Консультация для родителей в рамках мероприятий ко дню открытых дверей в детском саду на тему: «Стратегии поведения в конфликте»
консультация на тему

Игнатьева Ксения Сергеевна

Консультация проходила в режиме "мозгового штурма", и родители являлись полноправными участниками нашего мероприятия. Они задавали интересующие вопросы, высказывали свое мнение по проблеме. Говорили мы о конфликтах, какие они бывают и как их разрешать. Разобрали стратегии поведения в конфликте, на примерах увидели яркое применение каждой. Каждый родитель заполнил тест К. Томаса и выявил свою стратегию поведения в конфликтных ситуациях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей в рамках мероприятий ко дню открытых дверей. Тема: «Стратегии поведения в конфликте»

  1. Использование метода «мозговой штурм» при ответе родителей на вопросы:
  • Что такое конфликт? (конфликт – это…. Скандал, ссора, противодействие, борьба, соперничество и т.д.)
  • Какие чувства у Вас возникают при слове «конфликт»?
  • Как Вы считаете, конфликт – это хорошее или плохое явление?
  • Какие могут быть плохие последствия от конфликта, а какие хорошие? (записать все ответы родителей на листок)

  1. Теоретическая часть.

Конфликты есть и будут в жизни каждого человека. Американский психолог Ч. Диксон писал: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте ваш пульс».

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов разных людей. 

Причинами конфликтов могут стать материальные и духовные ценности. Материальные (вещи, деньги, собственность, одежда и т.д.) Духовные (статус в обществе, занимаемая должность, уважение, любовь и т.д.)

Конфликты бывают внутриличностные (разворачиваются «в голове» одного человека), межличностные (противоречия между двумя людьми), межгрупповые (имеет место между двумя группировками, к примеру, два молодежных направления конфликтуют между собой, эмо и готы), межнациональные (между представителями разных национальностей), межгосударственные.

Жизнь невозможна без конфликтов и поэтому нам необходимо правильно выбирать стратегию поведения в конфликтной ситуации для того, чтобы нанести себе меньший вред.

Существует 5 стилей поведения в конфликте: соперничество, приспособление, избегание, компромисс и сотрудничество.

  1. Проведение тестирования Томаса-Килмана «Выбор стратегии поведения в конфликте»

  1. Стили поведения в конфликте на примере сказочных героев.

        

 Сюжет любой сказки всегда состоит из какого-либо конфликта, его развития и разрешения. В волшебной сказке — это всегда конфликт народного героя со злыми силами. Давайте рассмотрим на примере героев сказок способы поведения в конфликтной ситуации.

Существует пять стилей поведения в конфликте:


1. Соревнование (конкуренция).

Стиль поведения

Описание стиля

Недостатки

Соревнование

Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины;  испорченные отношения

Яркий пример такого поведения в конфликте можно увидеть в басне И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука».

Мы считаем, что данный стиль поведения в конфликте  является неэффективным.

2. Уклонение (избегание)

Стиль поведения

Описание стиля

Недостатки

Уклонение (избегание)

Уход от ответственности за решения

Переход конфликта в скрытую форму

Такой стиль поведения в конфликте мы можем увидеть в известной русской народной сказке «Колобок».

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…»

Конец этой сказки всем известен, колобку удалось уйти от зайца, от волка, от медведя, а «Лиса его, ам и съела!»

3. Приспособление

Стиль поведения

Описание стиля

Недостатки

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет собственных интересов

Вы уступили, решение откладывается.

Данный стиль поведения в конфликте описан в русской народной сказке «Заюшкина избушка». Заяц не смог отказать лисе и пустил ее переночевать, за что и поплатился. Только благодаря отважному петуху, заяц не остался без крыши над головой.

4. Компромисс

Стиль поведения

Описание стиля

Недостатки

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены

Такой способ поведения в конфликте мы увидели в русской народной сказке «Мужик и медведь». Исход ситуации, в которой оказались мужик и медведь, ни одного из этих героев не обрадовал. Медведь остался без пищи, а мужик без поля. «И с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла».

5.Сотрудничество

Стиль поведения

Описание стиля

Недостатки

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Временные и энергетические затраты.

На примере русских народных сказок «Сивка-бурка», «По щучьему велению» мы можем пронаблюдать самый на наш взгляд эффективный способ поведения в конфликте. Судите сами, обе конфликтующие стороны получили взаимную выгоду: Емеля отпустил щуку, а та в благодарность исполнила все его желания, также и Иванушка-дурачок обрел друга в лице Сивки-Бурки, который помог ему в трудной ситуации.

Вывод: наиболее эффективным способом поведения в конфликте является сотрудничество.

Терпимость к другому человеку, культуре, традициям является основой хороших отношений между людьми во всем мире. Нужно учиться самим и учить своих детей навыкам правильного общения, быть терпимым, находить общее, строить доверительные отношения, сотрудничать, принимать других такими, какие они есть, тогда и конфликтов вашей жизни будет меньше.

СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

(ТЕСТ К.ТОМАСА)

Инструкция: Перед Вами тридцать пар суждений. В каждой паре выберите то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения.

  1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 
    Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
  2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. 
    Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
  3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
    Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
  4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. 
    Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  5. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. 
    Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  6. А) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. 
    Б) Я стараюсь добиться своего.
  7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 
    Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.
  8. А) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего. 
    Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 
    Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
  10. А) Я твердо стремлюсь достичь своего. 
    Б) Я пытаюсь найти компромиссные решения.
  11. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. 
    Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
  12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. 
    Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  13. А) Я предлагаю среднюю позицию. 
    Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
  14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. 
    Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
  15. А) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 
    Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
  16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого. 
    Б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
  17. А) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего. 
    Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 
    Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  19. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. 
    Б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. 
    Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
  21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 
    Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. 
    Б) Я отстаиваю свои желания.
  23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 
    Б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям. 
    Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
  25. А) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 
    Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  26. А) Я предлагаю среднюю позицию. 
    Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
  27. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. 
    Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
    Б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
  29. А) Я предлагаю среднюю позицию. 
    Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
  30. А) Я стараюсь не задеть чувств другого. 
    Б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ к тесту

соперничество

сотрудничество

компромисс

избегание

приспособление

1

A

Б

2

Б

A

3

A

Б

4

А

Б

5

A

Б

6

Б

А

7

Б

А

8

А

Б

9

Б

А

10

А

Б

11

А

Б

12

Б

А

13

Б

А

14

Б

А

15

Б

А

16

Б

А

17

А

Б

18

Б

А

19

А

Б

20

А

Б

21

Б

А

22

Б

А

23

А

Б

24

Б

А

25

А

Б

26

Б

А

27

А

Б

28

А

Б

29

А

Б

30

Б

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

Сценарий концертной программы "День открытых дверей" в детском саду

Сценарий концертной программы "День открытых дверей" в детском саду...

День открытых дверей в детском саду на тему: Разговор о правильном и здоровом питании

День открытых дверей в детском садуТема: Разговор о правильном и здоровом питании...

День открытых дверей в детском саду. Тема : « Путешествие в сказочный зимний лес».

Цель. Воспитывать интерес к музыкально- художественной деятельности; взаимодействие со взрослыми....

Конспект открытого мероприятия "День открытых дверей в детском саду".

День открытых дверей в детском саду для детей и родителей с мастер-классом....

Семинар - практикум для родителей на день открытых дверей в детском саду

Тема: «Нейроигры - залог успешного развития ребенка!»Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в развитии детей дошкольного возраста, применение в домашних условиях комплексов н...