упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников)
материал

Лобанова Ирина Константиновна

представлены упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников)

Скачать:


Предварительный просмотр:

На основе анализа исследований М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой мы составили ряд общих рекомендаций, направленных на формирование адекватного временного аспекта образа «Я» у   мальчиков   и   девочек   старшего дошкольного возраста.

  1. Создание положительной эмоциональной атмосферы в группе. Для этого нужно разбить группу на зоны деятельности (зона изобразительной деятельности, зона театра, зона юных натуралистов и т. д.). Это необходимо для того, чтобы ребенок мог сам выбрать себе деятельность по своим интересам, склонностям, способностям. Но при этом педагог не оставляет его без внимания, планирует вместе с ним деятельность, помогает ее осуществить и в конце подводит итоги. А чтобы привлечь ребенка к интересной для него деятельности (ежедневные занятия), педагог должен использовать следующие средства: выразительные интонации голоса, взгляды, мимику, жесты и д. р. Необходимо обыграть каждый этап такого занятия, заинтересовать ребенка, сделать самые простые действия загадочными. Подробно объяснить каждую мелкую операцию. Ребенок должен представлять всю деятельность в целом, предвидеть следующий шаг и осуществить и оценить все свои успехи самостоятельно. После каждого занятия нужно спрашивать все ли получилось, где получилось лучше, а где хуже, где ему было трудно и т.д. Это нужно, чтобы дети лучше представляли свои действия могли осмыслить каждую свою операцию с точки зрения конечного результата. Взрослые должны поддерживать каждый успех ребенка, направляя его действия показом, подсказкой и побуждая к их осознанию. Особого поощрения заслуживают самостоятельные критические оценки собственной деятельности. На занятиях должно быть меньше словесных объяснений и больше наглядного материала. Практических действий. В конце занятия еще раз обобщить, подвести итог. Большое внимание следует уделить развитию ролевой игры. Необходимо специальное знакомство с разными сторонами общественной жизни и разными социальными ролями. Знакомство должно осуществляться не только на словах, но и через реальные впечатления. Экскурсии в магазин, поездке в транспорте, чтобы обеспечить эмоциональные впечатления, на основе которых будет фиксироваться внимание на личностном времени (завтра пойдем в кино, сегодня были в кино, вчера ходили в кино)
  2. Для преодоления ситуативности поведения и неосознанности: участвуя в игре на правах партнера, взрослые могут задавать вопросы на осознание его действий четырех состояний.
  3. Воспитатель не должен сравнивать ребенка с другими детьми. Каждый человек индивидуален и неповторим.
  4. Педагог должен чаще называть ребенка по имени в присутствии других детей.
  5. Не использовать похвалу слишком часто. От этого теряется ее ценность.
  6. Внимательное, доброжелательное, личностное отношение взрослого.
  7. Педагог должен пробуждать активность ребенка и направлять ее, так как ребенок развивается только в условиях, когда сам активно действует. Для этого он должен четко представлять себе возможности своего воспитания и то, как ребенок относится к тем или иным воздействиям, предложениям, требованиям.    

Также, мы подобрали комплекс игровых упражнений, способствующих формированию адекватного представления образа себя у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности с педагогом. Этот комплекс поможет ребенку не просто узнать о наличии собственного «Я», но и научит оценивать его, т.е. ребенок сможет увидеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеры поведения, отдельные черты характера, свою половую принадлежность.

  1. Использование приемов психогимнастики.

Мы предлагаем серию упражнений, наиболее эффективную на наш взгляд для расслабления и снятия напряжения, разработанную М.И. Чистяковой.

На берегу моря.

Установка: «Дети, представьте, что вы играете с теплыми круглыми красивыми камушками на берегу моря. Светит солнышко, играют с нами солнечные зайчики вот-так! Плещется море, волны накатывают и уходят назад в большое море. Мы идем купаться, вода обнимает нас, нам хорошо, спокойно, мы с удовольствием плаваем, плещемся. Вдоволь накупавшись, мы выходим из воды и ложимся на прогретый солнцем песок пляжа, закрываем глаза от яркого солнца.

Отдых.

Дети слушают шум моря (Н. Римский-Корсаков «Океан – море синее»). Ведущий говорит детям, что им снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, какие хорошие они были, что им нравилось. Потом просит представить их, какими они будут, как им будет спокойно и хорошо, у них все будет получаться. Пауза. Ведущий сообщает, по какому сигналу дети проснутся (по счету, когда заиграет дудочка и т.д.). Пауза, звучит сигнал (Н. Римский-Корсаков. Соло скрипки из сюиты «Шахерезада»). Дети энергично или, если этого требует ситуация, медленно и спокойно встают. Тренировка закончена.

Вариант отдыха. Ведущий сообщает детям название пьесы, которую они будут слушать, и предлагают им принять удобную позу и закрыть глаза. Звучит музыка (Н. Сен-Санс «Лебедь»). С окончанием музыки дети тихо встают и подходят к ведущему.

  1. Метод беседы.

Мы предлагаем темы бесед. Направленные на представления ребенка о своем имени, о принадлежности к своему имени, о принадлежности к своему полу, о психологическом времени личности.

Темы бесед:

  1. Как стать самим собой.
  2. Имя в жизни каждого человека.
  3. Как достичь успеха
  4. Смотри с уверенностью в свое будущее.
  5. Они такие разные: мальчики и девочки и т. д.

Беседы можно сопровождать такими играми, как:

Кто Я?

Дети по очереди стараются дать как можно больше ответов на вопросы: «Кто Я?». Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я». Например: «Я - девочка», «Я - человек занимающийся спортом», «Я – хороший человек» и т. п. Взрослый следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорил предыдущие ребята. А описывали именно себя. Эта игра дает детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширить представление о себе.

Составь рассказ

Ребенку предлагается составить рассказ на какую-нибудь тему, которую может предложить взрослый, или он выбирает ее сам. Темы могут быть такими: «Я люблю когда…», «Меня беспокоит…», «Когда мне плохо…», «Я боюсь…». Важно, чтобы ребенок давал не односложный ответ, а полный развернутый рассказ, причем, в главной роли должен быть сам рассказчик. Вместе с детьми можно продумать пути выхода из этих ситуаций и тоже проиграть их.

Слушаем себя

Взрослый обращается к ребенку: «Давай сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки. Послушаем, что происходит и внутри тебя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям. Что ты сейчас чувствуешь, что хочешь? Что ты услышал?». Ребенок слушает свои чувства. Это упражнение развивает концентрацию внимания, способствует обращению внимания на себя, на свои чувства.

Рисуем себя

Ребенку предлагается цветным карандашами нарисовать себя сейчас и себя в прошлом. Обсудить с ним детали рисунка, в чем они различаются. Спросите ребенка, что ему нравится и не нравится в себе. Это упражнение направлено на осознание себя как индивидуальности, осознание различных своих сторон. Это полезно для определения того, что изменилось в ребенке по сравнению с прошлым и что еще хотелось бы изменить.

Мой портрет

Игра позволяет научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

Дидактический материал: Картинки с изображением детей разного возраста, роста, внешности; карандаши, фломастеры,  фланелеграф

Ход: педагог предлагает детям рассмотреть картинки (с изображением ребят разного возраста в различных игровых ситуациях) и определить, какими они себя считают – большими, маленькими или не очень маленькими. Могут ли они сказать и показать на пальчиках, сколько им лет. Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они считают себя сейчас и какими хотят вырасти. Педагог предлагает детям нарисовать себя, какими они хотят быть. По рисункам детей, выставленных на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них изображен. Педагог спрашивает, зависит ли от роста, какой человек, хороший или плохой.

Читает стихотворение:

Если сам он небольшой,

Но с высокою душой,

Значит, твой реальный рост

Выше самых дальних звезд.  

Почему так?

Игра развивает в детях сознание собственной адекватности к окружающим людям.

Дидактический материал: большое зеркало, картинки с изображениями бабочки и девочки, кукла Катя.

Ход игры: педагог показывает детям композицию: сидит кукла Катя и смотрит на себя в зеркало. Рассуждает: «У меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один». Давайте, дети,  и мы посмотрим на себя в зеркало. А у вас тоже так? Дети рассматривают, что случилось с Катей (по произведению Е. Пермяка): - «Почему это у меня всего по двое, а язык один и нос тоже один?» - спрашивает Катя свою бабушку. А бабушка отвечает ей: «А потому, милая внучка, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила, меньше болтала и нос свой куда не надо не совала». Дети, а вы как думаете. Правильно бабушка ответила Кате?

Что есть у игрушки?

Игра воспитывает у ребенка чувство самоопределения в предметном мире, осознание своего тела и его специфических особенностей.

Дидактический материал: игрушки зверей, человечков и прочее, картинки с изображением разных людей.

Ход: педагог предлагает ребенку сравнить себя с той или иной игрушкой: уточкой, петушком, медведем, клоуном и д. р. Поощряются высказывания типа : «У уточки клювик, а у меня носик», «мишка лохматый, а у меня гладкая кожа» и т. д. Можно видоизменить упражнение, предлагать детям сравнивать себя с любимыми героями (сказочными, телевизионными и, наконец, друг с другом, например мальчика с девочкой, разного или одинакового роста, по цвету одежды и т.д.)

Таким образом, соблюдение данных рекомендаций, на наш взгляд, позволит педагогу детского сада обеспечить осознанность представлений себя в прошлом, настоящем и будущем детьми старшего дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Игры для развития эмоциональной сферы детей

Лови-лови! (автор — Р. Калинина)

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яр­кой ленте.

Описание игры: выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, а ведущий — в цен­тре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, ко­торый все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.

Комментарий: игра сильно возбуждает детей, по­этому ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активизировать детей, повысить тонус, снять эмоцио­нальное напряжение, направить их двигательную ак­тивность в нужное русло.

«Мирные» и «воинственные» (авторы — Е.К. Лютова. Г.Б. Монина)

Цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание; стимулировать общение; развитие способ­ности различать звуки; высвобождение энергии.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 6-10 человек.

Необходимые приспособления: музыкальный ин­струмент для каждого играющего.

Описание игры: все дети выбирают себе музыкаль­ные инструменты. Те, кто выбрал тихо звучащие, от­носятся к племени «мирных», а те, чьи инструменты звучат громко, — к племени «воинственных». По ле­генде племена живут на разных берегах, поэтому об­щаться могут только посредством звуков, по очереди играя на музыкальных инструментах. Дети могут со­провождать исполнение танцами, соответственно му­зыке — спокойными или энергичными.

Комментарий: важно оговорить с детьми, что гром­кость звучания инструмента — это отражение его ха­рактера, который можно показать движением, тан­цем, мимикой. Но даже характер можно изменить, если очень постараться. И после того, как одни дети «навоюются» вдоволь, а другим надоест быть «мир­ными», можно предложить попытаться изменить ха­рактер. Это хорошая возможность для детей попробо­вать разные стили поведения, найти для себя наиболее подходящий.

Мышка (авторы — Е.К. Лютова. Г.Б. Монина)

Цель: развитие тактильных ощущений, формиро­вание выдержки, терпимого отношения к физическо­му контакту с другими людьми.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 3-6 человек.

Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок.

Описание игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музы­ки. Первый участник игры сидит спокойно, он не дол­жен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях.

Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гар­мошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д.

Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки, как и люди, также имеют свой харак­тер, свое настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плавно и медленно, а под другие хочется попрыгать.

После игры с первым участником нужно поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осозна­нию ребенком его чувств и переживаний.

Час тишины и час «можно» (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие произвольности поведения.

Возраст: 2-3 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «мож­но». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами — рисованием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется — бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом желательно заранее предупре­дить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругать­ся, обижать кого-либо и т. д.

Комментарий: эти часы можно чередовать в тече­ние дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрослому будет проще контролировать поведе­ние детей в любой момент. Например, когда нужно, чтобы разгоряченные дети успокоились, им предла­гается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно».

Ассоциации (авторы — Н. Клюева, Ю. Филиппова)

Цель: получение обратной связи, развитие рефлек­сивных способностей.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирают водящего, он выходит из комнаты, а остальные дети в это время договари­ваются, кого из детей они задумают. Затем водящий возвращается и задает вопросы о загаданном: каким деревом, цветком, птицей или животным мог бы быть этот ребенок. Водящий по ассоциациям должен уга­дать, кого загадали дети.

Комментарий: в роли загаданного должен побы­вать каждый ребенок. С помощью этой игры дети мо­гут лучше узнать сами себя, а также узнают о том, что о них думают другие. Но необходимо договориться с детьми о том, что ассоциации не должны быть обид­ными.

Падающая башня (автор — Н. Кряжева)

Цель: отработка негативных эмоций, развитие це­леустремленности, снятие агрессивности.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 2 и более, до 5 человек.

Необходимые приспособления: подушки.

Описание игры: дети из подушек строят высокую башню, а затем пытаются взять ее штурмом, взбираясь на самый верх. Победитель — тот, кто первым взберет­ся на башню, не разрушив ее.

Комментарий: важно обезопасить детей от травм, заранее убрать опасные предметы.

Стротельство башни доставляет детям не меньшее удовольствие, чем ее покорение. Тем более, что это будет оказывать еще и терапевтический эффект, даст возможность ощутить не только радость освобождения от негативных эмоций, но и радость созидания.

Высвобождение гнева (автор — К. Рудестам)

Цель: отработка негативных эмоций.

Возраст: любой.

Количество играющих: 1 или более человек.

Необходимые приспособления: мягкий стул или куча подушек.

Описание игры: подушки, на которые будет выме­щаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним — пластмассовой выби­валкой, бадминтонной ракеткой, просто расслаблен­ной рукой. При ударе можно выкрикивать любые сло­ва, выражающие чувство гнева.

Комментарий: при ударе из подушки обычно летит Пыль, поэтому лучше делать это на улице, а ребенку объяснить, что, выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и луч­ше, если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих.

Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.

Колдун (автор — С. Чижова)

Цель: развитие невербальных средств общения. Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 4-6 человек.

Описание игры: дети выбирают «колдуна». «Кол­дун» придумывает какое-либо действие, с помощью которого он лишает «заколдованного» ребенка способ­ности говорить. « Заколдованный » должен с помощью жестов и мимики рассказать, как его поймал в плен «колдун», свои ощущения в момент пленения. Все его движения и выражение лица другие дети описывают словаши. Заколдованный старается жестами выра­зить свое отношение к их описанию — правильно ли его поняли друзья.

Комментарий: все дети должны побывать в роли заколдованного и в роли «колдуна». Чтобы разно­образить мимические этюды, можно задавать детям вопросы, касающиеся их эмоционального состояния, самочувствия и т. д.

Пожалуйста

Цель: развитие произвольности, слухового внима­ния.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: группа.

Описание игры: Вариант 1. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет вол­шебное слово — «Пожалуйста!». Ошибшийся выбы­вает из игры.

Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбира­ют ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, когда ведущий скажет волшебное слово «Пожалуй­ста!». Ошибшийся выходит в центр круга и выполня­ет какое-нибудь задание — любое придуманное веду­щим.

Комментарий: первый вариант игры может исполь­зоваться в работе и с детьми 4-5 лет. Второй вариант — эмоционально щадящий чувства детей, так как ошиб­шийся ребенок имеет возможность исправиться.

Оживлялки (автор — И. Климина)

Цель: развитие умения выражать свои эмоции не­вербально.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки детей.

Описание игры: дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из участников пытается изобра­зить любой из рисунков с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какую картину он показывает.

Комментарий: интересно, если вариантов будет не­сколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что одно и то же явление или предмет у разных людей мо­гут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на свое мнение.

Радость и грусть (автор — И. Климина)

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения диф­ференцировать эмоции и чувства других людей.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки.

Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда — ра­дость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы.

Комментарий: основная задача взрослого — по­мочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой — груст­ным.

Картонные башни (автор — К. Фопель)

Цель: развитие навыков невербального общения, умения согласовывать свои действия.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: любое, не менее 6 человек.

Необходимые приспособления: 20 листочков цвет­ного картона 6 х 10 см, скотч — для каждой группы.

Описание игры: дети разбиваются на группы по 6 человек. Их задача — за 10 минут построить башню. При строительстве нельзя разговаривать. Через неко­торое время игру можно повторить, но уже разрешив вербальное общение.

Комментарий: игра развивает навыки конструиро­вания, мышление, так как чтобы выполнить задание за определенное время, детям необходимо сначала на­метить структуру башни, этапы ее строительства.

С первого раза дети, скорее всего, с заданием не справятся. Можно снять временное ограничение и раз­решить им разговаривать. И уже после такой трени­ровки можно вводить основные правила игры: строить башню молча в течение 10 минут.

Растущие цветы

Цель: укрепление уверенности в себе, стимулирова­ние стремления к лидерству, развитие наблюдатель­ности.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: группа.

Необходимые приспособления: музыкальные ин­струменты, 2-3 больших бумажных цветка.

Описание игры: один ребенок играет на музыкаль­ном инструменте, остальные слушают. Одновременно взрослый, спрятавшись за высоким предметом мебе­ли, начинает поднимать цветок. Когда музыка сти­хает, цветок перестает расти, при быстрой и громкой музыке он растет быстрее. Если цветок не может уже расти дальше, все начинают танцевать вокруг него или изображать его увядание. Если одновременно играет два инструмента, можно использовать два цветка.

Комментарий: когда детям станет ясна суть игры, взрослого может заменить ребенок.

После игры с детьми проводится беседа. У ребенка-цветка можно спросить, под какие звуки ему хотелось расти, а под какие — нет. У ребенка-музыканта мож­но спросить, хотелось ли ему, чтобы цветок рос, если нет, то почему.

В процессе игры взрослый должен пытаться ком­ментировать темп роста цветка, предлагать те или иные версии поворота сюжета. Например: если цветок долго не растет, взрослый должен обратить внимание детей на звуки, а затем на то, что, вероятно, ему они не нравятся или что ему грустно. Можно попросить всех детей вместе с музыкантом помочь цветку под­расти.

Игра стимулирует детей к пониманию чувств дру­гого человека, развивает чувство эмпатии, желание помочь при необходимости.

Головомяч (автор — К. Фопель)

Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: мяч для каждой пары детей.

Описание игры: дети ложатся на живот на пол пара­ми, так, чтобы головы оказались рядом. Тогда между головами нужно положить мяч. Цель игры — встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками!

Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: каково самое большое число детей, при котором мож­но поднять мяч?

Комментарий: игра достаточно трудна для до­школьников, еще не обладающих хорошо развитой координацией. Но тем не менее она интересна как возможность достичь определенного результата со­вместными усилиями. Исходное положение, из кото­рого начинается игра, можно менять в зависимости от уровня развития навыков детей.

Пес Барбос (автор — Н.Л. Кряжева)

Цель: развитие произвольности, самоконтроля.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-8 человек.

Необходимые приспособления: платок.

Описание игры: выбирается ребенок, который будет «собакой». Он завязывает глаза и уши платком, свора­чивается в клубок и делает вид, что спит. Остальные дети должны тихонько проходить мимо него. Неожи­данно «собака» просыпается и с лаем ловит побеспоко­ивших ее детей. Пойманный становится «собакой».

Комментарий: игра проходит шумно и интересно. Взрослому не стоит сдерживать эмоциональные поры­вы детей, дайте им повеселиться вдоволь. Такой вы­плеск поможет детям через полчаса сосредоточиться на занятиях.

Улитка (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 4-5 человек.

Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.

Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить не­мало усилий, так как они активны и подвижны.

Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактив­ными детьми, но лишь на последних этапах коррек­ции.

Динозаврики (автор — Н. Кряжева)

Цель: снятие негативных переживаний, снятие те­лесных зажимов.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 6-7 человек.

Описание игры: дети, представляя себя «динозав-риками», делают страшные мордочки, высоко под­прыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.

Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляет­ся возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хо­чется.

Крокодил (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие ловкости, наблюдательности, сня­тие страхов.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 8-10 человек.

Описание игры: дети выбирают «крокодила». Вы­бранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть крокодила — и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».

Комментарий: в роли «крокодила» должно побы­вать как можно большее количество детей, чтобы по­чувствовать на себе смену ролевых ощущений.

Осьминог (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие навыка работы в команде, ловкости, сообразительности, целеустремленности.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 8-10 человек.

Необходимые приспособления: теннисные мя­чики.

Описание игры: четыре ребенка ложатся на полу по кругу, в центре соединяясь друг с другом ногами. Это «осьминог», между его щупальцами (руками детей) разложены «икринки» — мячики. Остальные дети — «рыбки». «Рыбки» «плавают» между щупальцами «осьминога» й собирают «икринки». «Осьминог» ак­тивно мешает «рыбкам». Побеждает «рыбка», которая собрала больше всех «икринок». Если «осьминог» смо­жет поймать какую-то «рыбку» и посадить ее в центр круга, она выбывает из игры.

Комментарий: игра требует от детей высокой кон­центрации — как от «рыбок», так и от «осьминога». Поэтому часто наблюдается преобладание негативных эмоций. Взрослый должен вовремя это заметить и пе­реключить детей. Иногда даже целесообразно остано­вить игру.

Спонтанное рисование

Цель: развитие фантазии, отработка негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения.

Возраст: 6-8 лет.

Количество играющих: 1-3 человека, не более.

Необходимые приспособления: листы бумаги раз­ной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоуголь­ник), ножницы, краски, карандаши, разнообразные материалы для аппликации.

Описание игры: в помещении включается приглу­шенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 20-45 минут ребенок может рисовать все, что ему за­хочется, украшать рисунок аппликацией.

Комментарий: спонтанное рисование помогает вый­ти из депрессии, снимает психологическое напряже­ние, актуализирует чувство меры — ребенок останав­ливается, когда понимает, что экспериментировать больше не стоит. Чувства отражаются на бумаге.

Задача взрослого — дать ребенку полную свободу, разрешить действовать по полю листа так, как ему хочется.

Интересное наблюдение: редко кто из детей сразу понимает суть задания, им неясно, что рисовать и как это сделать. Это горький ответ взрослым на их посто­янные запреты и ограничения.

Жужа (автор — Н. Кряжева)

Цель: отработка отрицательных эмоций.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: полотенце.

Описание игры: выбирается ведущий — «Жужа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут ее. Когда «Жуже» это надоест, она вскакива­ет и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их по­лотенцем по спине. Следующей «Жужей» становится первый из обидчиков, до которого она дотронется.

Комментарий: нужно настроить детей на то, что дразнилки не должны быть обидными. А «Жужа» должна терпет как можно дольше.

Чертик, чертик, кто я? (автор — И. Лютова)

Цель: устранение страхов.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: чем больше, тем лучше.

Необходимые приспособления: страшная маска.

Описание игры: выбирается водящий. Ему надева­ют страшную маску, а дети бегают вокруг него, кричат и стараются ухватить за руки. Водящий должен по голосу либо ощупывая протянутые руки сказать, кто перед ним.

Комментарий: одним из главных правил в этой игре, которое дети должны четко усвоить, должен стать договор о том, что хватать «чертика» можно только за руки.

В роли «чертика» должны побывать все дети, что­бы они смогли испытать одинаковые эмоции, может быть, даже негативные. Тогда дети лучше понимают чувства другого.

Закончить игру лучше ритуалом, в ходе которого взрослый подходит к каждому игроку (если он был «чертиком») и, поглаживая его по голове и рукам, го­ворит: «Теперь ты мальчик (девочка)... (имя)».

Разговор с руками (автор — И. Шевцова)

Цель: отработка эмоций, развитие позитивного са­мовосприятия.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: взрослый и ребенок.

Необходимые приспособления: карандаши, лист бу­маги.

Описание игры: в нее играют, если ребенок скло­нен к дракам или разрушению. Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем «оживить» их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т. д.), можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, рас­спрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и что нет. Отвечать может ребе­нок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит: «Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина», — и предлагает заключить с непослушными пальчиками «договор», что они в течение 2-3 дней не будут нико­му причинять боль и ничего ломать, а делать только хорошее: здороваться, мастерить, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. Для гиперактивных детей назначают меньший срок — 1-2 дня или даже несколько часов. Если ребенок вступает в эту игру, то через оговоренный промежуток времени можно повторить рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина, а также предложив больший срок действия «договора».

Комментарий: игра может не получиться с пер­вого раза, так как расторможенные дети с трудом переносят приобретенные навыки в повседневную жизнь, испытывают трудности в контроле за сво­ими порывами. В процессе самой игры взрослый косвенно должен убедить ребенка в том, что он под­ружится со своими пальчиками, сделает их добры­ми. Так, с одной стороны, у ребенка развивается позитивное самовосприятие, а с другой стороны, он задумывается над своим состоянием и причинами, его вызвавшими.

Разложи значки

На белых бумажных квадратиках нарисуйте разнообразные значки: любые геометрические фигуры, закорючки, иероглифы и т.д. пусть ребенок попробует разложить их в ряд, начиная с самого неприятного и заканчивая самым приятным. Попросите его обосновать свой выбор. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Главное – попытки ребенка научиться понимать свои эмоции.

Вечерний дневник

Для этого заранее купите блокнот. Вместе с ребенком запишите, что произошло в течении дня. Спросите, что ему особо запомнилось, какие эмоции вызвало у него это событие, и запишите. Некоторые с удовольствием сами рассказывают во всех подробностях о прошедшем дне. Другим могут понадобиться наводящие вопросы.

На что похож твой день?

Выключите верхний свет, оставьте свет ночника и попросите малыша рассказать о том, как он провел день. Попробуйте задать ему такой вопрос: « Как ты думаешь, этот день похож на какое-нибудь животное?». Если ребенок ответит утвердительно, попросите назвать это животное. Обсудите, почему можно сравнить проведенный день с каким-то животным. Но ля начала попробуйте сами определить, кого напоминает прожитый вами день. Вы могли бы сказать: « Я сегодня трудился, как муравей, и очень устал». Затем спросите малыша: «А на кого был похож твой день?»

Ощущения

Для закрепления положительных эмоций чаще в деталях вспоминайте события, которые доставили ребенку радость. Что это было за событие? Какие эмоции он при этом испытывал? Научите ребенка вызывать в памяти приятные моменты его жизни и те эмоции, которыми они сопровождались, особенно в периоды, когда нужно поднять настроение.

Говорящие головы

Приготовьте для этой игры бумажные тарелки, фломастеры, полоски белой бумаги, скотч, линейку. Нарисуйте лицо на нижней стороне бумажной тарелки. Прикрепите линейку под подбородком. На месте рта сделайте две вертикальные прорези. На полоски бумаги нарисуйте рот, выражающий разные эмоции. Теперь пропустите полоску через прорези. Маску держите перед лицом, меняя выражение лица, а ребенок пусть попробует рассказать, какие эмоции испытывает маска.

Эмоции и… животные

Для этой игры понадобится набор маленьких фигурок, изображающих животных. Расставьте их на столе и назовите ребенку какую-нибудь эмоцию. Попросите выбрать животное, которое ассоциируется с этой эмоцией, взять его в руки и попробовать объяснить свой выбор.

Волны

Для игры понадобятся две ленты голубого или синего цвета длиной 1- 1,5 м. взрослый называет ребенку ту или иную эмоцию и предлагает превратиться в морские волны. Ребенку нужно с помощью лент показать «волны радости», «волны гнева», «волны страха» и т.д. потом обсудить, почему они показали ту или иную эмоцию именно так.

Источник: «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста». Г.А. Широкова



Предварительный просмотр:

Формы агрессивного поведения (9).

  1. Истинная агрессивность как прямое стремление причинить окружающим боль, вред, ущерб – самый редкий вариант развития ребенка. Обычно такая агрессивность, садизм как искажение влечений не маскируется и напрямую прочитывается во всех прожективных методиках.

Необходимо отличать истинную агрессивность, всегда направленную вовне, на других людей, от аутоагрессивности, направленной на саморазрушение. Аутоагрессивности в форме  острого неприятия, отвержения себя, жестокого самоедства (вплоть до суицидальных тенденций) чрезвычайно редко, но встречается даже у дошкольников

  1. Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем настоятельней необходимость опознать этот особо опасный вариант развития, чреватый депрессиями.
  2. Защитная агрессия – одна из наиболее распространенных причин поведения, кажущегося взрослому агрессивным.

Несформированность средств общения (о котором речь шла выше) также может давать картину поведения, внешне сходным с агрессивным. В этом случае прожективные методики вообще не обнаруживают симптомов агрессии Коррекция агрессии у ребенка должна начинаться с выяснения ее причин и форм. Например, если агрессия имеет защитную форму, то рекомендуется, прежде всего, работа по обучению средствам общения. Кроме того, необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера домашнего общения, душевный комфорт, ибо за защитной агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира. Канализировать защитную агрессию не нужно, так как у нее иная энергетика: агрессивное поведение побуждается не разрушительными, а оборонительными тенденциями. При выраженной защитной агрессии полезно обучать ребенка боевому искусству как целостному комплексу приемов самообладания, релаксации и самозащиты. Так можно придать мальчику, опасающемуся нападения, уверенность в себе.

Применение коррекционных методов полностью зависит от характера тех причин, которые обусловили агрессивное поведение.  Считается, что дети черпают знания об агрессивном поведении из трех основных источников. Первый – семья  может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и закреплять его. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того,  сталкиваются ли они с проявлением агрессивности у себя дома. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы.

Агрессии дети также учатся при взаимодействии со сверстниками,  зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.

И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников,  членов семьи), но и на символических, широко предлагаемых  средствами массовой информации.

Итак, выбор методики коррекции происходит с учетом конкретного случая и конкретного ребенка. Это необходимо учитывать при рассмотрении нижеизложенных коррекционных методов.        

 Можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком.

К неспецифическим, т.е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся известные всем «золотые правила» педагогики:

  • не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние;
  • запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессии;
  • выражение удивления, недоумения, огорчения педагогов и родителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими не значительными они ни были. Ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают, ценят.

 Специфические методы коррекции.

Релаксационный тренинг, который педагог может использовать в специальных коррекционных занятиях. Кузнецова Л. Н. экспериментально подтвердила эффективность использование различных «путешествий» в воображении. Это приводит к уменьшению гипертимности, внутренней напряженности как предпосылок агрессивных актов. Кузнецова Л. Н. предлагает использовать кратковременные формы расслабления.

упражнение «Зигфрид»

  1. Фаза напряжения. Сядьте прямо как свеча. Разведите руки, плечи и предплечья под прямым углом. Отведите плечи как можно дальше назад, как будто вы хотите удержать между лопаток маленький предмет, например, карандаш.
  2. Фаза расслабления. Как только вы почувствуете боль, два раза вдохните и выдохните, затем расслабитесь. Плечи и голова расслаблено падают вперед. Охватите руками свое колено и потяните руки и плечи.

Другой специфический метод коррекции агрессивного поведения у  детей – «Беседа с собой» – учит детей «притормаживаться», размышлять перед тем, как совершить агрессивное действие. Такого рода беседа будет выступать буфером между порывом и слишком поспешным действием.

Опять-таки педагог может алгоритм такого разговора предложить всей группе при «обучении» поведенческому анализу или использовать его при индивидуальной коррекции. Более того, если этот метод возьмут на «вооружение» и родители, то это будет способствовать изменениям в поведении детей.

Метод «Беседа с собой»  предполагает следующие шаги:

  1. Ребенок определяет суть самой проблемы, включая вызванные эмоции: «Он говорит глупости, а я злюсь».
  2. Затем обдумывает несколько альтернативных вариантов реагирования. Педагог задает вопросы типа «Тебе нравиться то, что ты сделал в этой ситуации?», «А как можно было поступить в этой ситуации?»
  3. Разбираются варианты поведения и их последствия («А что будет если…?»).
  4. Затем принимается решение, – что надо делать и как надо поступить.

Очень важно не только проговорить, но и записать алгоритм поведения в подобных ситуациях на языке понятном ребенку. Он должен его заучить и … прорепетировать.

Включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла; этим обеспечивается возможность для ребенка разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими.

Игра «Петушиный бой»

Цель: способствует психофизиологической разрядке.

Необходимое время:10-15 минут.

Ход игры. Игра проводиться в пределах небольшой площадки, за границы которой выходить нельзя. Играющие встают друг  против друга на одной ноге, вторую ногу держат согнутой, руки закладывают на груди. Прыгая на одной ноге, каждый старается плечом толкнуть противника, заставить его потерять равновесие и опустить вторую ногу – тогда бой выигран.

Игра «Защищай город»

Цель: способствует психофизиологической разрядке.

Необходимое время:10-15 минут.

Ход игры. Играющие встают в круг на расстоянии одного шага, у всех есть маленькие мячи. В середине круга построен городок, т.е. поставлено несколько кеглей на таком расстоянии, чтобы между ними мог свободно пройти мяч. Городок охраняют 3 сторожа. Играющие, стоя на одном месте, ногой посылают мяч в городок. Тот, кто собьет мячом кеглю, встает на место сторожа.

Правили игры. 1. Мяч нужно только покатывать. 2. Нельзя пропускать мяч, отбитый сторожем за круг. 3.Сторожам разрешается, защищая город, переходить с одной стороны круга на другую. 4. Сторож задерживает и отбивает мяч только ногой.

Игра «Охотники»

Цель: способствует психофизиологической разрядке.

Материал: мячи.

Необходимое время:10-15 минут.

Ход игры. Выбирают троих водящих – «охотников». Все остальные участники изображают «зверей». «Охотники» располагаются в разных местах площадки с маленьким мячом в руках. Звери размещаются свободно по площадке. По сигналу взрослого «звери» начинают бегать по площадке в разных направлениях. По второму сигналу они останавливаются, не сходя со своих мест, стараются попасть мячом в кого-нибудь. Запятнанные игроки меняются ролями с «охотниками», и игра продолжается.

Правила игры. Не разрешается бросать сильно мяч. Если «охотник» не попал в цель и мяч полетел мимо, он должен сам бежать за ним. Играющим разрешается увертываться от мяча, не сходя со своего места.

Игра "Царевна Несмеяна"

Цель: развитие эмоциональной сферы, эмоциональной уравновешенности.

Необходимое время:10-15 минут.

Ход игры. Один из играющих садится в центре круга, а остальные должны постараться рассмешить его. Игрок сидящий в центре, может условно называться "Царевной Несмеяной ". Выигрывает тот,  кто дольше других сумеет продержаться, не засмеявшись (время засекает ведущий). Для того чтобы избежать затягивания игры, т.е. не застревать на одном несмешливом участнике, можно назначить предельное время пребывания в роли "Несмеяны". Основные ограничения для "Несмеяны": не закрывать глаза, не отворачиваться. Остальным играющим запрещено подходить к "Царевне" ближе, чем на один метр, нельзя дотрагиваться.

Игра «Кляксы»

Цель: Диагностика агрессии; снятие агрессии и страхов; развитие воображения.

Материалы: чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь)

Ход игры. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похоже полученная клякса. Можно предложить сочинить сказку про «кляксу».

Результаты и рекомендации:

1.Агрессивные или подавленные дети выбирают кляксу темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище, и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребенка выходит вовне, тем самым он освобождается.

К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунка светлые краски, и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты и др.). Посредством общения со спокойным ребенком по поводу интерпретации «кляксы» агрессивный ребенок успокаивается.

2. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску.

3. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).

4. Серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными, расторможенными (пристрастие к этим тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении).

5 .Возможны такие ситуации, когда дети выбирают цвета индивидуально. В этом случае не прослеживается.

Кроме перечисленных методов коррекции агрессивного поведения предлагаются следующие рекомендации (28):.

  • Установление запрета на агрессивные действия ребенка.
  • Активное подключение психолога в игровой ситуации к «разворачиванию» или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых чаще всего лежит страх.
  • Психодрама: произвольное вызывание аффекта с последующим катарсисом – разрешением, снятием эмоционального напряжения. Модифицируемая психодрама: используется для модификации агрессивного поведения у детей. Сначала дети «выигрывают» свое плохое поведение, а затем обсуждают его. После этого проигрываются и обсуждаются варианты хорошего поведения.  Технику можно проводить по типу игры «Море волнуется раз».

Упражнение 1. «СНЕЖНАЯ БАБА»

Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает.

Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, стоит она на двух крепких ножках... Ночью подул ветер холодный - холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову и шею), потом плечи (ребенок напрягает плечи), потом туловище (ребенок напрягает туловище). А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала стала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (дети, как бы оседая, склоняются вперед), а потом  и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле».

Затем можно опять слепить снежную бабу по желанию ребенка.

Упражнение 2.«АПЕЛЬСИН (ИЛИ ЛИМОН)» (Алворд, 1998).

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и  ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак   и очень сильно напряжена, 8—10 сек.).

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая…,  мягкая…, отдыхает...»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты),  если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

Упражнение 3  «СДВИНЬ КАМЕНЬ»

Дети лежат на спине. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8—12 сек.). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая…, мягкая…, отдыхает...». Затем то же самое проделывается с левой ногой.

Упражнение 4. «ЧЕРЕПАХА» (Алворд, 1998)

Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь, — 5—10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется, 5—10 сек.).

Упражнение 5.РАССЛАБЛЕНИЕ В ПОЗЕ «МОРСКОЙ ЗВЕЗДЫ»

Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления.

Желательно упражнение выполнять под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (в другом варианте — то, что им хочется).

Продолжительность упражнения 1—2 мин.

В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать.

Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, в особенности в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения.

М. Мак-Кей, П. Роджерс, Ю. Мак-Кей (1997) рекомендуют несколько интересных приемов обретения самоконтроля.

Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп» как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести «Стоп». Для работы этого приема необходима многодневная тренировка.

Для того чтобы приучить ребенка в момент «неприятной ситуации» не стискивать челюсти, а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения. Интересные и эффективные упражнения можно найти в книге К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998).

Например, в игре «Теплый как солнце, легкий, как дуновение ветра», дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все горести и заботы. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.

Другая игра «Улыбка» - способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и мгновенно улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее.

Отработка навыков общения. Агрессивные дети проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемым способом. С этой целью в группе обсуждаются наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Детям предлагается ситуация, они ее рассматривают и предлагают пути решения, которые сами проигрывают по ролям с помощью кукол (кукольный театр).

Формирование позитивных качеств личности: (эмпатии, доверие к людям, доброты).

Эмпатия – это «нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей, сопереживание, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым» (словарь, 1997).

Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.

«ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Содержание: Дети сидят в кругу Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик-«болик» - и дает инструкцию. «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Цель: Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Содержание: Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции. Ребенок смотрит нa лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии.

В течение учебного года можно провести подобные занятия многократно, а в конце года обсудить с ребенком, изменились ли его взгляды на окружающих и на себя.

Например, если ребенок в начале года говорил, что он счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2—3 месяца заявил, что чаще всего он бывает счастлив, когда другие дети принимают его в игру, то можно поговорить ним об этом и спросить, почему у него изменились представления.

Не менее важной частью коррекционной работы с агрессивным ребенком является  работа с родителями. Родители агрессивного ребенка часто оказываются фрустрированными и недовольными жизнью людьми. В большинстве случаев это бывшие агрессивные дети, которые передают психологические трудности собственным детям. В работе с родителями, во-первых, необходимо избегать любого негативного воздействия на самооценку, стремиться стабилизировать ее. Во-вторых, необходимо изменить установку родителей на ребенка, необходимо вызвать жалость к ребенку со стороны их родителей, показать, что агрессивный ребенок – это в первую очередь несчастный ребенок,  объяснить родителям механизмы проявления гнева, а также агрессивности, как эмоционального нарушения. В третьих, надо вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, о причинах их собственных, агрессивных поступков в детском возрасте. Проблема детей всегда поднимает семейные проблемы. Отдельно помочь одному ребенку, не помогая окружающим его людям практически не возможно. В четвертых, необходимо выяснить отношение родителей к ребенку до рождения и в первые месяцы его появления. Если ребенок с самого начала был нежелателен, то необходимо прийти к четко оговоренному решению, совместно с родителями Возможно, само выяснение причин отвержения ребенка изменит отношение к нему родителей. Если же родители желали появление ребенка, но изменили свое отношение к нему, когда он стал агрессивен, непослушен, просто невыносим, то необходимо, не унижая достоинства указать родителям на то, что ребенок своим поведением лишь отвечает на их собственные действия. Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка.

Работа с родителями агрессивного ребенка проводится в двух направлениях:

- информирование;

- обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:

  • негативные способы: наказание, приказы;
  • нейтральные способы: модификация поведения;
  • позитивные способы: просьба, мягкое физическое манипулирование.

Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективными при взаимодействии с ним.

Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это будет примером мягкого физического манипулирования.

При общении с малышом этот способ является наиболее эффективным.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.

К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.

Не рекомендуется прикасаться к ребенку в тот момент, когда родители на него злы. В таких случаях лучше уйти в другую комнату, чтобы полностью установить контроль над собой, взрослым рекомендуется двигаться медленнее, не прыгать и не хлопать дверью.



Предварительный просмотр:

  1. Игра «Изобрази явление» (8 мин).

педагог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.

Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер » -дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» — выполняет плавные движения руками сверху вниз.

«Идет дождь» — выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» — смыкает руки в кольцо перед собой.

Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет психолог. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.

.   Игра «Самолеты» (2-3 мин).

Дети сидят на корточках далеко друг от друга — «самолеты на аэродроме». Педагог говорит:

—        Самолеты загудели  загудели, загудели, поднялись и полетели.

Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.

—        Полетели, полетели и сели.

Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают к морю» — дети садятся на стульчики или ложатся на ковер так, чтобы не задевать друг друга.

Упражнение «Надоедливая муха»(2 мин).
Педагог говорит:

—Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружится возле глаз — поморгайте ими, перелетает со щеки на щеку — надувайте по очереди каждую щеку, уселась на подбородок — подвигайте челюстью и т.д.

Игра «Запретное движение»»(5 мин).

Дети стоят полукругом напротив педагога. Педагогговорит:

Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного.

Сначала психолог показывает разные движений:(например, руки вверх, в стороны и др.)- Дети повторяют их.

Затем психолог называет и показывает « запретное  движение (например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять. Дается сигнал к началу игры. Дети повторяют все движения психолога, кроме «запретного».

     Ошибки обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но выводить детей из игры не следует.

Телесно-ориентированное упражнение«Насос и мяч»(5 мин).

Педагог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой — насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью.

«Мяч сдутый» — ребенок сидит на корточках.

«Насос надувает мяч» — ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками «С-с-с...».

«Мяч становится все больше» — ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.

"Корабль и ветер"

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!"

Упражнение можно повторить 3 раза.

"Драка"
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

"Штанга"

Цель: расслабить мышцы спины.

Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".

"Шалтай-болтай"

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз".

"Винт"

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

"Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!"

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка".

Упражнение «Потягушечки» (2 мин).

Дети собираются в круг, садятся на корточки и закрывают глаза.

педагог говорит:

Вот мы и проснулись, сладко потянулись.

Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки.

—        Сладко потянулись, друг другу улыбнулись.
Дети встают на ступни, опускают руки вниз.
Упражнение повторяется несколько раз.

3.  Упражнение«Лимон» (2 мин).

Педагог предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем расслабляют ее.

Аналогичное упражнение выполняется левой рукой, затем дети садятся на стульчики.

Телесно-ориентированное упражнение«Снеговик»(3-5 мин).

педагог предлагает детям встать в позу нарисованного ими человека и говорит:

—        Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал и падал, и вскоре нарисованный человечек превратился в снеговика. Давайте попробуем изобразить снеговика.

Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

—        Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришлавесна, пригрело солнышко, и снег начал таять.

Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки. Упражнение повторяется 3 раза.

1. Игра«Кричалки — шепталкимолчалки» (5 мин).педагог говорит:

—        Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат можно прыгать, бегать и кричать, если желтый - можно
только шептаться, а если синий — нужно замереть на месте и замолчать.

Психолог показывает квадраты, дети выполняют инструкцию.

2.  Упражнение«Солнечный лучик» (3 мин).

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.педагогговорит:

—        Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик:коснулся глаз откройте глаза;

 коснулся лба пошевелите бровями;

 коснулся носа наморщите нос;

коснулся губпошевелите губами;

 коснулся подбородка подвигайте челюстью;

 коснулся плеч приподнимите и опустите плечи;

 коснулся рук— потрясите руками;

 коснулся ног лягте на спину и подрыгайте ногами.

 Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся вставайте, ребята.



Предварительный просмотр:

Этюд «Веселая зарядка»

Взрослый рассказывает, а все остальные показывают в движении.

«Чтобы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину (дети «спят»). Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы можете его «завести» и «выключить». Давайте попробуем. Вы – проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки. А сейчас вы – упавшие на спину божьи коровки. Лапки к верху, постарайтесь перекатиться со спины на лапки. А вот вы – крадущиеся в джунглях тигры. Станем осенним листочком, качающимся на ветру. Полетаем, как оторвавшийся листочек. Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь мягко и плавно. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы – маятники, тяжелые, громоздкие, покачаемся со стороны в сторону. А сейчас мы пилоты, заведем мотор самолета, расправим крылья и полетим. Изогнемся, как лук индейца, и станем упругими. Какая из ваших ног сегодня больше и выше прыгает? А сколько раз выше прыгает? А сколько раз вы присядете, срывая цветочки? Молодцы! Отличная получилась зарядка! Готовы поиграть дальше со мной?»

Игра «Ищу друга»

Для проведения игры необходимо иметь набор игрушек либо картинок, среди которых должно быть 2-3 зайчика, 2-3 рыбки и т.д. Каждому ребенку выдается игрушка. Взрослый говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, рыбке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки одного-двух друзей. На первом этапе воспитатель показывает детям все игрушки, заостряя их внимание на то, что в наборе не один зайчик, а два или три, не одна рыбка, а две или три. Когда начинает звучать музыка, дети ходят и ищут друзей с парными игрушками, то есть подыскивают своей игрушке друга. Когда друг будет найден, дети танцуют вместе игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.

Игра «Зеркало»

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая – разные зверюшки. Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверюшек.

Игра «Доброе животное»

Дети встают в круг и берутся за руки. Взрослый тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте придумаем ему название? А теперь я предлагаю вам послушать, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим все вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают 2 шага вперед, выдох – все делают 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед, выдох – 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Гимнастика «Путешествие»

Взрослый: «Сейчас мы отправимся в путешествие, хотите? Сейчас я вас всех превращу в крохотных котят: «Быть ребенком хорошо, а котенком лучше!».

  •  Легко на носочках прыжки 6 раз:  Впереди забор, и нам надо через него перепрыгнуть. Только тихо, чтобы мама-кошка не услышала и не оставила нас дома.
  • Напряжение 1 минута: А за забором ручей. Котята не любят воды. Давайте перейдем его по камешкам. Шагайте за мной. Следите внимательно. Лапки напряжены, спинка прямая, все тело напряжено. А вдруг в воду свалимся? Все, перебрались!
  • Расслабление 30 секунд: Обрадовались котята, что перебрались через ручеек. Расслабили усталые лапки, спинку. Хорошо, приятно!
  • Напряжение 1 минута: Отдохнули? И снова в путь. А на пути большая гора! Как же нам пройти? Я вижу узкий проход. Втянули животики, вытянулись в струночку и боком протискиваемся в узкий проход. Я пойду первая, а вы за мною.
  • Расслабление 1 минута: Какие вы все молодцы, котята, все перешли на другую сторону горы! Но что здесь нас ждет? Надо быть осторожными! Давайте встанем на все 4-е лапки и подкрадемся. Ступайте мягко. Лапки мягкие, спинки прогнули.
  • Замирание 5 раз: Какой-то шорох! Кто же там в кустах? Прислушивайтесь, замрите, вытяните шейки, навострите ушки. Тс-с-с-с. Вроде никого. Давайте еще послушаем.
  • Напряжение 5 раз: Ква-ква-ква! Да, это же страшная большая жаба! Испугались котята, спрятались под куст. Свернулись клубочком, нос в лапки спрятали, почти не дышат.
  • Расслабление: Давайте расслабимся, посмотрим, ускакала жаба или нет? Уф, наконец-то она ускакала и можно спокойно осмотреться и отдохнуть.
  • Радость: путешествуем мы с вами, а ведь дома осталась одна мама-кошка. Мы ее не предупредили, убежали без спроса. Давайте представим, что котята вернулись: «А вот и мы! Живы и здоровы!» Мы все дружные котятки-ребятки, но все же пора возвращаться в группу, сейчас я вас превращу опять в детей: «Быть котенком хорошо, а ребенком лучше!!!» Понравилось вам путешествие?

Игра «Соломинка».

Упражнение выполняется с группой детей и взрослого не менее 6-7 человек. Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», - участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

Предупреждение: Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Принятые ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.

Игра «Клубочек»

Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, говорит добрые, приятные слова любому участнику игры и передает ему клубок. Ребенок обматывает нитку вокруг пальца, говорит слова благодарности и со свои теплые комплименты передает другому участнику. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников в одно целое, определяют на что фигура похожа, делают выводы.

Замечание: если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, -  у ведущего с ним будут двойные, тройные связи.

Игра «Солнечный зайчик».

Дети стоят в кругу. Ведущий: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

Игра «Гармоничный танец».

Дети разбиваются по парам. Один закрывает глаза (лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает движения руками, телом, приседает, слегка отходить в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать  за руками ведущего и повторять его движениями, не потеряться.

Предупреждение: Не допускать смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешать ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.

 «Расскажи свой страх».

Минимальное количество участников – 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот, когда я был таким маленьким, как вы, то…» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.

Предупреждение: следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.

Упражнение «Театр прикосновений».

Ребенка просят лечь в позу «Звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объясняет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком – к груди, локтем – к животу и т.д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.

Примечание: взрослый следит за силой прикосновений; наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и расслабленным; поглаживаний должно быть мало.

Беседа «За что меня любит мама»

Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.

Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут помочь ему.

После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Игра «Кенгуру»

Дети разбиваются на пары. Один ребенок – «кенгуру» - стоит, второй – «кенгуренок» - сначала встает к нему спиной, а затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача – не расцепляя рук, пройти в таком положении до воспитателя (до стены, до окна….).

Игра «Нет! Да!»

Дети свободно бегают по помещению и громко-громко кричат «Нет! Нет!». Встречаясь  заглядывают в глаза друг другу и еще громче кричат «Нет!», «Нет!».

По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже «Да! Да!», заглядывая друг другу в глаза.

Игра «Скульптура»

Дети разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – скульптура. По заданию воспитателя скульптор лепит из «глины» скульптуру:

  • ребенка, который ничего не боится;
  • ребенка, который всем доволен;
  • ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут предлагать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.

Игра  «Танец огня»

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. «Костер ритмично покачивается то в одну сторону, то в другую сторону, становится то выше, то ниже. Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом по две, три, четыре, вместе. Искорки светятся радостью и добром».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, упражнения, этюды для развития эмоционально-личностной сферы дошкольников

Арт-терапевтические упражнения, психологические игры и этюды направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...

Игры и упражнения направленные на коррекцию социально-коммуникативной сферы дошкольников

Данное приложение содержит подборку игр и упражнений для коррекции агрессии, гипердинамичности, стеснительности  других проявлений социально-коммуникативной дезадаптации дошкольников...

Методическая разработка "Игры и упражнения , направленные на развитие межполушарных связей у дошкольников"

Большое количество детей испытывает трудности в координации движений и речи; наблюдается моторная неловкость при выполненнии упражнений. Всвязи с этим , на мой  взгляд, необходимо подбирать и исп...

Методические направления по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников с заиканием

Методические направления по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников с заиканием...