал:

- будем вместе топотать,

И стучать, и кричать…

С папой мы поколотили,

И еще поколотили…

Так устали! Прекратили…

Маленькое привидение

Возраст. От пяти лет.

Цель. Разрядка накопившегося гнева в приемлемой форме.

Содержание. Взрослый говорит: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом  «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем взрослый хлопает в ладоши.

«Молодцы! Пошутили – и хватит, давайте снова станем детьми!».

Рычи, лев, рычи

Возраст. От пяти лет.

Цель. Выплеск негативных эмоций, снижение напряжения.

Содержание. Ведущий говорит: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование – кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», все должны очень громко рычать. Отлично! А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы!» ведущий просит детей рычать громко, изображая при этом львиную стойку.

Эту игру можно закончить «волшебным превращением» - предложить детям стать котятами и ласково помурлыкать. В этом случае «успокоительный эффект» будет сильнее.

Тух-тиби-дух

Возраст. От шести лет.

Цель. Коррекция плохого настроения, восстановление сил.

Предварительно нужно провести с детьми о том, что у каждого человека бывает плохое настроение, каждый имеет право на выражение своих чувств, но надо научиться делать это так, чтобы не было неприятно ни самому, ни окружающим.

Содержание.  Ведущий говорит детям: «Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать так. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив кого-либо и трижды сердито-сердито произносите волшебное слово «Тух-тиби-дух!». Затем продолжайте прогуливаться по комнате. Чтобы волшебное слово подействовало, говорить его надо не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово».

В этом ритуале заложен парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они начинают смеяться.

Игры, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения

Цветок

Возраст. От трех лет.

Цель. Релаксация.

Предварительно с детьми нужно поговорить о том, как постепенно из зернышка вырастает цветок, как он расцветает, подставляя солнышку свои лепестки.

Содержание. Дети сидят на корточках, обхватив руками колени. Все они семечки, из которых скоро вырастут красивые цветы.

Ведущий обращается к участниками игры: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Он растет, растет, выпрямляется. У него появляется первый маленький листочек, он расправляется, тянется к солнышку. Мы растем, и вот уже появился прекрасный цветок. Он греется на солнышке, подставляя весенним солнечным лучам каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед за солнышком».

Дети, слушая ведущего, выполняют выразительные движения6 сидят на корточках; поднимают голову, руки; выпрямляются, руки разводят в стороны – цветок расцвел; голова слегка откинута назад, медленно поворачиваются вслед за солнышком. Глаза полузакрыты, дети улыбаются, радуюсь весеннему солнышку.

Можно сопровождать упражнение под спокойную музыку.

Тряпичная кукла и солдат

Возраст. От четырех лет.

Цель. Снятие мышечного напряжения.

Содержание. Ведущий просит участников встать так, чтобы не мешать друг другу, полностью выпрямиться и вытянуться в струнку, как солдат. Затем- застыть в этой позе и не двигаться (ведущий показывает, как принять эту позу).

После этого дети должны наклониться вперед и расслабить руки так, будто они тряпичные (показать). Тело должно стать мягким и подвижным, как у тряпичной куклы. Колени надо согнуть и почувствовать, будто кости становятся мягкими, а суставы – подвижными.

Затем ведущий предлагает снова изобразить солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).

Теперь – тряпичную куклу, мягкую, подвижную и расслабленную…

Снова – солдата (10 секунд).

Затем – тряпичную куклу…

Участники попеременно становятся то солдатом, то куклой до тех пор, пока полностью не расслабятся, после чего ведущий просит их встряхнуть руками, будто они стряхивают с них капельки воды со спины…с волос…с верхней части ног и ступней.

Солнечный зайчик

Возраст. От четырех лет.

Цель. Стабилизация эмоционального состояния.

Предварительно поговорить с детьми о ласковом солнышке, о непоседливом и веселом солнечном зайчике, при возможности – поиграть с настоящим солнечным зайчиком.

Содержание. Ведущий произносит: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. О побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками: на лбу, на носу, щечках, подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Он забрался за шиворот – погладь его там. Он не озорник – ты погладь его, подружись с ним».

Волшебный сон

Возраст. От четырех лет.

Цель. Снятие напряжения и усталости, накопление новых позитивных ощущений, осознание приятного состояния при расслаблении.

Предварительно проводится беседа с детьми о состояниях усталости, активности, фиксирует внимание на ощущениях в мышцах, в теле в этих состояниях, объясняет, почему человеку необходим отдых.

Содержание. Взрослый говорит с паузами:

Ваши ноги, ваши рука

Целый день не знали скуки…

А теперь они устали,

Отдыхать с тобою стали…

Слышишь этот тихий звон?

К нам идет волшебный сон… (дети слушают музыку.)

Ручки. Ножки тяжелеют…

Расслабляются…Теплеют…(взрослый помогает улечься.)

Реснички опускаются…

И глазки закрываются…

Отдохните, полежите,

Сон волшебный посмотрите… (дети в расслабленных позах слушают музыку несколько минут.)

Затем ведущий продолжает:

Вот и стих хрустальный звон,

И закончился ваш сон…

А сейчас ко мне идите

И про сон свой расскажите (Дети рассказывают о том, что представляли под музыку.)

На первых порах эту игру желательно проводить в небольших группах по два-три человека, чтобы у взрослого была возможность уделить внимание, помочь расслабиться каждому из них. Кроме того, в малых группах все дети могут высказаться после игры.

Пчелка на лугу

Возраст. От четырех лет.

Цель. Активизация позитивных эмоциональных проявлений, раскрепощение.

Содержание. Ведущий читает текст и вместе с детьми выполняет движения.

На лугу жужжит пчела, (Произносит «ж-ж-ж»)

Беззаботна, весела (С улыбкой машут «крыльями»).

Сунет пчелка нос в цветок (поднимают и опускают голову),

Много меда наберет! (прячут лицо в ладонях),

Понесет его домой (ладони ковшиком перед собой.)

Будет есть его зимой (Чмокает, «слизывая» мед с ладоней).

Крепким сном заснет потом (ладошки под щечку)

Снег укроет пчелкин дом (ведущий легонько гладит спинки детей).

Солнца луч ее коснется, (проводит рукой по волосам.)

Пчела услышит и проснется. (Дети открывают глаза.)

Сбрось усталость

Возраст. От пяти лет.

Цель. Регуляция эмоционального состояния, снижение напряжения.

Чтобы эта игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость, когда человек устает; когда устает он сам; когда устает мама, воспитатель.

Содержание. Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди. Дети слегка покачиваются из стороны в сторону, вперед, назад…

По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще раз».

Эту игру можно использовать с детьми после напряженной работы, требующей от них концентрации внимания, усидчивости.

Гора с плеч

Возраст. От пяти лет.

Цель. Снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Содержание. Ведущий произносит: «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-нибудь сделать, сбрось гору с плеч. Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад, и отпусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче».

Маленькие черепахи

Возраст. От пяти лет.

Цель. Расслабление тела (мышц плеч, шеи, затылка, рук, ног и т.д.).

предварительно взрослый показывает детям картинку, на которой нарисована черепаха, и спрашивает, что она делает в момент опасности. Как правило, дети отвечают, что черепаха прячет голову и лапы в панцирь до тех пор, пока опасность не минует.

Содержание. Дети ложатся на ковер, в взрослый под спокойную музыку говорит: «Все вы – маленькие черепахи. Вы лежите на травке, под лучами ласкового солнышка. Вам очень хорошо и спокойно. Вдруг вы слышите, что едет грузовик (музыка обрывается)… поднимите плечи, прижмите руки, ноги к телу, согнув при этом. Наклоните голову так, чтобы подбородок упирался в грудь (взрослый сначала показывает движения сам, помогая освоить их каждому ребенку).

Ура! Опасность позади: грузовик уехал! Теперь опять вам спокойно и легко. Медленно вытягивайте шею, опускайте плечи. Покрутите головой в разные стороны. Правда ли, что все вокруг стало безопасным? ». некоторое время дети лежат в расслабленном состоянии. Взрослый подходит к тем, кому трудно выполнять задание, поглаживает ручки, ножки.

Через несколько минут (секунд) музыка вновь обрывается, взрослый хлопает в ладоши (звонит в колокольчик) и говорит: «Внимание! Опасность.   В небе самолет…»

Как правило, дети просят повторить это упражнение несколько раз подряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс психологических игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разработанные методы, знакомить детей с эмоциями....

упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников)

представлены упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников)...

Методическая разработка «Копилка добрых дел» (авторские игры для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ)

Игры для детей существуют разные:одни развивают память, другие-речь малыша, третьи-воображение.         А еще существуют замечательные игры, которые развивают п...

Методическая разработка, направленная на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством релаксационных технологий

В  данных  методических  рекомендациях  представлены   различные  варианты  педагогических  и  коррекционных  технологий, котрые  можно испо...

Методическая разработка, направленная на развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста

В  данной  методической  разработке  представлена  система  психолого-педагогической работы,,  направленной   на  развитие  детей  раннего...

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения.

Подобранные игры и упражнения направлены на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать сво...

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, игр и упражнений, направленных на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эм...