Характеристика эмоционального интеллекта
статья по психологии

Тулаева Ольга Юрьевна

Эмоциональный интеллект-это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания. А так же умение использовать эти знания для решения практических задач.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsii_i_chuvstva.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика эмоционального интеллекта

Эмоция — это психический процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Виды эмоций

Исследователи выделяют несколько классификаций эмоций, помогающих понять разницу между эмоциями и то, как они влияют на нашу жизнь. Рассмотрим эти критерии были подробно:

  • Положительные и отрицательные. Положительные эмоции вызывают приятные ощущения, отрицательные наоборот - неприятные ощущения и реакции.
  • Стенические и астенические. Стенические активизируют жизненные процессы и придают энергии организму. Они могут быть связаны с чувствами радости, восхищения и восторга. Астенические имеют тенденцию угнетать и ослаблять организм. Они могут быть связаны с такими чувствами, как грусть, страх и тревога.
  • Высшие и низшие. Высшие связаны с нашим интеллектом и душевным развитием. Низшие связаны с базовыми и инстинктивными реакциями на внешние стимулы.

Эмоциональные явления

Видов эмоциональных явлений существует довольно много. Все эмоциональные явления можно разделить на определенные категории.

Рассмотрим следующие их типы:

  • Эмоциональные реакции (Эмоции). Представляют собой собственно эмоции, связанные с той или иной ситуацией, вызвавшей их. Эти реакции кратковременны и непродолжительны.

У разных народов, в разных странах, в зависимости от языка, существует огромный спектр разнообразных названий существующих эмоций. Тем не менее, практически во всех языках можно найти названия базовых эмоции.

Разные исследователи выделяют разные классификации базовых эмоций, но, тем не менее, чаще всего принято понимать, что у человека есть шесть фундаментальных эмоций:

-Радость;

  • Страх;
  • Гнев;
  • Удивление
  • Отвращение;
  • Грусть.

Также важно отметить, что эмоции могут в разной степени интенсивности проявляться как физиологически, так и на поведенческом уровне.

  • Чувства. Представляют собой обобщенные высшие эмоциональные реакции. Чувства, как и эмоции, связаны с какими-то конкретными ситуациями или объектами, их вызвавшими. Имеющиеся у человека чувства могут стать детерминантами эмоционального отношения человека к событиям его жизни, что впоследствии может определять возникновение новых эмоций в зависимости от новых ситуаций. Например, если человек испытывает сильную неприязнь к какому-либо человеку, то впоследствии, в зависимости от событий, он может испытывать к нему, например, отвращение, раздражение или какие-либо другие эмоции.

Также человеку свойственно испытывать сильные доминирующие чувства. Например, с вышеприведенными эмоциями и чувствами, доминирующим чувством является ненависть. Либо же - в случае привязанности доминирующим чувством может стать страсть.

Чувства, по сравнению с эмоциональными реакциями, более продолжительны по времени.

  • Эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния характеризуются большей временной продолжительностью, даже по сравнению с чувствами. Они, также, более устойчивы.

Например, в качестве эмоционального состояния можно привести такое понятие как «настроение», которое может быть как хорошим, так и плохим. Подобное эмоциональное состояние как бы «окрашивает» эмоциональный фон человека на какое-то, относительно продолжительное время. Эмоциональное состояние характеризуется тем, что на протяжении того времени, которое оно присутствует, оно и определяет все переживания индивида.

Также важно отметить, что эмоциональные состояния не имеют своей четкой направленности, что также отличает его от эмоций и чувств. Если эмоции и чувства направлены на какой-либо объект или ситуацию, то эмоциональные состояния этого лишены.

Эмоциональное состояние, эмоциональный фон, или настроение может влиять на все психические процессы человека, которые протекают в определенный отрезок времени его жизни. Также эмоциональное состояние отражает общее состояние наверно-психического тонуса, а также, как следствие, и поведение человека.

Настроение в отличие от чувств или эмоций может не быть вызвано конкретными причинами, но оно распространяется на любые жизненные события, происходящие с человеком в это время, что также отличает эмоциональное состояние от чувств и эмоций. Настроение создает общую эмоциональную оценку всего того, что происходит с человеком в данный период времени его жизни.

- Эмоциональные свойства. Являются устойчивыми характеристиками эмоциональной сферы каждого конкретного человека. Иными словами, это индивидуальные особенности эмоционального реагирования на те или иные события, происходящие с человеком и свойственные каждому. Они могут быть характерны для конкретного человека на протяжении всей его жизни, либо же могут меняться в зависимости от различных периодов.

Эмоциональные свойства могут различаться у каждого конкретного человека такими параметрами как: реактивность/возбудимость; лабильность/ ригидность. То есть, у каких-то людей быстрота эмоционального

реагирования будет интенсивная, а у кого-то наоборот - замедленная. У когото эмоции могут быть подвижными, часто и легко меняющимися, а у кого-то наоборот - очень устойчивыми, то есть, ригидными.

Что такое «чувства?»

Чувство — устойчивое эмоциональное переживание, которое возникает в процессе отношений с окружающим миром. Чувство отражает личную значимость объектов, субъектов или явлений для человека, его потребности, интересы, ценности, установки. Чувства могут быть:

  • Положительными или отрицательными;
  • Сознательными или бессознательными;
  • Яркими или слабыми;
  • Простыми или сложными.

Чувство возникает не в ответ на одно событие, а в результате повторяющихся эмоциональных реакций на те или иные стимулы. Оно формируется и вырабатывается в ходе развития и воспитания.

Виды чувств

Все чувства можно классифицировать по определенным критериям.

Рассмотрим эти критерии более подробно:

- Полярность. Чувства могут быть отрицательными и положительными.

Положительные чувства – это, например, радость, удовольствие и какиелибо другие приятные ощущения. Это те чувства, которые связаны с удовлетворением своих потребностей, с достижением целей, с ощущением причастности к окружающему миру и многим другим. К таким чувствам можно отнести любовь, гармонию, привязанность, дружбу и т.д.

К отрицательным чувствам можно отнести те, что доставляют нам неприятные ощущения, например, неудовлетворенность, страдание, боль, зависть, ревность и др. Иными словами - это те чувства, которые связаны с препятствиями и трудностями для достижения наших целей, с потерями, конфликтами и так далее.

Также важно отметить, что чувства могут быть комбинированными – то есть, их нельзя однозначно отнести ни к положительным, ни к отрицательным.

Например, чувство зависти нельзя отнести только к негативным, так как в нем присутствует положительный элемент – то, как человек оценивает у другого человека то, что вызывает у него зависть.

Возможно и множество других комбинаций положительных и отрицательных чувств. Такие комбинации часто называют «смешанными чувствами».

- Сложность. Все чувства можно разделить на элементарные и сложные. «Элементарными», собственно, и называют эмоции. Они являются общими для людей и животных. Также они являются врожденными. Эмоции возникают довольно быстро и так же быстро проходят. (Читай выше, в теме «Эмоции»).

«Сложными», как раз, и называются именно чувства. Они свойственны только лишь людям. Чувства возникают не так быстро и довольно продолжительно по времени. Примеры чувств: любовь; зависть; гордость; вина; сострадание; стыд; и другие.

Также чувства проявляются у каждого человека по-разному, в зависимости от того, как он истолковывает тот или иной контекст, а, собственно, толкование зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного человека.

Различия чувств и эмоций

Чувства и эмоции различаются между собой определенными характеристиками и особенностями и, тем самым, представляют собой два разных аспекта человеческой психики. Рассмотрим эти различия подробнее:

  1. Продолжительность и скорость возникновения. Эмоции возникают быстрее чувств и так же быстро проходят. Чувствам же, для их возникновения, нужно больше времени, они не формируются сразу.

Например, удивление, как эмоция, может возникнуть довольно быстро в ситуации, в которой мы встречаем какого-то интересного или привлекательного человека. Но эта эмоция может довольно скоро смениться на какое-либо чувство, например, восхищение, которое, в свою очередь, может трансформироваться в чувство влюбленности, а потом, может даже и в стойкое чувство любви.

  1. Устойчивость. Чувства гораздо более устойчивы и присущи только людям. Они связаны с нашей социальной сферой, нашими ценностями, верованиями и взглядами на мир. Они скрыты в самой глубине души и могут оставаться неизменными на протяжении долгого времени.
  2. Выражения и реакции. Эмоция проявляется более ярко и интенсивно, она может быть выражена в виде радости, гнева, страха или грусти. Чувство же может быть более тонким и скрытым, например, любовь, благодарность или сожаление.

Понятие эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект (ЭИ)— сумма навыков и способностей распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам.

Термин EQ включает в себя понимание того, что люди с развитым эмоциональным интеллектом способны к эффективному взаимодействию с другими, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.

По менее распространенному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».

Для чего развивать эмоциональный интеллект?

  • Чтобы лучше понимать и осознавать свои собственные эмоции. Например, он может помочь человеку не путать стыд с чувством вины, грусть с раздражением или гневом и т.д.
  • Чтобы уметь управлять своими эмоциями и контролировать их. Человеку необходимо уметь регулировать свое поведение и не давать эмоциям «переходить границы». Другими словами - чтобы человек мог эффективнее справляться с ситуациями, вызывающими у него, например, гнев или раздражение, не наломав дров. Или же мог подбодрить себя в грустную минуту, не давать себе впадать в отчаяние и, таким образом, заниматься профилактикой психических расстройств.
  • Чтобы развивать эмпатию, понимать и осознавать чувства и эмоции других людей, с которыми человек общается. Этот навык очень важен для того, чтобы человек, например, мог поддержать в трудную минуту своего близкого, успокоить ребенка или проконтролировать другого человека, если тот вне себя от злости или гнева. Иными словами, эмпатия очень важна в рамках коммуникативных навыков человека.
  • Чтобы правильно распределять свои ресурсы для более эффективного достижения поставленных целей. Это значит, что даже если человек чувствует грусть, раздражение, гнев в отношении чего-либо (например, студент выпускник испытывает сильный страх, тревогу и эмоциональную усталость перед написанием дипломной работы. Ему очень хочется взять и все бросить, чтобы не испытывать этих эмоций, но, тем не менее, человек с развитым эмоциональным интеллектом может «взять себя в руки» и довести дело до конца. Даже несмотря на то, что это дело вызывает у него очень неприятные переживания).

Можно подытожить, что развитие эмоционального интеллекта у взрослых, детей и подростков, в целом, помогает человеку чувствовать себя более счастливо и проживать жизнь эмоционально ярко и полноценно.

Модель эмоционального интеллекта Мэйера-Сэловея-Карузо

Майер, Саловей и Карузо выделяют всего 4 составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, поведению, голосу) других людей, а также распознавать и свои собственные эмоции.
  2. Использование эмоций для стимуляции мышления — не всегда осознаваемая способность активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации.
  3. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, отслеживать переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать неоднозначные чувства.
  4. Управление эмоциями — способность контролировать,

пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции окружающих для достижения поставленных целей.

Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена

Бар-Она

Модель Рувена Бар-Она была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто (Канада). Модель состоит из 15 способностей:

  1. Самоуважение
  2. Эмоциональная осознанность
  3. Ассертивность / Самовыражение
  4. Независимость
  5. Эмпатия
  6. Социальная ответственность
  7. Межличностные отношения
  8. Стрессоустойчивость
  9. Контролирование импульсов
  10. Оценка действительности
  11. Гибкость
  12. Решение проблем
  13. Самоактуализация
  14. Счастье/ Благополучие

Литература:

  1. Бахрах Э. Лимбический мозг. Как познать свои эмоции и обратить их себе на пользу. Перевод с испанского языка Елены Куприяновой, Москва. «Манн, Иванов и Фербер» 2021 г.
  2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / пер. с англ. А. П. Исаевой; [науч. ред. Е. Ефимова]. 11-е изд., переработанное и дополненное. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 544 с.
  3. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Киселева Т. С., Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей ООО «ЭИ ДЕТИ», ООО «Издательство АСТ», 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)...

"Основные характеристики эмоционального развития дошкольников"

       Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружаю...

Основные характеристики эмоционального развития дошкольников

В процессе развития происходит изменения в эмоциональной сфере ребенка: меняются его взляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но ...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Эмоциональный интеллект у дошкольников.Как воспитателям и родителям развивать эмоциональность у детей дошкольного

Эмоциональный интеллект ‑ это способность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их, применять знания об эмоциональной сфере человека, умение регулировать эмоции с целью продвижения эмоционал...

«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...

Понятие эмоциональный интеллект, позитивный интеллект

В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Существуют более и менее популярные теории эмоционального интеллекта, описывающие структуру эмоци...