Взаимодействие взрослых с тревожными детьми.
консультация по психологии

Стряпихина Ирина Владимировна.

По результатам диагностических данных количество тревожных детей с каждым годом увеличивается. Проблема актуальна и требует большой практической работы. Каковы же алгоритмы взаимодействия с тревожными детьми?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_trevozhnost.docx46.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР №2 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»

454030, г. Челябинск, Краснопольский проспект, 1ж

Семинар- практикум с педагогами на тему:

ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЗРОСЛЫХ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ.

Подготовила

педагог- психолог

 1 категории И.В.Стряпихина

Г. Челябинск, декабрь, 2023г.

                     Психологам, часто приходится работать с детьми, страдающим заиканием, тиками, ночным и дневным энурезом, головными болями, вредными привычками (грызут ногти, сосут палец, ковыряют в носу и др.), а также агрессивностью, девиантным (нарушенным) поведением, онанизмом.

 - Как Вы думаете, что общего у таких детей?

-А это следствие – страхов, сформированных в раннем детстве.

 Страх гложет человека изнутри, из подсознания, не давая возможности радоваться жизни.

- Как Вы считаете, есть ли отличия тревоги от тревожности, от страха? Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения, обозначало «знак к битве».

Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы, гримасничает и др.

Тревога – это недифференцированный страх, когда человек не может четко определить, чего именно он боится или опасается; это генерализированный, диффузный беспредметный страх непонятно чего. В чем причина возникновения тревоги человек, как правило, не осознает, она появляется в ситуации, когда еще нет реальной опасности, но как будто что-то может или должно случиться.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, рассматривается, как личностное образование и/или как свойство 5 темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов»

Тревожные дети – это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Такие дети крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки.

Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

У тревожного ребенка могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе ребенок склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.

 Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня».

 Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них – все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.              Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

        Замечено, что уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта 7 разница.

          Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, педагоги. Девочки боятся так называемых «опасных людей» — пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: педагогов, соседа, полицейского и т.д.

Признаки тревожности:

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения задания очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

 6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему сняться страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнует

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

 16. Часто не может сдерживать слезы.

17.Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Правила работы с тревожными детьми, для педагогов 

 Избегать публичных порицаний и замечаний!

  Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).

 Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.

 Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.

 Не замечать ошибки, неудачи. В любой детской работе можно найти чтото достойное похвалы.

 Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.

  Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.

 Использовать наказание лишь в крайних случаях

.  Не унижать ребенка, наказывая его.

 Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся… Ну ничего, в следующий раз получится…) — уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.

 Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю….

 Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).

 Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для….

 Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…). 8  Не торопить! Давать время сообразить.  Когда торопится, останавливать, успокаивать.

  При необходимости повторить и уточнить инструкцию.

 Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

  Чаще используйте телесный контакт.

 Упражнения на релаксацию.

 Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе 

«Гусеница» 

Цель: учить доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе продвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой. Руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

«Смена ритмов» 

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение. Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: 54 раз, два, три, четыре ...Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

 «Зайки и слоники»

 Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поднимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки. Если слышат шаги человека? Дети разбегаются по группе, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет! Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра». Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

 «Волшебный стул»

 Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимодействия между детьми. В игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть больше 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

 «Похвалишки» 

Цель: повышение самооценки, значимости в коллективе. Все дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие. Ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами: «Однажды я...» Например: «Однажды я помог товарищу...» На обдумывание задания дается 2-3 минуты. После того, как вседети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо относиться к людям, окружающим нас.

«Слепой танец»

 Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения. «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку. (1-2 минуты). Потом дети меняются ролями. Помогите партнеру завязать повязку». В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожные дети отказываются закрыть глаза, успокойте и не настаивайте. Пусть танцует с 56 открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

 «Минута шалости» Может применяться для родителей.

Цель: Снять психоэмоциональное напряжение, создать настроение раскованности. Участникам предлагается превратиться в озорных котят, которые под веселую музыку бегают, прыгают, скачут. Рекомендации: Необходимо приготовить активизирующую Музыку, ведущему желательно выполнять упражнение вместе с группой. Если упражнение используется для детей, то в зависимости от возраста Можно изменить инструкцию, в более старшем возрасте предложить: «побегать так, как вы это делали в детстве, когда вам было хорошо и весело».

 «Настроение и походка» Может применяться совместно для родителей и детей.

Цель: Снять мышечное напряжение зажатость, учить учитывать невербальные жесты в общении. Ведущий просит всех участников изобразить свое настроение движениями тела, походкой: - покАпаем, как мелкий и частый дождик, а затем – как тяжелые большие капли. - Полетаем, как воробей, а затем - как чайка, как орел. - Походим как старая бабушка, как веселый клоун. - Пройдемся как маленький ребенок, который учиться ходить. - Дети, давайте осторожно подкрадемся к родителям, как кошка к птичке. - Попрыгаем на кочках на болоте. - Пройдемся как задумчивый человек. - Дети, а теперь побежим навстречу к родителями обнимем их. Рекомендации: Необходимо создать атмосферу непринужденности, 57 подбадривать участников. В зависимости от возраста подбирать настроения пантомиму.

Упражнения на мышечное расслабление «Олени»

 Представим себе, что мы олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки, они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох-выдох (3 раза). Посмотрите: мы олени, Рвется ветер нам навстречу! Ветер стих, Расправим плечи, Руки снова на колени, А теперь немножко лени... Руки не напряжены, А расслаблены. Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики. Дышится легко, Ровно и глубоко. «Загораем» Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Здесь можно предложить участнику самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы. Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох. Мы прекрасно загораем!Выше ноги поднимаем! Держим... Держим... Напрягаем...Загораем!Опускаем (резко опустить). Ноги не напряжены,а расслаблены!

«Пружинки»

 Цель: расслабление мышц ног. 58 Перед началом работы дети должны повторить упражнения на расслабление мышц рук. Руки не напряжены, а расслаблены. Наши руки так стараются, пусть и ноги расслабляются. Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох-выдох (3 раза). Что за странные пружинки Упираются в ботинки? Ты носочки отпускай, На пружинки нажимай... Нет пружинок - отдыхай! Руки не напряжены, Ноги не напряжены И расслаблены. Знайте, девочки и мальчики, - Отдыхают ваши пальчики. Дышится легко, ровно и глубоко.

 «Штанга» 

Цель: расслабление мышц ног и корпуса. Будем заниматься спортом. Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится, вдох-выдох. Мы готовимся к рекорду,будем заниматься спортом Штангу с пола поднимаем, (наклониться вперед) Крепко держим... (выпрямиться, руки вверх)И бросаем! 59 Наши мышцы не усталии еще послушней стали. Нам становится понятно,расслабление - приятно! Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

 «Шарик» 

Цель: расслабление мышц живота. Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар! Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь и выдох свободный, ненапряженный. Вот как шарик надуваем!И рукою проверяем (вдох) Шарик лопнул, выдыхаем,наши мышцы расслабляем... Дышится легко...Ровно... глубоко...

«Кораблик» 

Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, достает носком пола). Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох-выдох! Стало палубу качать!Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем,а другую расслабляем. Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряжение и расслабление мышцы ног. После обучения расслаблению ног, еще раз повторить позу покоя. Снова руки на колени,а теперь немного лени... Напряженье улетело,и расслаблено все тело...  Наши мышцы не устали,и еще послушней стали. Дышится легко, ровно и глубоко...

«Сосулька» 

Цель: Расслабление мышц рук. У нас под крышей белый гвоздь висит, Солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька) Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Я буду читать загадку, а вы будете изображать сосульку. Когда я буду читать первую строчку, вы сделаете вдох и поднимите руки над головой, а на вторую - уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетирует, выступаем. Здорово получилось! «Винт» Цель: Снятие мышечного зажима в области плечевого пояса. «Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали!» будем поворачивать корпус то вправо, то влево. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали… Стоп!»

 «Насос и мяч» 

Цель: Расслабить максимальное количество мышц. Данное упражнение можно проводить в паре: ребенок-родитель, ребенокребенок. «Разбейтесь по парам. Один из вас – большой надувной мяч, другой насос надувает этот большой мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на согнутых ногах, руки, шея, расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена. Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук звуком «С». С каждой подачей воздуха мяч становиться больше. Услышав звук «С», он: 1 - вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги, 2 - выпрямилось туловище, 61 3 - поднимается голова, 4 - надулись щеки, и руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча насос. Из мяча выходит воздух «Шшш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем,играющие меняются местами.

 «Буратино и Пьеро» 

Цель: Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы. Ход игры: Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.

 «Снеговик» 

Цель: Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Ход игры: Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь. Для снятия мышечного напряжения и стабилизации эмоционального состояния можно использовать релаксационные упражнения, психогимнастику, игры-драматизации. Релаксация Цель: снятие мышечного напряжения. Дети (родители) ложатся на ковер. 62 Инструкция: «Закройте глаза. Глубоко вдохните. Выдохните. Мы лежим на чудесной поляне и видим над собой голубое небо. Слушаем, как поют птицы, шелестит трава, журчит ручей. Вот, на соседний цветок села прекрасная бабочка… Вы видите, какие у нее замечательные разноцветные крылышки. Вот мы почувствовали аромат спелой земляники и свежеиспеченного хлеба – его испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку. А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную ароматную ягоду, и ощутим сладость спелой земляники. Шелковая трава нежно щекочет нам руки, ноги, лицо. Кто почувствует прикосновение, может открыть глаза». Рефлексия: Обсудить с детьми «увиденное».

Упражнение - релаксация «Цветок» 

Взрослый включает спокойную музыку. Дети приседают. Мы хорошие, разноцветные цветы, которые растут на очаровательной поляне. Ласкаются цветы на солнце (поглаживают себя по ручкам, плечах, лицу). Вдруг пошел дождь (дети стучат пальчиками по коврику, сначала медленно, а затем - сильнее). Цветы начали расти (медленно поднимаются). Вдруг налетел ветер, и цветы начали шататься (дети дуют и качаются в разные стороны). Психогимнастика Проводится между занятиями познавательного и продуктивного типа, под тихую спокойную музыку, желательно при приглушенном свете, а может использоваться на родительском собрании.

«Лицо загорает» 

Упражнение направлено на напряжение и расслабление мышц лица. «Подбородок загорает – подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает – подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови – качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу». Цель следующих упражнений: оптимальная работа мышц, разгрузка позвоночника, снятие динамического напряжения. «Потянулись» И.п.: лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища. Вдох – тянуть правую руку вверх, выдох – расслабиться. Вдох – расслабиться, выдох – тянуть руку вверх. Пауза – расслабиться. Повторить упражнение со сменой положения рук. «Растишка» И.п.: лежа на спине, обе руки вытянуть за головой. Вдох – максимально тянуть руки и ноги, выдох – расслабиться. Вдох – расслабиться, выдох – максимально тянуть руки и ноги. Пауза – расслабиться. «Аист» И.п.: лежа на спине, руки вытянуть вдоль туловища. Вдох – правую ногу тянуть с напряжением мышц, носок на себя; выдох – расслабиться. Вдох – расслабиться, выдох – тянуть ногу с напряжением мышц, носок на себя. Пауза – расслабиться. Выполнять упражнение левой ногой. «Гвоздик» И.п.: лежа на спине, руки вытянуть за головой. 64 Вдох – руки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя; выдох – расслабиться. Вдох – расслабиться, выдох — руки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя. Пауза – расслабиться. «Надуй шарик» И.п.: лежа на спине, руки согнуть в локтях, ладони сложить на животе. Вдох – напрягая мышцы пресса, живот надуть; выдох – живот втянуть. Повторить упражнение 3-4 раза.

 Игра-драматизация «Ваза» 

Педагог рассказывает историю про девочку Машу: - Девочка Маша стояла у раскрытого окна и смотрела на улицу. На столе у окна стояла ваза. Вдруг подул сильный ветер. Окно захлопнулось, а ваза упала. Девочка испугалась. И тут в комнату вошла мама ... Как вы думаете, что она сделала и что сказала дочери? Что могла бы она сделать еще? Если дети не могут найти подходящий выход из ситуации, то педагог предлагает им такой вариант: успокоить девочку; сказать, что ничего страшного не произошло, а потом выслушать ее объяснение того, что случилось на самом деле. Цель- развитие способности переживать, выработка умения узнавать эмоции по их проявлению. Педагог говорит: - Сейчас кто-нибудь из вас изобразит ребенка, который сильно испугался, и мы все вместе пожалеем, утешим его. Только делать это мы будем без слов, спомощью прикосновений. Дети выполняют задание.

Игра-драматизация: «Никто меня не любит»

 Данную историю можно разыграть самим детям, а можно в кукольном театре. Герои истории: собака Рекс и мальчик. 65 «Рекс шел по улице, опустив низко голову. Неделю назад хозяин выгнал его из дома. Хотя и дома Рексу жилось не сладко — хозяин бил его, дергал за уши и за хвост,— но на улице ему стало еще хуже. Ему было холодно и голодно. Наголодавшись и намучившись за день, он засыпал где-нибудь на сухих листьях или в пустой коробке. Не смотря на то, что дома его не любили, его все время тянуло к подъезду, где жил его хозяин – мальчик Витя. И хозяину собаки в эту ночь спалось плохо. Ему снился странный сон, что он — собака и идет по улице. Мальчик пытался объяснить прохожим, что он — человек и очень хочет есть, но прохожие только смеялись над его лаем, стараясь оттолкнуть от себя, даже уличные кошки и те - шипели на него. И Витя побрел куда глаза глядят. Вот, теперь и он стал никому не нужен, никто его не любит, как когда то Рекса. Утром он проснулся от мысли, как плохо Рексу на улице. И тотчас же побежал искать его. Только выбежал на улицу, сразу увидел Рекса, спящего в пустой коробке около подъезда. Мальчик взял его на руки, крепко, крепко прижал к себе и сказал: «Любимый мой Рекс, прости меня, я тебя очень люблю!» Рекс не помнил зла и любил своего хозяина всем своим сердцем, он только лизнул его в ответ». Рефлексия: Какие чувства испытывал Рекс, когда жил дома? А когда оказался на улице? Что чувствовал мальчик, когда был «собакой»? Почему Витя полюбил Рекса? И т.п. Игры-драматизации для родителей Можно предложить родителям обсудить следующие ситуации: • Вы находитесь дома. Вдруг из другой комнаты раздается звон бьющегося стекла. Вы вбегаете в комнату и видите своего ребенка, стоящего у осколков вашей любимой вазы. • Вы ссоритесь с близким человеком. Ребенок все слышит. Как вы думаете, что он может испытывать при этом? И как отреагировать, если малыш заплачет?  • Вы вместе с ребенком идете на прогулку. Он несет новую игрушку. В конце прогулки вы вдруг замечаете, что игрушки нет, где-то она потерялась и найти ее, увы, уже невозможно.

Мультипликационные фильмы, которые помогают справиться с тревожностью и страхами

Ох и Ах», Юрий Прытков. О двух соседях – оптимисте Ахе и пессимисте Охе;

 «Песочник» - мультфильм о маленьком птенчике, который боялся воды, а потомобнаружил, как справиться со своим страхом;

 «Паровозик Тишка - Чего боится страх?» На помощь приходит… смех и воображение!Страх надо… напугать! Страх боится смеха!!

 «Как преодолеть страх» - сборник серий мультфильма «Жила-была Царевна». В мультфильме хорошо показано, как ведут себя родители (особенно, папа) Царевны, когда ее одолевают разные страхи: страх монстров и темноты, врачей, воды, страх проиграть;

 «Монсики - Страх страхов». Это мультсериал про эмоции;  «Ничуть не страшно». История о том, как два брата преодолевают все страхи, чтобы сделать подарок маме – преподнести ей вазу с цветами;  

«Тараканище», «Бармалей», «Краденое солнце» и «Муха-цокотуха», Корней Чуковский;

 «Про бегемота, который боялся прививок», Владимир Сутеев;

 «У страха глаза велики», русская народная сказка;

 «Приключения Дук-ду», Валентина Путилина;  

«Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», Дмитрий Мамин-Сибиряк;

 «Приключения желтого чемоданчика», Софья Прокофьева.

Типы родителей, которые могут провоцировать проблемы детей:

  Родители-наседки. Пытаются оградить детей от любых проблем и опасностей. Из-за гиперопеки дети не могут быть самостоятельными, ощущают беззащитность перед миром и не могут добиваться успехов сами.  Родители-прожектеры, сами не добившиеся особых успехов в жизни, пытаются реализовать их в своем ребенке. Либо другой вариант – люди с высоким положением в обществе требуют от своего отпрыска соответствия статусу. Желание подогнать ребенка под идеалы приводит к тревожности, малыш боится разочаровать родителей и не оправдать их надежд.  Родители-спартанцы. Желают всеми правдами и неправдами воспитывать характер и волю, слишком «закручивая гайки». Они игнорируют или высмеивают проблемы детей, что ведет к тому, что ребенок ощущает себя неудачником. В работе с тревожными детьми, наша задача, с одной стороны, выстроить доверительные отношения со взрослыми, осуществляющими воспитание ребенка в семье (прежде всего мамами малышей), а с другой стороны обеспечить ребенку в среде учреждения возможность расслабиться, ощутить себя безопасно и тем самым способствовать его развитию. Три типа особых требований, которые могут приводить к внутренним конфликтам личности ребенка, что служит причиной повышенной тревожности: • Требования, которые противоречат друг другу. Когда родители не могут договориться между собой, либо, когда желания родителей идут вразрез с правилами дошкольного учреждения. • Слишком завышенные или же неадекватные возрасту и способностям ребенка требования. Например, если ребенок не способен в силу анатомии и 26 физиологии к спортивным достижениям, а родители непременно хотят сделать из него звезду спорта. • Негативные (или отрицательные) требования, унижающие честь и достоинство малыша, подчеркивающие его зависимость от решений взрослых. Например, мужчины-отцы требуют перестать капризничать, иначе не будут покупать ребенку игрушки или не будут брать его с собой. Представленные ниже игры и упражнения для детей, направленные на снижение тревожности, можно условно разделить на несколько групп: 1. Игры, направленные на контакт с ребенком, способствующие сенсорному насыщению малыша, в таких играх ребенок лучше ощущает собственное тело, может его контролировать, а значит способен в дальнейшем проявлять интерес к окружающему пространству 2. Игры, способствующие повышению самооценки ребенка, направленные на процесс деятельности, принятие окружающими результатов работы ребенка, 3. Двигательные шумные игры, способствующие снижению эмоционального напряжения и отработке у ребенка навыков владения собой в травмирующих ситуациях Рекомендации по снятию тревожности у детей, о которых стоит помнить взрослым.  Нельзя угрожать ребенку, в том числе физическими наказаниями или нереальными действиями («Отдам тебя чужим людям, если не будешь слушаться» и др.). Дети воспринимают слова родителей очень серьезно.  Откажитесь от криков, ругани на ребенка, особенно при других людях.  Нельзя использовать уничижительные выражения и оскорбления, они снижают самооценку детей.  Стоит отказаться от практики сравнения ребенка с другими детьми, каким бы ни было это сравнение (позитивным или негативным).  Не стоит постоянно критиковать ребенка, лучше перевести это в разряд советов (но в меру) или инструкций. 27  Не нужно предъявлять к ребенку завышенных требований, всегда нужно учитывать его индивидуальность.  Откажитесь от практики извинений за любые проступки. Важно, чтобы дети честно объясняли причины своего поведения.  Не нужно требовать проявления смелости, детям нужно привыкнуть к новой обстановке или людям.  Не нужно заставлять ребенка соревноваться с другими, особенно в тех областях, где он не силен.  Нельзя ставить под сомнение авторитет других людей (воспитателя, другого родителя, бабушки), требуя, чтобы ребенок слушал только вас.

Рекомендации по повышению самооценки родителей 1. Постарайтесь более позитивно относиться к жизни: используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений, если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на что-то приятное. 48 2. Относитесь к людям так, как они того заслуживают: выискивайте в каждом человеке не недостатки, а их позитивные качества. 3. Относитесь к себе с уважением: составьте список своих достоинств, убедите себя в том, что вы имеете таковые. 4. Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе: чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос, стоит ли что-то изменить в себе, если да - то не откладывайте. 5. Начинайте принимать решения самостоятельно: помните, что не существует правильных и неправильных решений, любое принятое вами решение вы всегда можете оправдать и обосновать. 6. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние: приобретайте любимые книги, кассеты, имейте и любите свои «слабости». 7. Начинайте рисковать: принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала будет невелика. 8. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите. 9. Помните, от вашей самооценки зависит самооценка и уровень тревожности вашего ребенка. Будьте терпеливы и не опускайте руки! Работа с тревожными детьми проводится в следующих направлениях • Повышение самооценки(называть по имени, хвалить, даже за незначительные успехи и особенно в присутствии других детей); • Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях(применять сюжетно-ролевые игры; сочинять совместно с ребенком и использовать авторские сказки, истории, мультипликационные фильмы; рисовать страхи и обсуждать их); • Снятие мышечного напряжения (игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, психогимнастика); • Работа с родителями(просвещение на собраниях, через наглядно- 49 демонстрационные материалы на сайте, в родительских уголках, адресная помощь родителям, испытывающих тревожность). Основные правила работы педагогов с тревожными детьми  Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость(лучше не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления).  Не сравнивайте ребенка с окружающими (сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка).  Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.  Способствуйте повышению самооценки ребенка – чаще хвалите его, но так, чтоб он знал, за что.  Чаще обращайтесь к ребенку по имени.  Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.  Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.  Будьте последовательны в воспитании ребенка (не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше).  Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.  Используйте наказание лишь в крайних случаях.  Не унижайте ребенка, наказывая его.  Осторожно и дозировано используйте критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее (старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его сверстников).  «Разрешите» ошибаться и спокойно относиться к ошибкам, мотивируйте желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.  Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д. 50  Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно устанавливать с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.  Не используйте ярлыки, так как ребенок не может быть плохим во всем.  Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребенка. Профилактика тревожности у детей 1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. 2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше. 3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку что-то дается с трудом, лучше лишний раз помогите ему, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить. 4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. 5. Если вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в своей любви и поддержке. 6. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты. Рекомендации педагогам при работе с тревожными детьми 1. Желательно хвалить ребенка даже за незначительный успех. 2. Спрашивайте ребенка в середине занятия. 3. Избегайте заданий на время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных. 4. Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад). 5. Предъявляйте адекватные требования к ребенку. 6. Используйте на занятиях визуальную поддержку. 51 7. Перед началом занятия выполняйте с детьми задания на снижение тревожности. 8. Снижайте количество замечаний. 9. Чаще обращайте к ребенку по имени. 10. Наказывая ребенка, не унижайте его. 11. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии других детей. 12. Постепенно приобщайте ребенка к новым заданиям. 13. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах. 14. Избегайте длинных нотаций. 15. Обратите внимание на ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка). Рекомендации родителям тревожных детей 1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, предполагающих скорость выполнения. 2. Не сравнивайте своего ребенка с окружающими. 3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. 4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. 5. Чаще обращайтесь к нему по имени. 6. При общении используйте контакт «глаза в глаза», что вселяет доверие в душу ребенка. 7. Поощряйте ребенка за его успехи, даже самые не значительные. 8. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте ребенку во всем примером. 9. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. 10. Будьте последовательны в воспитании ребенка. 11. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. 12. Используйте наказание лишь в крайних случаях. 13. Не унижайте ребенка, наказывая его! 52 14. Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его в гости к знакомым людям. 15. Расширяйте маршруты прогулок, учите спокойно относиться к новым местам. 16. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужими взрослыми». 17. Чаще слушайте спокойную, расслабляющую музыку, звуки природы, особенно перед сном. 18. За два часа до сна исключите просмотр телепередач и игры за компьютером. Эмоциональное неблагополучие ребенка (тревожность, страхи) могут вызвать наказания в семье. Здесь важно родителям уметь не выплескивать свое негативное состояние на ребенка, а найти правильный подход к нему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие с тревожными детьми"

В моем материале Вы можете узнать и помочь деткам, которые нуждаются в Вашей помощи.- Критерии выявления тревожного ребенка.  -Анкета по выявлению тревожного ребенка.-Причины появления и развития...

статья "Взаимодействие с тревожными детьми" опубликованная в сборнике заочной международной конференции.

Моя статья опубликованная в сборнике заочной конференции. VI Международная научно-практическая конференция «СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ: ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА».Рассказала о работе с де...

ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

тренинг эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми...

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми

Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающихскоростьНе сравнивайте ребенка с окружающимиЧаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксациюСпособствуйте повышению самооценки ребе...

Взаимодействие педагогов с тревожными детьми

Рекомендации педагогам по взаимодействию с тревожными детьми, с примерами групповых игр и упражнений....

семинар на тему: "Взаимодействие взрослых с тревожными детьми через театрализованную деятельность"

По нашим наблюдениям к нам в группу приходит очень много тревожных детей и у все это проявляется в разных сферах деятельности....