Буклет "Общаться с родителями.Как?"
методическая разработка по психологии

Тетерина Татьяна Леонидовна

Буклет включает примерный кодекс общения педагогов с родителями, знакомит с этапами установления доверительных отношений, рекомендациями по общению с родителями, речевыми формулами для общения с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_obshchatsya_s_roditelyami._kak.docx70.83 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный кодекс общения педагогов с родителями

1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Этапы установления доверительно-деловых отношений

Первый этап установления доверительных отношений - создание у педагога и трансляция родителям положительного образа ребенка.

На втором педагог передает родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить сформировать у родителей установку на сотрудничество.

На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка.

Четвертый этап установления доверительно деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях личности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспитание, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие.

Стадии контактного взаимодействия:

- накопление согласия;

- поиск совпадающих интересов;

- взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принципов;

-выявление качеств, опасных для взаимодействия;

- реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации;

- согласованное взаимодействие

Уважаемые педагоги, помните:

1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

«Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями

Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?

- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…

- Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами….

- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации, что мы можем предпринять?. (дождаться первого предложения от родителя)

- Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем….

Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?

Универсальные: - Только Вы…. в этой ситуации можете нам помочь

- Как замечательно, что Вы подошли…. Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам….

- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что….

Нам очень нужна именно Ваша помощь…

- Только Ваши знания и опыт могут нам помочь…

У вас такая светлая голова! Вы такая способная и добрая.

Вы мастер на все руки, и вам не составит труда…

Как извиниться?

- Извините, возможно, я неправильно высказала свою мысль…

- Я прошу прощения, что так произошло….

- Прошу Вас меня извинить за то, что…надеюсь…

Желаем удачи во взаимодействии с родителями!

Подготовила: педагог-психолог Т. Л. Тетерина

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Рекомендации для воспитателей

Общаться с родителями. Как?

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3518430/pub_60a264585c3a0b60b06e8d85_60a26c2c54c8dd215760ba08/scale_1200

           г. Надым, 2022 г.