Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Роль птиц в природе и их практическое значение для человека».
Предварительная подготовка: предварительно учащимся дается задание нарисовать рисунки птиц, найти информацию о роли птиц в природе и жизни человека, призывы весны – веснянки, каким птицам и в каких странах поставлены памятники и на гербах каких стран изображены птицы.
Цель: обобщить знания о значении птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности: прививать ответственное и бережное отношение к птицам; расширять кругозор учащихся, продолжать формировать умение наблюдать, узнавать птиц, сравнивать различные группы.
Оборудование: открытки, иллюстрации с изображением птиц, выставка рисунков учащихся в классной комнате, интерактивная доска.
Тип урока: изучение нового материала.
Эпиграф к уроку: Каким скучным местом был бы мир без птиц!
Ход урока
- Организационный момент: включает приветствие, фиксацию отсутствующих, организацию внимания, наблюдение за посадкой учащихся на протяжении всего урока.
- Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос
- Какая наука изучает птиц?
- Какова температура тела птиц?
- Какие птицы самые маленькие в мире?
- Какая птица в нашей стране самая маленькая?
- Какие птицы прилетают к нам раньше стрижи или ласточки?
- Где гнездятся скворцы кроме скворечника?
- Зачем скворцы и галки садятся на коров, овец и лошадей?
- Какие птицы выводят птенцов зимой? Почему?
- Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду?
Работа с тестами
Учитель: У вас на столах лежат листочки с тестами. Давайте устно поработаем с ними. (Приложение 1)
Проверка тестов. Тесты записаны на диске и правильные ответы проецируются на экран. Учащиеся осуществляют самоконтроль. Итоги теста.
Поэтическая минутка
Ученик: Стихотворение Валентина Беристова из цикла «Времена года»
Дикий голубь
Близкое порою нас не тронет,
А чужое кажется родным.
Не поймешь, хохочет или стонет
Дикий голубь голосом грудным
Как предтеча музыки и речи,
Речи, что не выльется в слова,
Рвется голос страсти человечьей
Из груди иного существа.
Вот и сам певец. Степенный. Кроткий.
(Кроток, кроток, а не приручен!)
Ходит он пружинистой походкой,
В сложенные крылья облачен.
Лучшая одежда – это крылья.
Хорошо сидит. Прочна. Легка.
Не боится ни дождя, ни пыли.
И уносит род наш в облака
Вот сейчас расправит крылья голубь,
И они послушно понесут
Радужною грудью скрытый голос,
Голосом наполненный сосуд…
Учитель: Так поэт отметил особенности не только этой удивительной птицы, но и многих летающих птиц.
III. Изучение нового материала.
Тема урока: Роль птиц в природе и их практическое значение для человека. Цель урока: Обобщить знания о значении птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности; обосновать необходимость их охраны.
Девиз урока: Каким скучным местом был бы мир без птиц.
- Роль птиц в природе и жизни человека.
Учитель. Птицы наряду с другими видами животных составляют один из важных компонентов в природе. В отличие от ранее изученных земноводных и пресмыкающихся они широко распространены на Земле, заселяют разнообразные места обитания, чрезвычайно многочисленны как в видовом отношении около 9000 видов так и по общей численности. Поэтому их значение в круговороте веществ в природе существенно. Мы с вами познакомились с отрядом Пингвинов, Страусообразными, Нандуобразными, Казуарообразными, Гусеобразными, дневными хищниками, Совами, Куриными, Воробьинообразными, Голенастыми. Давайте обобщим роль птиц в природе и жизни человека.
Ответы учащихся на заранее поставленные вопросы на углубление изучения темы из дополнительных источников. (Приложение 2, 3)
Учитель. Вспомним о роли хищных птиц в природе, об их санитарном значении.
Ответы учащихся. (Приложение 4, 5)
Учитель: Ребята, вспомните об участии птиц в опылении цветковых растений.
Ответы учащихся. (Приложение 6)
Учитель: Давайте выделим промысловое значение птиц из отряда Куриные и Гусеобразные.
Ответы учащихся. (Приложение 7 - 10)
Физкультминутка
Текст стихотворения | Описание движений |
Руки ставим мы вразлёт: Появился самолёт, Мах крылом туда - сюда, Делай « раз» и делай «два». Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите. Опустили руки вниз, И на место все садись! | Руки в стороны. «Полетели», как самолёты. Наклоны влево - вправо. Повороты влево - вправо. Руки в стороны. Повороты влево - вправо, Опустили руки. Сели на места. |
Учитель: Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает птиц чудесным украшением природы. Не случайно многие строки в стихах Пушкина и Некрасова, замечательные творения художников и композиторов посвящены птицам. Богат фольклор русского народа. Так уж получилось, что он на протяжении многих веков складывал песни, пословицы, создавал танцы, придумывал сказки, загадки и передавал их из поколения в поколение. Именно с его помощью человек отражал свой взгляд на природу и окружающую обстановку, проявлял житейскую мудрость и поэтическое отношение к действительности.
Весной, когда холмы освобождались от снега, в русских селениях проводили день встречи птиц. В этот день мамы и бабушки пекли из теста «птичек» - ласточек и жаворонков. Когда во время завтрака ели этих «птичек», произносили следующие призывы весны – веснянки:
1. Жаворонки, услышьте нас, 2. Жаворонки к нам
Скорее заметьте нас! прилетайте,
Скорее прилетите, Гнезда свои свейте.
Весеннее тепло принесите Много яиц насидите,
Много птенцов
вырастите.
3.Жаворонок, птичка, 4. Ласточки, услышьте нас
Весенний легкий ветерок, Скорее заметьте нас!
Лети ты на широкое поле Скорее прилетите сюда.
Принеси хорошую погоду, Чтобы часто дожди были
Чтоб хлеб уродился, Чтобы травы много выросло,
Чтоб хватало зерна для еды.
Чтобы уродились хлеба.
Учитель: Подумайте и скажите:
- О каком отношении русского народа к птицам «говорят» содержание веснянок?
- Как бы вы оценили традицию встречать весной птиц?
- Сохранилась ли такая традиция в вашей семье?
Попробуйте восстановить эту традицию!
Загадки о птицах. (Приложение 11)
Ребята, я давала вам задание, найти в дополнительной литературе каким птицам и в каких странах поставлены памятники и на гербах каких стран изображены птицы. Кто справился с этим заданием?
Ответы учащихся (Приложение 12, 13)
Учитель: Несмотря на большое значение в жизни человека, птицы порой им хищнически истребляются. В России обитают более 700 видов диких птиц. Для сотен видов ее территория – основное место гнездования, поэтому будущее этих птиц зависит от нас, от того, как мы будем охранять их. Охрана птиц – очень важная задача! На земле за последнее 350 лет исчезло около 150 видов птиц. В Красную книгу России включено 63 вида и подвида птиц, из которых 26 – на грани полного исчезновения, а 37 редких видов нуждаются в особой охране. В России 3 орнитологических заповедника: Кандалакшский (побережье Белого моря), созданный для охраны гаги и птичьих базаров. Астраханский, Кызыл – Агачский (на Каспии), где проводится большая работа по биологии и охране полезных птиц в различные сезоны года. Какие меры по охране птиц вам известны?
Ответы учащихся.
Самостоятельная работа.
Учитель: Чтобы лучше усвоить значение птиц в природе и жизни человека, заполните таблицу. (Приложение 14)
Значение птиц | |
В природе | Для человека |
Закрепление изученного материала.
- Вопросы:
- Какое значение птицы имеют в природе?
- Какова роль птиц в жизни человека?
Подведение итогов урока: комментарии отметок и оценка работы учащихся.
Задание на дом: Учебник «Биология 7 класс» стр. 219, опорная точка на странице 221.
Используемая литература
- Акимушкин И. Мир животных. Птицы – М.: Молодая гвардия 1973.
- Беме Р. Л., Кузнецов А. А. Птицы разных материков. – М.: Просвещение 1986.
- Ильичев В. Д., Карташов Н. Н. Общая орнитология. – М.: Высшая школа 1982.
- Промтов А. Н. Птицы в природе – М.: Просвещение 1998.
- Черкасова М. В. Они должны жить. Птицы. – М.: Лесная промышленность 1984.
- Энциклопедия для детей, т. 2. Биология – М.: Аванта +, 1994.
Приложение 1
Тест
- К экологическим группам по месту обитания относят:
А – насекомоядных птиц
Б – лесных птиц
В – хищных птиц
Г – водоплавающих птиц
- Страус – бегающая птица, поэтому у нее:
А – грудина плоская, без киля
Б – бородки перьев не сцепляются друг с другом и не образуют перьевых пластинок
В – бородки перьев сцеплены друг с другом, делая перо почти непроницаемым для воздуха
Г – хорошо развиты большие грудные мышцы.
- К летающим птицам относят:
А- журавля
Б – киви
В – сову
Г – пингвина
- Плавающие, но нелетающие птицы – это
А – чайки
Б – пингвины
В – кайтры
Г –утки
- Воробьинообразными являются:
А – городская ласточка
Б – черный стриж
В – певчий дрозд
Г – серая ворона
- Ночные хищные птицы имеют:
А – хищный клюв, загнутый крючком
Б – великолепный слух и острое зрение
В – слабооперенную переднюю часть головы и шеи
Г – мягкое и рыхлое оперение
- Приспособление к жизни в воде у водоплавающих птиц.
А – длинный клюв
Б – перепонки на лапах
В – когти на лапах
Г – хорошее зрение
- К зимующим птицам относятся:
А – гуси
Б – дрозды
В – синицы
Г – скворцы
- Оседлые птицы:
А – гуси
Б – воробьи
В – дрозды
Г - трясогуски
Ответы: 1 – Б, Г; 2 – А, Б; 3 – А, В; 4 – Б; 5 – А, В,Г; 6 – А, Б, Г; 7 – Б; 8 –В; 9- Б.
Приложение 2
Многие виды птиц имеют большое значение в сокращении численности насекомых – вредителей сельского и лесного хозяйства, переносчиков возбудителей опасных заболеваний. Особенно много уничтожают насекомых птицы в период выкармливания птенцов. Большая синица, например, приносит пищу птенцам около 400 раз в день. Питается личинками и яйцами кольчатого, соснового и непарного шелкопрядов, листоверток, личинками пилильшиков, жуками долгоносиками, листоедами, клопами.
Приложение 3
Королек за год потребляет до 4 млн. лесных насекомых, их личинок и яиц. Очень полезны скворцы, жаворонки, поедающие насекомых вредителей. Трясогузки, горихвостки, чеканы, и многие другие спасают урожай овощных культур.
Приложение 4
Хищные птицы (пустельга, копчик, канюк) оказывают влияние на численность грызунов – вредителей сельского и лесного хозяйства. Они уничтожают в первую очередь ослабленных животных, препятствуя этим распространению опасных болезней, возбудителей которых переносят грызуны.
Приложение 5
Уничтожая большое число мышевидных грызунов, совы приносят сельскому хозяйству существенную пользу. Сова неясыть, например, в течение года вылавливает и поедает около тысячи мышей и полевок, которые уничтожили бы за это время до 500кг зерна. Поэтому совы всех видов подлежат строгой охране.
Приложение 6
Птицы – опылители: колибри и нектарницы. Колибри обитают только в Америке, нектарницы – в Африке, Азии и Австралии. Они парят над растениями и, на лету, или цепляясь за ветки, сосут сок, всовывая тонкий клюв в цветок.
Приложение 7
Куриные имеют промысловое и спортивно – охотничье значение. В охотничьем промысле 1 место занимает рябчик, за ним следует белая куропатка, тетерев, глухарь, а на юге – востоке страны – фазан и бородатая куропатка. Цесарки, индюки, банкивские куры повсеместно одомашнены. Павлины, фазаны – на стадии одомашнивания, ведутся работы по одомашниванию перепелов, глухарей.
Приложение 8
Самая ценная утка – гага. Это морская птица, питающаяся в основном моллюсками. У нас распространена на Мурмане, Белом море, на арктических островах. Масса ее до 3 кг, но ценна она пухом, который незаменим для одежды альпинистов, полярников, летчиков. Ее видовое название по латыни- «молиссима» - «наимегчайшая». Пух гаги собирают в гнездах этой птицы. Пух убитой гаги на много хуже пуха, взятого из гнезда. По этому говорят, что убивающий гагу режет курицу, несущую золотые яйца.
Приложение 9
Большая роль принадлежит птицам в развитии науки, некоторых из пернатых используют в научных экспериментах, других – бионических исследований как живые модели для создания более совершенных технических систем.
Приложение 10
Сокращая численность насекомых вредителей, мышевидных грызунов, уничтожая семена и плоды сорных растений, выполняя роль санитаров в природе, птицы приносят большую пользу.
Приложение 11
Загадки о птицах.
1. Пашет парень-красавец,
Соха костяная,
Земля деревянная.
2. Черный цыган
Весной в гости приходит,
Осенью обратно уходит.
3. Умирает один раз,
Рождается дважды
Всю жизнь поет
4. Ходит по полю,
Но не конь.
Плавает на воде,
Но не мокнет.
5. У меня есть гости,
Все ходят в красных сапожках.
6. Шуба белая, сапоги красные,
Никогда их не снимает.
7. Осенью она улетает,
Весной обратно прилетает,
Гнезда своего не знает,
Послушаешь – годы считает.
Отгадки (даны в беспорядке): голуби, гусь, гусь, кукушка, петух, дятел, скворец.
Приложение 12
В США (Солт-Лейк-Сити) – поставлен памятник чайкам, спасшим город от нашествия саранчи;
В Лондоне – голубке, которая спасла в 1942 г. английскую подводную лодку;
В Париже – почтовым голубям, участвовавшим в первой Мировой войне.
Приложение 13
На гербах многих стран, в том числе и России, нашли себе место птицы. Орел изображен на гербах Австралии, Албании, Иордании, Колумбии, Мексики, России; белоголовый орлан – на гербе США; киви – на гербе Новой Зиландии; квезал – на гербе Гватемалы.
Приложение 14
Значение птиц | |
В природе | Для человека |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., ШИШКОВА Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московс...
Презентация "Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи"
В презентации дается характеристика речевого дыхания, рассматривается важность правильного дыхания для произношения звуков, излагаются основные принципы выполнения дыхательных упражнений, приводятся п...
Статья для родителей «Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи»
Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются ...
Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
Советы логопеда по развитию речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....