Консультация для родителей: "Я боюсь..."
консультация по психологии

Щикота Юлия Сергеевна

1. Возрастные периоды и страхи, которые появляются у детей.

2. Как следует себя вести родителям, если страхи постоянно сопровождают ребёнка.

3. Коррекционные методики для преодоления детских страхов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

Новосибирска «Детский сад №346»

Консультация для родителей:

«Я боюсь…»

                                                                                                    Подготовила:

                                                                                                     педагог-психолог

                                                                                                      Щикота Юлия Сергеевна

г.Новосибирск

                                   

     Детские страхи и фобии относятся к специфическим расстройствам. В зависимости от возраста, фобии проявляются переживанием, беспокойством, тревогой. Так детский организм реагирует на мнимую либо реальную угрозу. Боязни сопровождаются эмоциональной трансформацией, ускорением ритмов сердца, сбоем в работе дыхательной и мышечной систем. Поведенческая реакция проявляется уходом от потенциально опасных источников (ситуаций), повышенной привязанностью к родителям, синдромом страха одиночества.

     Любые боязни подразделяются на страх, фобию, беспокойство. Некоторые быстро возникают и пропадают, другие остаются в памяти продолжительное время. При этом критическая ситуация не повторяется, а детские страхи остаются. Ребёнок не в состоянии самостоятельно понять логически причинно-следственную связь испуга. Восприятие мира у него полностью солидарно с родителями. Следовательно, взрослые зачастую переносят собственные боязни на ребёнка. Восприятие детских страхов базируется на тревожной интонации либо взгляде. По реакции на стрессовую ситуацию мамы или папы ребёнок решает, плакать ему или нет.

     Страх – базовая эмоция человека. Она позволяет мобилизоваться в трудных жизненных ситуациях, учит быть осторожным и избегать опасностей. Например, страх перед собаками способствует более адекватному уважительному отношению к животным; страх перед разлукой с родителями учит ценить заботу, управлять своими эмоциями, сопереживать. Однако нередко страх становится таким огромным, что начинает подавлять все другие эмоции человека. Становясь всеобъемлющим, он сковывает, не даёт развиваться и двигаться вперёд.

     Многие детские страхи вытесняются в бессознательное, охраняя хрупкую психику ребёнка от информационных перегрузок. Детям в 2-3 года ещё очень сложно отличить реальное от воображаемого. Эта способность ребёнка принимать всё «за чистую монету» и порождает порой у него множество страхов. Если страх чего-либо беспокоит ребёнка от нескольких дней до нескольких недель, не надо особо тревожиться. Если же страх владеет ребёнком более месяца и, главное, ухудшает его эмоциональное самочувствие, следует обеспокоиться.

     Для начала нужно разобраться, чего и в каком возрасте боится ребёнок.

Возрастные периоды и страхи, которые появляются у детей:

От 0–1 года: страх разлуки с мамой; незнакомых; врачей; уколов; шума (резких и неожиданных звуков); страх глубины (при купании).

В 1 год: у детей на второй год их жизни может преобладать страх одиночества и незнакомых взрослых людей.

В 2–3 года: страх наказания; животных; страх боли; высоты и движущегося транспорта.

В 4–5 лет: страх сказочных персонажей или любых выдуманных героев; темноты; одиночества; страх при засыпании.

В 6–7 лет: страх смерти (своей или близких); животных; сказочных персонажей; страшных снов; страх пожара; темноты; привидений.

Как следует себя вести родителям, если страхи

постоянно сопровождают ребёнка:

  1. Нельзя игнорировать или высмеивать существующие у ребёнка страхи, к переживаниям ребёнка надо отнестись внимательно (если, засыпая, ребёнок чувствует себя спокойнее в присутствии мамы, не оставляйте его одного и пр.).
  2. Постарайтесь сами не демонстрировать ребёнку свои страхи или явный испуг (дети моментально считывают с лиц взрослых эмоции, которыми тут же и заражаются, чем эмоциональнее ребёнок, тем быстрее это случится).
  3. Если ребёнок боится чего-то или кого-то конкретного, можете помочь ему эмоционально отреагировать свой страх вовне и тем самым избавиться от него. Страх можно нарисовать, потом сжечь или смять и выбросить. Можно поиграть в персонажей, которых боится ребёнок. Если роль страшного персонажа выполняет взрослый, то обязательно ему следует быть добрым (волк, Баба Яга и др.), если ребёнок, то он может кричать, рычать и нападать на взрослого, тем самым выплёскивая своё напряжение. Психологи единодушно считают игровой метод самым эффективным.
  4. Старайтесь не провоцировать ситуации, вызывающие страхи у ребёнка, но если ребёнок смог преодолеть свой страх (например, откликнулся на просьбу незнакомого человека), обязательно похвалите его.
  5. Не перегружайте ребёнка новыми впечатлениями – поход в гости, зоопарк и дельфинарий в один день планировать не надо.
  6. Будьте готовы спокойно и доброжелательно обсуждать всё то, чего боится ребёнок, избегайте недосказанности и недоговорённости. Как известно, отрицательные эмоции могут возникнуть при дефиците информации.
  7. Приобретите какую-либо «храбрую» игрушку. Пусть ребёнок знает, что храбрый «Мишка» всегда рядом. Чем чаще ребёнок видит образцы смелости, тем увереннее в себе он становится.
  8. Не надо чрезмерно опекать ребёнка, всё время подчёркивая его беспомощность. Это способствует возникновению страхов.
  9. Непоследовательность и ложь родителей – плохой союзник в борьбе с детскими страхами.

Коррекционные методики для преодоления детских страхов:

1. Игры:

- игра «Прятки» (она помогает избавиться от страха темноты, одиночества, замкнутого пространства и максимальный эффект от игры достигается, если играть в темноте).

- игра «Тоннель» используется при боязни замкнутого пространства (создаются тоннели, их можно сделать из стульев и одеял, и дети по очереди пытаются их преодолеть).

- игра «Коридор» помогает преодолеть страх перед животными, перед внезапным нападением (дети и взрослые образуют как бы коридор, изображая сидящих на цепи собак, а задача ребёнка быстро пробежать по коридору, когда собаки «спят»).

2. Рисование страхов:

 Ребёнка просят нарисовать то, чего он боится. Лучше, если задание будут давать не родители, а авторитетный взрослый. Не надо бояться того, что при рисовании страхи на какое-то время становятся более реальными, это первый шаг по их преодолению. Дальше ребёнок должен рассказать о своём страхе, если ребёнок не боится это сделать, то это уже большой успех. Потом взрослый забирает рисунок, как бы берёт страх себе и закрывает его.

3. Ролевые игры:

Они являются весьма эффективными в преодолении страхов. Особенно актуальны они, если ребёнок боится какое-то животное, сказочного персонажа или кого-то из людей (например – врача). Лучше, если сначала ребёнок играет, изображая (например, собаку), а взрослый его боится, потом они меняются местами.

4. Рассказ сказки:

Лучше, если это будет сказка, придуманная одним из родителей ребёнка, которые знают о его страхах. Сюжет простой: зайчик (мышонок, цыплёнок) боится волка (оставаться один, темноты, потом каким-либо образом он преодолевает свой страх и т.д.).

   И в заключении хотелось бы сказать, что страхи – это определённый этап в жизни каждого ребёнка, в них нет ничего патологического, если они не наносят затяжной характер и не мешают ребёнку адаптироваться к жизни. Всё, что нужно вашему ребёнку , чтобы страхи остались позади, - это ваше внимание и ваша любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней"

Осенние дни короче летних, смеркается рано, но нужно обязательно ходить на прогулки и продолжать закаливающие процедуры....

Консультация для родителей "Ребенок боится темноты, что делать?"

Страх, это эмоциональная реакция, возникающая при испуге. У маленького ребёнка страх может возникнуть как реакция на присутствие незнакомых людей, незнакомую обстановку, непонятную ситуацию, даже если...

Консультация для родителей "Ребенок боится темноты"

Данная консультация предназначена для родителей и педагогов, детки которых испытывают страх темноты. В данной консультации есть рекомендации, что можно сделать и как себя вести взрослым....

Консультация для родителей "Не бойся экспериментировать"

Детское экспериментирование - это один из ведущихвидов деятельности дошкольников. Очевидно, нет более пытливого уисследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто распространена ошибка- ограничения...

Консультация для родителей «Чего боятся наши дети?»

Представьте, что было бы, если бы мы ничего не боялись? Наверно, никто не смог бы дожить до глубокой старости, да и вся жизнь на Земле прекратилась бы. Всё потому, что инстинкт самосохранения и страхи...