Методические направления по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников с заиканием
статья по логопедии

Газарова Лилия Вартановна

Методические направления по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников с заиканием

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические направления по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников с заиканием

Поскольку заикание является речевым расстройством, которое оказывает влияние не только на развитие речи ребенка, но и на общее состояние его эмоциональной и личностной сфер, то коррекционная работа с заикающимися должна быть направлена на нормализацию эмоционально-личностной сферы. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования в области специальной педагогики и психологии [2, 9 и др.].

Так, коррекционная работа с заикающимися дошкольниками должна быть направлена не только на исправления речи, но и на нормализацию общего психического и эмоционального состояния ребенка.

Ведущий вид деятельности ребенка – игра. Через игру ребенок познает мир и учится коммуницировать с окружающими. Именно в игре эффективно развиваются основные новообразования дошкольного возраста, формируется умение детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликты. Л.С. Выготский утверждал, что игра ведет за собой развитие. Формированию новых мотивов, а также развитию психических процессов и умственно-интеллектуальных действий способствуют структурные единицы игры – воображаемые роли, ситуации, отношения между людьми [3]. Дети более полно выражают себя в спонтанной, игровой ситуации, чем в словах, т.к. в игре они чувствуют себя более комфортно [8]. Так, в работе с заикающимися, одним из средств устранения этого недуга является игра [2, 4, 5].

По мнению Г.А. Волковой методика игровой деятельности используется в зависимости от индивидуальных особенностей: возраста, поведения, степени проявления заикания и этапов коррекционной работы. Целью методики является воспитание у заикающихся дошкольников нравственных качеств, правильных форм общественного поведения, а также подражательности, самостоятельности, общительности, активности, важных и нужных в процессе социальной приспособленности заикающихся [4].

И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская разработали комплекс специальных расслабляющих упражнений для дошкольников с заиканием. Эти упражнения называются «Волшебный сон». Каждое упражнение проводится в игровой форме и сопровождается рифмованными фразами. Используемые игровые приемы, позволяют ненавязчиво обучить ребенка плавной, четкой, выразительной речи на выдохе. На начальном этапе работы с заикающимися, для формирования нового речевого навыка, необходимо обеспечить им   щадящий   режим речи. Это непросто, а игры «Молчанки» позволяют добиться необходимого эффекта. Также используются игры под условным названием «В стране коротких ответов», которые вырабатывают у ребенка умение говорить на выдохе, пользоваться паузами, «В стране полных ответов», которые стимулируют ребенка использовать в речи не только простые, но и распространенные предложения. Авторы предлагают использование кукол с ручным управлением или бибабо для увлечения детей и быстрого осуществления поставленных целей. В игре с куклами, у детей исчезает двигательное беспокойство, движения перестают быть хаотичными. Для закрепления навыка правильной речи используются игры-инсценировки и сюжетно-ролевые. Дети учатся перевоплощаться, непринужденно исполнять свою выученную роль. Важную роль играют так называемые «Заключительные занятия» - праздники и мероприятия на публике. Выступления на публике являются своеобразным экзаменом для заикающихся. Их выступление является отражением работы логопеда, задачей которого было не только нормализовать речь детей, но и их психическое состояние [2, 5].

В ходе анализа литературы установлено, что использование средств искусства в коррекционно-развивающем процессе существенно повышает эффективность работы с детьми с нарушениями развития и может явиться тем объединяющим моментом, который позволит разработать содержание занятий в таких группах. Искусство является важным фактором художественного развития. Оно оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, психотерапевтическое воздействие [6, 7, 10 и др.].

Установлено, что работа с детьми старшего дошкольного возраста должна включать в себя активное применение игротерапевтических техник.

К числу игротерапевтических техник относится арттерапия, которая используется, как одно из средств коррекции заикания. Она включает изотерапию, сказкотерапию, имаготерапию, музыкотерапию, вокалотерапию, кинезитерапию, песочную терапию.  Цели и задач игротерапевтических техник состоят в следующем:

- выработка адекватной реакции на происходящие неблагоприятные ситуации, способность входить в роль, соответствующую ходу событий, принимать адекватный образ и избавляться от искаженного дефектом образом своего «Я»;

-  обогащение и укрепление эмоциональных ресурсов;

- отработка навыка к быстрому включению имеющегося опыта в нужный момент, воспитание у себя волевых качеств, способности к саморегуляции;

- создание и поддержание творческого интереса [1, 5].

В куклотерапии используется любимый персонаж или кукла ребенка, далее разыгрывается какая-либо проблемная ситуация. Персонаж попадает в проблемную ситуацию, из которой выходит победителем. Необходимо   довести переживание и напряжение ребенка в процессе так называемого спектакля до наивысшей точки, после чего оно должно перейти в расслабление. Однако важно понимать, что нельзя доводить ребенка до истерики.  Чтобы не доводить ребенка до истерики, следует менять сюжетную линию рассказа, ориентируясь на состояние ребенка, а также характер имеющихся нарушений. Методика позволяет работать с детьми младшего возраста, а также с подростками. Одним из главных принципов этой методики является комплексный подход, т.е. попытка понять, что вызывает у ребенка имеющиеся нарушения [11].

Также отмечают музыкотерапию, как психотерапевтический метод. При активной музыкотерапии, дети вовлечены в процесс, они могут вести, так называемый диалог с помощью музыкальных инструментов, что благоприятно влияет на общее эмоциональное состояние детей, способствует снятию мышечного напряжения. Они воспринимают танец, как игру, что дает возможность проявить себя в творческом плане [12, 13, 14].

Игры способствуют коррекции индивидуальных психологических наслоений дошкольников с заиканием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, воспитывающихся в детском доме

Для многих  воспитанников детских домов характерны неразвитость произ­вольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрес­сивность. Программа коррекционно-развивающих занятий направле...

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушениями речи

Содержание:Введение.1.  Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.2.1 Причины нарушения развития эмоциональ...

Игры, упражнения, этюды для развития эмоционально-личностной сферы дошкольников

Арт-терапевтические упражнения, психологические игры и этюды направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников и его влияние на психологическое благополучие ребенка

Особое место в психическом развитии детей  дошкольного возраста занимают эмоции. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний по...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...

упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников)

представлены упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников)...