Аналитическая справка "Психодиагностика поведения в конфликте воспитателей ДОУ"
тест по психологии

Форостьян Тамара Михайловна

Объект исследования – поведение в конфликте.

Предмет исследования – диагностика поведения в конфликте воспитателей ДОУ.

Цель исследования – провести диагностику стиля поведении в конфликте воспитателей ДОУ с использованием теста К. Томаса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_povedenie_v_konflikte.docx64.85 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

Психодиагностика поведения в конфликте воспитателей ДОУ была проведена на базе МДОУ «Детский сад №12 «Маленькая страна»

Объект исследования – поведение в конфликте.

Предмет исследования – диагностика поведения в конфликте воспитателей ДОУ.

Цель исследования – провести диагностику стиля поведении в конфликте воспитателей ДОУ с использованием теста К. Томаса

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. Первый этап заключался в проведении тестирования (каждому студенту давался сам опросник с прилагаемой к нему инструкцией и бланк для ответов).

2. Вторым этапом была обработка полученной информации с помощью ключа к методике (подсчитывалось число совпадений с ключом, далее все переводилось в проценты).

3. Третьим этапом на основе обработанных данных строились таблицы и диаграммы.

4. На последнем, четвертом этапе, делались выводы о том, какие стратегии поведения в конфликтной ситуации преобладают у воспитателей ДОУ.

При выполнении эмпирического исследования применялся тест К. Томаса - методика изучения стиля поведения, личной предрасположенности к конфликтному поведению. Тест Томаса представляет собой стандартизованный опросник.

Цель: определение стиля поведения, изучение личной предрасположенности к конфликтному поведению.

Инструкция: «Вам предлагается 30 пар несложных суждений. Каждое суждение описывает возможное поведение человека в ситуации общения с другим человеком. Каждый раз читайте подряд два суждения (А и Б) и выбирайте то, которое в большей степени характеризует ваше собственное поведение. Выбранное суждение отметьте».

Инициалы

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Участник №1

3

5

6

10

6

Участник №2

0

8

11

7

4

Участник №3

3

8

7

9

3

Участник №4

1

7

8

5

6

Участник №5

0

9

11

7

3

Участник №6

2

9

9

4

5

Участник №7

4

4

8

6

8

Участник №8

0

8

8

8

6

Участник №9

3

4

7

8

8

Участник №10

6

8

6

5

5

Участник №11

2

4

9

10

5

Участник №12

0

8

6

7

9

Участник №13

5

8

6

4

7

Участник №14

1

7

10

6

6

Участник №15

3

6

8

8

5

Сырые данные

33

103

120

104

86

Средний показатель

Стратегия поведения

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Средний показатель по выборке

2.2

6.8

8.0

6.9

5.7

Итак, мы видим, что наиболее выражена стратегия компромисса. Сотрудники пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. В этом плане стиль компромисса несколько напоминает стиль сотрудничества, однако  осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же, но знают, что одновременные желания невыполнимы, например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться". Стиль компромисса требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник их чего-то добился, помня при этом, что делится какая-то конечная величина и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены.

Одним из недостатков стиля является то, что одна сторона может, например, преувеличить свои требования, чтобы потом показаться великодушной или уступить раньше другой. В такой ситуации возможно ни одна сторона не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет ее нужд. Следует также учесть и то, что если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, то он может быть далеко не самым оптимальным исходом конфликтной ситуации.

Исходя из таблицы можно сделать выводы, что уровень направленности на интересы соперника и свои интересы  в педагогическом коллективе достигает среднего при выборе метода «уступка» и высокого при выборе метода «сотрудничество». Что подтверждают показатели средних баллов.

Вывод: Исходя из проделанной работы и полученных в результате исследования данных можно утверждать, что в исследуемом педагогическом коллективе сложилась довольно благополучная ситуация. В целом можно говорить о том, что в коллективе созданы все условия для эффективного общения.

Стремление к здоровой конкуренции педагогов с высокой квалификацией компенсируется стратегией избегания и приспособления молодых педагогов. Наиболее существенным результатом можно считать то, что и молодые педагоги, и педагоги с высокой квалификацией ориентируются на стратегию сотрудничества как на наиболее эффективную и конструктивную стратегию поведения в коллективе, видят общие цели своей работы и независимо друг от друга высоко оценивают результаты совместной деятельности.


Итак, стили избегания и приспособления не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При конкуренции и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. При избегании и приспособлении решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.

К.У. Томас и Р.Х. Килмен разработали классификацию основныхстратегий поведения в конфликтной ситуации [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Они выделяют пять основных стилей поведения при конфликте:

  • приспособление,
  • компромисс,
  • сотрудничество,
  • игнорирование,
  • соперничество или конкуренция.

Система позволяет оценить для каждого человека его собственный стиль разрешения конфликта. Стратегия поведения в конфликте определяется той мерой, в которой член коллектива хочет удовлетворить собственные интересы (действуя активно или пассивно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Сущность различных стратегий поведения в конфликте хорошо отражается на координатной сетке, где на абсциссе фиксируется уровень направленности на интересы других людей, вовлеченных в конфликт, а на ординате – уровень направленности на собственные интересы (см. Рис. 1).

Рисунок 1. Двухмерная модель Томаса - Килменна

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели нужно учитывать, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

  • содержания предмета конфликта;
  • ценности межличностных отношений;
  • индивидуально-психологических особенностей личности.

Стиль конкуренции или соперничества. Этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. По статистике более 70% всех случаев в конфликте — это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интересы другой стороны. Его может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью.

Однако следует иметь в виду, что эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты, так как проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытается саботировать его. Кроме того, тот, кто сегодня проиграл, завтра может отказаться от сотрудничества.

Сотрудничество — наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем он наиболее эффективен при разрешении конфликтных ситуаций. Преимущество его в том, что вы находите наиболее приемлемое для обеих сторон решение и делаете из оппонентов партнеров. Он означает поиск путей для вовлечения всех участников в процесс разрешения конфликтов и стремление к удовлетворению нужд всех. Такой подход ведет к успеху в делах и личной жизни. Установлено, что там, где выигрывают обе стороны, они более склонны исполнять принятые решения, поскольку они приемлемы для них, и обе стороны принимали участие во всем процессе разрешения конфликта.

Стиль компромисса находится в середине сетки Томаса-Килменна. Суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако  осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же, но знают, что одновременные желания невыполнимы, например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться". Стиль компромисса требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник их чего-то добился, помня при этом, что делится какая-то конечная величина и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены.

Одним из недостатков стиля является то, что одна сторона может, например, преувеличить свои требования, чтобы потом показаться великодушной или уступить раньше другой. В такой ситуации возможно ни одна сторона не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет ее нужд. Следует также учесть и то, что если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, то он может быть далеко не самым оптимальным исходом конфликтной ситуации.

В конечном счете стиль компромисса при разрешении конфликта можно использовать в следующих ситуациях:

• обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;

• удовлетворение желания одной из сторон имеет для нее не слишком большое значение;

• возможно временное решение, так как нет времени для выработки другого; или же другие подходы к решению проблемы оказывались неэффективными;

• компромисс позволит хоть что-то получить, чем все потерять.

Стиль уклонения реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у нее нет нужды отстаивать свои права, или же сторона ни с кем не сотрудничает для выработки решения и невовлеченность в него не отражается на развитии конфликта либо просто сторона не желает тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также использовать в   тех случаях, когда одна из сторон обладает большой властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль также применим, когда стороне приходится иметь дело с конфликтной личностью.

Конфликтующая сторона может использовать стиль уклонения, если она:

• считает, что источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с другими более важными задачами;

• знает, что не может или даже не хочет решить вопрос в свою пользу;

• обладает малой властью для решения проблемы желательным для нее способом;

 • хочет выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение;

• считает, что решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

• подчиненные сами могут урегулировать конфликт;

• решение проблемы может ухудшить ваше здоровье;

• когда в конфликте участвуют трудные с точки зрения общения люди — грубияны, жалобщики, нытики и т.п.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки.

Точно также, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликтов не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей в рамках мероприятий ко дню открытых дверей в детском саду на тему: «Стратегии поведения в конфликте»

Консультация проходила в режиме "мозгового штурма", и родители являлись полноправными участниками нашего мероприятия. Они задавали интересующие вопросы, высказывали свое мнение по проблеме. Говорили м...

Семинар-практикум для педагогов "Конструктивное поведение в конфликте"

Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.Задачи: обучить методам нахождения решения в конфликтных ситуациях; помочь уча...

«Диагностика поведения в конфликте с использованием теста К. Томаса»

Глубинные преобразования современного общества, возникший в их процессе системный кризис затронул не только важнейшие сферы жизнедеятельности людей: политику, экономику, культуру, но и глубоко проник ...

Кодекс поведения в конфликте

15 правил поведения в конфликтной ситуации...

Стили поведения в конфликте

Стили поведения в конфликте...

Семинар-практикум для педагогов: «Конструктивное поведение в конфликте»

Цель: предоставление возможности участникам семинара получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.Задачи:обучить методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;помочь участникам науч...