Школа молодого педагога: "Как сообщить родителям о плохом поведении ребенка"
методическая разработка по психологии

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями всегда является актуальной проблемой. Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: "Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями". Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_molodogo_pedagoga_konsultatsiya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 14 «Солнышко»

«Школа молодого педагога».

Консультация для воспитателей:

«Как сообщить родителям о плохом поведении ребёнка?»

Подготовила: педагог-психолог

МБДОУ №14 «Солнышко»

Сайкина Н.В.

г. Ковдор

2022г

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения, с родителями всегда являлось актуальной проблемой. Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями.

Наблюдая за современными родителями, выделим три категории родителей:

  • Равнодушные родители (стремящиеся быстро передать ребёнка воспитателю утром и также забрать вечером). Например: «Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает.
  • Вторая категория-это конфликтные родители (постоянно находящие повод для выяснения отношений, предъявления претензий). Такие родители, в большинстве своём жалуются на то, что не могут получить конкретных советов по поводу развития ребёнка, и на безразличное, как они считают, отношение к детям. Например: «Незаинтересованность воспитателя в моём ребёнке», «Воспитатель не слышит, что я ему говорю о своём ребёнке». Такие родители находят любой повод для конфликта.
  • Третья категория родителей вообще не понимают, зачем это нужно, заниматься воспитанием ребёнка. Они считают, что компьютер и телевизор заменят всё, и общение, и обучение, и воспитание.
  • Последняя категория - молодые родители и  родители из неблагополучных семей. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общем деле воспитания ребёнка.

Педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Поэтому одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями. Они предполагают наличие высокого уровня взаимного доверия и возможность организовать конструктивный диалог, определять пути эффективной помощи детям. Без партнерства даже самый квалифицированный педагог, использующий самые современные методы, не добьется большого успеха.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребёнка, быть уверены в хорошем отношении к нему. Живёт заботой о нём. Это вызывает у них откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят совета.

Поэтому педагогу важно:

устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им;

предвидеть результаты общения;

управлять своим поведением;

проявлять гибкость в общении с родителями;

владеть этикетными нормами речи и поведения;

вовремя осознать собственные ошибки и трудности;

признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;

уметь планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

обладать развитыми коммуникативными навыками.

Примерный кодекс общения:

1.Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении,  подавать пример воспитанности и такта.

2.Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

3.Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

4.Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

5.В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Воспитателям часто необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о ребенке, если в этом есть необходимость.

Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать и понять друг друга. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам.

Педагогам необходимо знать, как избежать подобных конфликтов.

Рекомендация 1. Эмоциональная настройка на сотрудничество

Перед общением с родителем необходимо позаботиться о своём эмоциональном состоянии.

Если педагог недоволен ситуацией из-за действий ребёнка, его слова могут прозвучать как критика и осуждение по отношению и к ребёнку, и к родителю. Скорее всего, такой разговор родитель воспримет как нападение и будет защищаться.

Необходимо осознать, что вы разозлились на ситуацию. В таком случае к сотрудничеству с родителями вы сейчас не готовы. Вам необходимо эмоционально отключиться от ситуации. Неплохо, чтобы восстановить психологический баланс, переключить своё внимание.

Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и задать вопросы себе: «Какое препятствие эта ситуация создаёт в моей работе как педагога?».

«Какую сложность ситуация создаёт для успешной социализации ребёнка?».

Только после этого можно настроиться на сотрудничество с родителями.

При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребёнке. Вам необходимо аргументировать свою позицию и применить технику активного слушания. Педагогу важно дать понять родителям, что цель у них общая - развивать ребёнка.

Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения

Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать разногласий и ссор с ними. Рассмотрим следующие техники.

Техника «От негатива к позитиву»

Педагог сообщает важную информацию о ребёнке родителю в позитивном ключе. Это поможет родителям настроиться на сотрудничество.

С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда за своего ребёнка. Акцент в этой технике делается на достижениях ребёнка.

Примеры перефразирования в таблице. Таблица «От негатива к позитиву»

№ п/п

Негативная форма

Позитивная форма

1

«Ваш ребёнок плохо себя ведёт. Он дерётся с другими детьми»

«Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно. Но ему бывает трудно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми»

2

«Ваш ребёнок гиперактивный, неусидчивый, непослушный».

«Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Он, конечно, будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать задание до конца»

3

«У вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают».

«Ваша дочь всегда знает, что хочет и способна настаивать на своих желаниях. Она очень целеустремленная. Но ей бывает трудно в ситуации ограничений. Мы можем вместе с Вами подумать, как ей в этом помочь»

Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем»

В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам.

Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.

Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.

Техника «Речевые штампы для сотрудничества»

Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований.

Например, начинайте разговор с фразы: «Не смогли бы Вы…», «Я прошу…»

Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей :

«Вы не замечали, что…»; «Как вы думаете, с чем это может быть связано?»

Хорошо в разговоре с родителями использовать технику «Я-высказывание».

Например, «Меня очень тревожит, что…»; «Я начинаю беспокоиться…» и т. д.

Далее можно предложить родителям совместный поиск решения проблемы.

«Давайте вместе попробуем поступить…»; «Если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в…» и т. д.

Техника «Речевой стиль «адвокат».

Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям.

Примеры фраз этого речевого стиля.

-«Какой бы серьёзной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход из неё, и я протягиваю Вам руку помощи»;

- «Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребёнка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»;

-«Я - педагог, и моя профессиональная задача - дать знания ребёнку, которые он сможет использовать в жизни».

Заключение:

У любого плохого поведения детей есть определенные причины, которые не всегда легко обнаружить. Часто это поведение достигает своей цели, в результате чего ребенок получает то, что он хочет (внимание, сладости, игрушки). Оно может быть показателем нормы, т.е. ребенок ведет себя в соответствии с тем, что он видит дома.

Далеко не всегда плохое поведение является показателем недостатка воспитания. Часто это способ самовыражения, когда ребенок чувствует страх, гнев или любые другие эмоции. Объясняется это тем, что он просто не умеет правильным образом самовыражаться, в результате чего он плохо себя ведет.

Именно понимание этой проблематики позволит оказать необходимую педагогическую помощь ребенку. Но не менее важным является контакт с родителями, без участия которых невозможно устранить данную ситуацию. Беседа с родителями по поводу плохого поведения их ребенка – это необходимый шаг на пути завоевания их доверия, поэтому нужно правильным образом настроиться на этот контакт.

Список литературы:


1. Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком.Как?»

2. Шеридан Мэри «Развитие детей» - 3-е изд.,- 1975г.

3. Лешли Д. «Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. для воспитателей. – М., 1991г.

4. Петрановская Л. В. "Если с ребенком трудно"

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Принципы взаимодействия с родителями

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями:

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход:

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество:

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно:

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность:

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Причины плохого поведения ребенка Статья по детской возрастной психологии "Ребенок-катастрофа, или 5 причин плохого поведения детей"

Статья предназначена для родителей, которые не могут справиться со своими детьми и ищут ответы на вопрос «Почему мой ребенок себя плохо ведет?». То, о чем пойдет речь ниже, является ч...

КАК ГОВОРИТЬ С РОДИТЕЛЯМИ О ПЛОХОМ ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

КАК ГОВОРИТЬ С РОДИТЕЛЯМИ О ПЛОХОМ ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ Научите педагогов специальным техникам общения, чтобы они могли донести до родителей информацию о плохом поведении реб...

Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка. Рекомендации педагогам

Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка.Рекомендации педагогам(Бочарова А. Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка. Рекомендации педагогам // Справочник педагога-психолога. Д...

Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка. Рекомендации педагогам.

Техники общения для педагогов, которые они могли бы использовать в работе с родителями....

Консультация для педагогов "Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка"

Педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать дру...

Памятка для педагогов «Как сообщить родителю о плохом поведении ребенка»

Памятка для педагогов«Как сообщить родителю о плохом поведении ребенка»Каждый родитель воспринимает своего ребенка как часть себя, поэтому любая негативная информация побуждает его начать ...

Консультация для педагогов. Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка

Как разговаривать с родителями о поведении ребенка? Как донести мысль и не обидеть?...