Главные вкладки

    Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушениями речи
    статья (старшая группа) по теме

    Никулина Татьяна Васильевна

    Содержание:

    Введение.

    1.  Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.

    2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

    2.1 Причины нарушения развития эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

    2.2. Коррекция эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

    2.3. Оценка   эффективности коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

    3. Заключение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

    Содержание:

    Введение.

    1.  Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.

    2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

    2.1 Причины нарушения развития эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

    2.2. Коррекция эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

    2.3. Оценка   эффективности коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

    3. Заключение.

    Введение.

         В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. С возрастом эти проблемы усугубляются, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.

        Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они так же активны, динамичны, заняты. Особенно дети старших групп 5-7 лет, которые наряду с дошкольным учреждением посещают занятия по подготовке к школе, различные секции и кружки.

         Взрослые часто не задумываются, что развитие ребенка теснейшим образом связаны с особенностями его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития.

    По мере взросления ребенок испытывает изменения в эмоциональной сфере; меняются взгляды на мир, на отношения с окружающими. Он учится контролировать свои чувства, но при этом эмоциональная сфера качественно не развивается. Только грамотное психологическое сопровождение дошкольника обеспечит максимальную реализацию имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

       Если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Они являются следствием повышенного темпа жизни и эмоциональных перегрузок. При этом следует отметить, что положительные эмоции надежно защищают детей от умственных перегрузок и приносят пользу как для физического, так и для психического развития.

         Вот почему необходимо ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, дать ему словесное наименование.

       Таким образом, формирование положительных эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы детей должна рассматриваться в качестве одной из основных задач воспитания.

    1. Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.

          Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

    Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

    Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети дошкольного возраста часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.

    Характерной особенностью при нарушениях речи являются вторичные отклонения в физическом и психическом развитии детей. Ребёнок, с речевыми отклонениями не уверен в себе, тревожен, у него ограничивается овладение социальным опытом, нарушается эмоциональное восприятие окружающего мира.

    Следовательно, такие дети нуждаются в дополнительных занятиях на развитие и коррекцию эмоционально - личностной сферы.

    Вопросами о детях с отклонениями в развитии речи в частности занимались известные педагоги и психологи Филичёва Т. Б., Чиркина Г. В., Ткаченко Т.А., Волкова Л.С., Левина P.E., Каше Г.А., Лурия А.Б. и другие. Ткаченко Т. А. отмечает, что отклонение от нормы у таких детей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях один из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, т. е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задание не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.

    В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), а иначе, наоборот - вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительным, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости.

    Волкова Л. С. в статьях о воспитании детей с нарушением речи описывала влияние детско - родительских отношений на воспитание детей с речевыми отклонениями. «Если у ребёнка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребёнка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, может выражаться активно и пассивно, но в  любом случае ребёнок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители сначала просят повторить за ним слово, потом умоляют потом требуют, в конце концов, ребёнка наказывают - ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребёнка словесных реакций, активно игнорируются или отвергаются.

       

    2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

    2.1 Причины нарушения развития эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

          Изучение  развития эмоционально-личностной сферы дошкольников с речевыми нарушениями проводилось в ГДОУ №16.

    Каждый год в логопедическую группу поступают дети, имеющие различные формы нарушения речи. Чаще всего с такими формами, как фонетико – фонематическое нарушение речи, и реже общее недоразвитие речи.

    За время работы выявлена существенная разница среди детей с правильной речью и детьми, имеющими недостатки в речи, в том числе: в поведении, детей во время игр, на занятиях, в общении со сверстниками, в общении со взрослыми. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

    В начале каждого учебного года проводится развёрнутое психо –педагогическое изучение детей, включая изучение эмоционально – личностной сферы каждого ребёнка с нарушением речи.

    Для изучения эмоционально – личностной сферы используются следующие методики:

    1. Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки.
    1. Тест на определение уровня самооценки «Лесенка» В. Шур.
    1. ТестДДЧ.
    2. Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой.

    По результатам всего обследования планируется коррекционно – развивающая работа, учитывается уровень интеллектуального развития ребёнка, речевого диагноза и особенностей эмоционально – личностной сферы.

    Тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка наблюдается во всей системе дошкольного воспитания и обучения. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Логика подсказывает, что при всей важности коррекции познавательной сферы детей с нарушением речи должны быть занятия, которые знакомят ребёнка с ним самим, его внутренним возможностям о окружающими людьми, обучать ребёнка с недостатками речи формам общения вербального и невербального характера, развивать культурные навыки общения с детьми и взрослыми, учить быть заботливыми, внимательным к людям.

    При проведении планового обследования эмоционально – личностной сферы дошкольников старшей группы выявлено, что ребёнок имеющий нарушение в речи, нуждается в развитии эмоциональной сферы.

    2.2. Коррекция эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

            Как справедливо указывал Л. С. Выготский и А. В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем   -   эмоциональной   сферы    и    интеллекта,    их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

    Для полного и комплексного психологического сопровождения дошкольников с речевыми нарушениями использовалась программа И.А. Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет».

    Основная цель программы - повысить осознание ребёнком свои эмоциональные проявления и взаимоотношения и тем самым обеспечить всестороннее развитие его личности, эмоциональный комфорт

    В соответствии с этой целью были сформулированы следующие задачи:

    -        Способствовать самопознанию ребёнка, помочь ему осознать свои характерные особенности и предпочтения.

    -        Помочь ребёнку пережить определённое эмоциональное состояние; объяснить, что оно значит, и дать ему словесное обозначение.

    -        Учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.

    -        Воспитывать заботливое отношение к животным. -Вырабатывать   у   ребёнка   положительные   черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.

    -        Развивать творческие способности и воображение в процессе игривого общения.

    Программа включает  разделы с указанием целей к каждому разделу, игры и упражнения соответствуют старшему дошкольному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному и любой ребёнок может развиваться в своём индивидуальном темпе.

    Данная психо - развивающая и психо - коррекционная работа, в рамках данного направления, осуществляется со всей группой детей, то есть не стояла проблема отбора детей в группу. Проведение подобной формы групповой работы даёт хорошие результаты. Дети сочетались по принципу дополнения, то есть с противоположными синдромами.

    В качестве основного метода программы был взят метод сопереживания ситуации. Данный метод рассчитан на использование способности не только анализировать, но и чувствовать всё, что происходит с ребёнком. Он помог точно объяснить поведение ребёнка в той или иной ситуации.

    В начале и в конце занятий использовались ритуальные игры, упражнения на сплочение детского коллектива. Почти каждое занятие завершалось созданием какого - либо рисунка

    в индивидуальных альбомах, ведь детский рисунок - это итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знание и умение, полученные в ходе занятий.

    Программа по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников «Давайте познакомимся», состоит из 5 разделов:

    1. «Я-Я» (формирование собственного Я).
    1. «Я - и другие» (формирование потребности в общении со сверстниками).
    2. «Я и мои эмоции» (развитие эмоции и адекватное их выражение).
    3. «Я и животные» (развитие заботливого отношения к животным).
    4. «Я и моя семья» (осознание ребёнком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений).

       При работе по этим разделам происходило постоянное психологическое развитие ребёнка. Пространство вокруг ребёнка начинало расширяться в него включались другие люди (родственники, взрослые). Дети научились определять настроения, владеть своими чувствами. Одной из целей работы было - постоянное подведение к самому сложному - пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.

    2.3. Оценка   эффективности    использования   программы предусматривала следующие моменты:

    1. проведение диагностического исследования два раза в год (в начале и в конце курса) с целью изучения эмоционально -личностной сферы и её динамики детей с нарушением речи;
    2. Участие педагогов и родителей в диагностическом исследование (наблюдение), которые помогают получить полную информацию о ребёнке;
    3. Формирование активной позиции родителей, то есть результаты психодиагностики в доступной, корректной форме доводятся до родителей. Родители получают консультации об успешности или неуспешности ребёнка на занятиях. Практика «Домашнего задания» для совместного выполнения с детьми.

    4)        Составление практических рекомендаций по работе с детьми.

                      Работая с детьми, было замечено, что в одних и тех же условиях дети ведут себя по разному: одни заботливы, чутки, готовы тотчас прийти на помощь товарищу, успокоить его, пожалеть; другие равнодушны; третьи неуверенны и робки; четвёртые - агрессивны, по отношению к детям, могут ударить, отнять игрушку.

              Необходимо отметить полезность проведения работы с группой родителей, связанной с нарушениями в эмоционально-личностной сфере у детей с нарушением речи имеет место в своей основе нарушение детско - родительских отношений, и, следовательно, без положительного изменения этих отношений, работа с детьми будет недостаточно эффективной.

    Работа с родителями велась в нескольких направлениях: с одной стороны - это консультирование по вопросам развития детей, родительские собрания, тренинги на проигрывание некоторых ситуаций. Особенно эффективно прошёл тренинг на тему «Эффективность общения с детьми», на котором родители проигрывали своё отношение к своим детям, учились правильному взаимодействию со своими детьми.

    Формированы навыки  общения и уверенности; выработаны у ребёнка положительные черты характера скорректированы  нежелательные черты характера и поведения. А самое важное это достижение конечного результата - успешная интеграция ребёнка в общество сверстников и взрослых.

                Данная программа помогла детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожное состояние, страхи, которые препятствуют полноценному развитию личности. Дети научились открытому проявлению эмоций различными социально - приемлемыми способами. А также у них сформировалось потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Дети стали более внимательными по отношению друг к другу, осторожнее в подвижных играх, на прогулке.

    3. Заключение.

    Данная программа должна послужить отправной точкой для педагогов - психологов, специалистов, занимающихся воспитанием и обучением детей дошкольного возраста. По образцу представленного планирования каждый педагог -психолог может создать адаптированный материал к  детям, не имеющим нарушения в развитии речи.

    Разработаны следующие рекомендации педагогам:

    •  Учить детей использовать эмоциональные средства выражение роли во время игр, используя мимику, пантомимику. Для этого рекомендовать игры и упражнения на выражение различных эмоций из «Психогимнастики» Чистяковой.

    • Создавать условия для участия детей в мнимых ситуациях, создаваемых взрослыми посредством мимики, пантомимы для развития воображения у детей умение играть с воображаемым предметом.

    • Учить дошкольников отражать социальные взаимоотношения в игре, как необходимое условие для высокого уровня развитие эмоционально -личностной сферы и коммуникативных навыков для детей дошкольного возраста.

    Библиография.

    1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
    2. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, Детство-пресс,2004.
    3. Сергеенко Г.Н. Учимся, говорим, играем. Воронеж, 2006.
    4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. Москва, Просвещение, 1989.
    5. Чистякова М.А. Психогимнастика. Москва, 1995.
    6. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста СПб, «Речь», 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.

    Устная речь не возможна без дыхания, которое служит энергией для образования голоса. Чистота и плавность звучания голоса зависят от того, как говорящий пользуется им. Так плавность звучания зависит не...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗМИНУТОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

    В настоящее время  доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагается детя...

    Важность выполнения физкультминуток, способствующих развитию пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи на фронтальных занятиях.

    Я хочу рассказать о важности выполнения физкультминуток на фронтальных занятиях, которые способствуют развитию пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. В настоящее время рядом иссле...

    Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.

    Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...

    Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.

    Материал может быть использован как для практической работы, так  и для консультирования родителей....

    Статья:«Игры на развитие пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи»

    Для ряда детей, имеющих речевую патологию, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Страдает как общая моторика, ребенок неловок, не уверен несколько в себе, неточно вып...

    Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., ШИШКОВА Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

    Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московс...