конспект по применению метафорических карт в работе с детьми
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Семенова Екатерина Григорьевна

применение метафорических карт в работе с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование МАК

(метафорических ассоциативных карт)

в работе  с детьми»

        

Использование МАК в работе  с детьми

Направление МАК приобретает все большую популярность во всем мире. Так что же это такое – метафорические ассоциативные карты?

Метафорические ассоциативные карты (сокращенно их еще называют МАК) – это не новое направление в психологии, это – действенный и разносторонний инструмент, опора, наглядное средство в работе.

Как самостоятельный жанр появились в 1975 году. Созданные в сотрудничестве художника и психотерапевта, они стали новым инструментом арт-терапии, и в таком качестве начали победное шествие по планете. За прошедшие десятилетия проективные карты распространились по всему миру, а первая колода, положившая начало новому направлению, переведена на двадцать два языка.

В мире существуют три крупных научных института, разрабатывающих методы работы с проективными картами и публикующих материалы о них.

Первый – это немецкий «ОН-институт» под руководством Морица Эгетмайера, созданный на базе издательства «ОН».

Второй – израильский Институт Норд под руководством доктора психологии Офры Аялон.

И третий – украинский Институт Проективных Карт под руководством Евы Морозовской.

МАК представляют собой набор карточек размером с игральную карту или открытку. На них может быть изображено все, что угодно: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция – абсолютно разные по стилю и содержанию картинки, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.

Когда человек всматривается в метафорическую карту, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему музею. Например, он смотрит на картинку, изображающую плачущего ребенка, и она порождает в нем какое-то воспоминание – это может быть ситуация, участником которой он был сам, а может – что-то, что происходило не с ним самим, но каким-то образом затронуло его. В любом случае, подобный экспонат или даже несколько в его личном музее есть, и при взгляде на карту они «оживают».

При использовании МАК необходимо помнить и соблюдать правило:

• «Хозяин карты – хозяин рассказа». Кто вытащил карту, тот ее и интерпретирует. Остальные не вмешиваются в его рассказ со своими ассоциациями, не навязывают свою точку зрения и, упаси Боже, не оспаривают слова хозяина карты.

 • «Истина в глазах смотрящего». Нам совершенно не важно, что на самом деле изображено на карте. В работе с проективными картами нет никакого «на самом деле». Важно только то, что в данный момент видит человек, держащий карту.

Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно. Метафорические ассоциативные карты позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с клиентом.

Карты наглядно демонстрируют картину любых межличностных отношений или картину взаимоотношений человека. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса, работа с картами поражает глубиной диагностики и быстротой терапии.

   Карты стимулируют творческий потенциал и коммуникацию, а также могут использоваться в качестве игры. Метафорические ассоциативные карты (МАК) – особый инструмент арт-терапии.  Преимущество МАК в сравнении с другими методами арт-терапии, заключается в том, что в них отсутствуют закрепленные значения. Каждый человек в процессе работы сам определяет их смысл.

Один из наиболее распространенных вопросов при работе с метафорическими картами – на какой возраст они рассчитаны? Условно можно считать, что применять карты в работе стоит с клиентами не младше 5 лет. Почему? Потому что работа с картами предполагает определенный уровень развития абстрактного мышления, возможность обращаться к образам. Поэтому перед началом работы стоит оценить, насколько ваш клиент способен к этому. В остальном никаких ограничений нет – метафорические карты подходят для работы с детьми, с подростками, со взрослыми, независимо от пола, социального положения и других факторов. Метафорические карты могут использоваться в консультировании, групповой и индивидуальной работе.

Преимущества применения МАК при работе с детьми:
1. Карты воспринимаются как игра, а игровой формат снижает напряжение и тревожность.
2. С помощью карт проще удовлетворить любопытство ребенка, и это тоже снижает тревожность.
3. Легко установить контакт. Для начала, взрослый сам может с помощью карты рассказать о себе, а потом дать такую возможность ребенку.
4. Облегчает диагностику и дальнейшую работу. Для диагностики можно использовать простые упражнения. Например, попросить найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже. Или найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок. Или какая карта нравится, а какая не нравится. Или попросить ребенка рассказать сказку по трем картам.
5. Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и переживаниях.
6. МАК развивают эмоциональный интеллект ребенка.
7. МАК развивают творческую составляющую.

Как работать с метафорическими картами?

Общие стратегии работы. Можно выделить следующие стратегии работы с метафорическими ассоциативными картами:

  • Произвольный, открытый выбор карточек – клиент сам выбирает изображения. Это более безопасный и менее тревожный вариант работы для клиента.
  • Закрытый выбор, выбор вслепую – клиент выбирает карточку наугад, не видя изображения. Такой вариант с одной стороны сложнее и требует более глубокой работы, а с другой – привносит элемент игры, судьбоносности.

Так же можно подразделить стратегии работы с картами на:

  • работу с изображениями;
  • работу со словами.

Подробнее о принципах и техниках работы с ассоциативными картами можно прочитать в книге «Метафорические карты. Руководство для психолога» (авторы - Г. Кац, Е. Мухаматулина).

Сколько карточек необходимо предъявлять ребенку? Количество должно быть оптимальным, то есть не слишком мало и не слишком много: для дошкольников 20–30 карт, для подростков – 40–50. Для гиперактивных и тревожных детей необходимо сократить вдвое.

Варианты работы:

1)1. Прошлое; 2. Настоящее; 3. Будущее.

2)1. Чувства; 2. Идеи; 3. Действия.

3)1. Проблема; 2. Источник проблемы; 3. Выход из проблемы (путь).

4)1. Сущность трудностей; 2. Перспектива решения; 3. Виды решения.

5)1. Сущность ситуации; 2. Действия во вред; 3. Действия на пользу.

6)1. Предпочитаемая цель; 2. Что препятствует её достижению; 3. Что ускорит её приближение.

7)1. Моё положение сейчас; 2. Что будет происходить, если….; 3. Совет – выход.

8)1. Что станет происходить; 2. Как станет происходить; 3. Как поступить.

Как получить ответы на свои вопросы при помощи проективных карт?

Рассмотреть выбранную карту внимательнее, дать ответы на вопросы:

• Если на картинке изображен человек – кто он? О чем он думает?     Каков его характер? Каково его настроение? Что бы он сказал вам с позиции своего опыта по выбранной вами теме? Если этот человек – ваша внутренняя часть, то какая? Что эта часть вашей личности хочет до вас донести? Какова ее точка зрения на проблему?

• Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображенные люди? Что происходит? Каким будет развитие событий? В какой области вашей жизни происходит это взаимодействие? Если на картинке присутствует животное, кого или что (черту характера, стиль поведения и т. д.) оно символизирует?

• Если на картинке изображен пейзаж – где находится это место? Чьими глазами мы видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведет? Что происходит за границами видимого на картинке?

• Если на картинке имеются различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить в контексте выбранной темы? Где в вашей жизни есть место для таких вещей? С каким состоянием души ассоциируются эти предметы и вещи?

• Для чего вам досталась эта карта? Что она хочет вам сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?

Достоинства проективных карт как инструмента практической работы

Проективные карты создают обстановку, способствующую подлинно глубокому, искреннему общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии. Кроме того, к числу их достоинств относятся: – чувства доверия и безопасности, возникающие у ребенка, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;

– создание общего контекста, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента;

– возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;

– развитие творческих способностей;

– стимулирование развития мышления, навыков кооперации и ведения дискуссий (в групповой работе);

– легкость освоения методики психологом – не требуется длительное обучение, с базовыми техниками можно разобраться по инструкции к любой колоде;

– гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации, широкое поле для безопасных экспериментов и проявлений творчества;

– привлекательность методики для клиента: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции.

Особое влияние оказывает то, что работа с проективными картами проходит в форме игры – взрослым людям редко выпадает случай поиграть, и для них очень привлекательна такая возможность.

Экспресс – техники:

  1. Один вопрос – один ответ
  • карта дня, недели, месяца
  • карта как фокус внимания
  • карта как совет
  1. Хочу – не хочу
  2. Помощь зала – (сюжетная колода)

1 карта – проблема, каждый участник втаскивает по данной карте и предлагает решение проблемы, опираясь на свою карту.

  1. Моя семья

Игра «Запретная картинка»

Цель: развитие внимания (устойчивость, концентрация).

Педагог определяет «запретную картинку» или группу картинок, например, картинки с изображением явлений природы. Далее: либо ведущий показывает картинки по очереди, а игроки хлопают в ладоши на «запретной картинке»; либо колода пускается по кругу «вслепую» (т.е. изображением вниз), а тот, кто вытащит «запретную картинку», выполняет условленное задание.

Игра «Что пропало?»

Цель: развитие оперативной памяти»

На столе выкладывается ряд картинок. Игрок за 10 секунд запоминает ряд и отворачивается. Ведущий убирает карточку и

1 вариант. Игрок описывает, какой не хватает.

2 вариант. Игрок находит карточку среди других.

3 вариант. Ведущий убирает карточку, а взамен кладет другую. Игрок должен определить лишнюю и найти пропажу.

Игра «Жестовые этюды»

Цель: развитие воображения, раскрепощение креативности.

На столе выкладываются картинки, сходные по сюжету. Игроку предлагается пантомимой передать содержание картинки, которую группа не видит. Любой, кто понял, о чем речь, может найти загаданную картинку из нескольких. Если не угадал, пантомима продолжается.

Вариант для группы: картинку молча показывает одна группа другой.

Упражнение «Рассказывание историй»

Цель: развитие речи, воображения.

Способ 1.Предложите ребенку вытянуть карту из сюжетной колоды, попросите его, глядя на карту, рассказать историю: «Однажды…» Историю можно сочинить по 1 карте, можно добавлять другие.

Способ 2. Предложите ребенку вытянуть 3 карты, рассмотреть их и положить в ряд, не обязательно в порядке вытягивания. Затем попросите рассказать историю, основываясь на картах: начинать следует с первой карты, основной сюжет составить из второй и закончить третьей.

Способ 3. Сочинение коллективных историй. Дети садятся за круглый стол и каждому участнику дается карточка изображением вниз. Первый участник раскрывает свою карточку и начинает рассказ. Карточка является опорным инструментом для начала рассказа. Следующий участник открывает свою карточку и продолжает рассказ. Таким образом создается общий рассказ. Когда круг замыкается, первый участник берет из лежащих посередине стола карточек любую закрытую карту и продолжает рассказ. Рассказ продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из участников не поставит логическую точку в завершении рассказа.

Способ 4.Все карты можно использовать для рисования. Предложите ребенку вытянуть карту и положите ее на листок бумаги. Попросите ребенка дорисовать изображение, представляя, что карта – это лишь часть большой картины. Затем ребенок рассказывает историю, основываясь на том, что он нарисовал.

Техника работы с метафорическими картами "Незаконченные предложения"

Предложить закрытым способом достать карты, которые будут продолжением предложений:

Самое трудное сейчас...

Хочу научиться...

Надеюсь на...

Сейчас для меня важнее всего…

Сколько ни стараюсь...

Я хочу…

Моя слабость сейчас в...

В первую очередь мне нужно сделать…

Я хочу закончить...

Думаю, что...

Я хочу поразмышлять...

Хочу назвать то, что свербит и беспокоит...

Думаю, что я достаточно способен, чтобы...

Хочу начать...

Сейчас мне не хватает...

Ищу ключ к...

Моя сила сейчас в...

Я уверен, что у меня достаточно сил и способностей...

и т.д., то, что актуально сейчас.

Отмечу, что дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Каждый специалист может найти собственное применение картам. Потому что карты не требуют какой-то особой трактовки и расшифровки, работая с ними, нужно только уметь слушать и понимать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста

В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста метафорические ассоциативные карты являются эффективным и незаменимым инструментом. На сегодняшний день с успехом используются целый ряд детских ко...

Применение интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста

Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума".В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату п...

«Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»

laquo;Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»...

Метафорические- ассоциативные карты в работе с детьми с ЗПР

Метафорические- ассоциативные карты в работе с детьми с ЗПР...

Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми

В статье описывается инновационный метод в работе педагога-психолога - метафорические ассоциативные карты...

Консультация для родителей « Применение интеллект – карт в работе с детьми».

Консультация для родителей « Применение интеллект – карт в работе с детьми»....

Метафорические карты в работе с детьми дошкольного возраста

Техники МАК для детей дошкольного возраста...