Консультации для родителей "Каждому возрасту своя сказка"
консультация по психологии

Демидова Елена Валерьевна

 

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. 

Именно через сказку дети получают уроки мудрости, постигают законы мира, учатся тому, как действовать в тех или иных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска, детский сад № 150

Консультация для родителей на тему:

"Каждому возрасту – своя сказка"

http://veterok113.ucoz.net/METODPABOTA/img9.jpg

     

В последние десятилетия наметилась тенденция к тому, что хорошо знакомые старшему поколению русские народные сказки заменили современным детям иностранные сказки и мультфильмы, не всегда понятные детям так - как зачастую несут чужую культуру и нравы, что может сказаться на воспитании коммуникативных способностей ребенка. Диапазон русского народного творчества широк и обширен и один из его видов - русская народная сказка является важным средством в воспитании и развитии детей.

Сказка берет свое начало еще из глубины веков - той поры, когда зарождалось устное народное творчество. Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором и учителем – народом, который имеет для каждого возраста свои сказки, в которых объем информации с возрастом увеличивается. Как и другие произведения русского народного творчества (басни, мифы, былины, песни, сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества, в котором он растет и развивается, мир народных традиций и патриотических чувств, человеческих взаимоотношений и взаимосвязи с миром природы.

Именно через сказку дети получают уроки мудрости, постигают законы мира, учатся тому, как действовать в тех или иных ситуациях.

Сказка, как и игра – настоящий символ детства – тут и герои, и антигерои, тут и сценарии, которые могут стать даже жизненным сценарием ребенка, тут и описание моральных и нравственных законов жизни, тут и «молодцам урок» в ненавязчивой форме, идущий прямиком в бессознательное, минуя детское сопротивление родительским наставлениям.

Сказка как вид работы с детской психикой и её врачевания тем и хороша – обращаясь напрямую к нашим самым глубинным слоям психики, она минует все то, что мешает изменить себя к лучшему - сознательные запреты, сопротивление урокам, преподанным навязчиво или декларативно, негативной оценке себя, неверию в свой успех и т. д.

Попадая в сказку, мы попадаем… в сказку, в мир, где надежды сбываются, в мир, где возможно все, в мир, где добро побеждает зло, где самый маленький и испуганный зайчик в конце концов спасает целый лес, а замученная Золушка находит-таки своего принца.

Итак, сказка:

- расширяет багаж знаний об окружающем мире, о других и о себе;

- транслирует моральные и нравственные законы;

- помогает осознавать причинно-следственные связи событий;

- показывает, сколь велик человеческий потенциал и сколь богат мир своими возможностями;

- учат тому, что безвыходных ситуаций не бывает и воспитывает веру в возможность позитивного решения проблем.

С помощью огромного культурного наследия и багажа уже сочиненных сказок, а также применяя специально сочиненные для ребенка (или взрослого) психокоррекционные, авторские сказкисказкотерапевт может решить различные проблемы – от трудностей в обучении до травмы после развода родителей, от детской ревности до умения преодолевать страх и т. д.

Сказки бывают разными и преследуют разные цели. Так, через диагностическую сказку (когда ребенка просят сочинить сказку о некоем герое (протопипе самого малыша) можно узнать много: от базового жизненного сценария и поведенческих стереотипов до реакции малыша на определенную жизненную ситуацию. Собственно, терапевтическая, психокоррекционная сказка помогает случиться нужным переменам.

Словом, сказкотерапия – самый подходящий вид терапии для работы с детьми. Недаром психотерапевты, профессионально использующую эту весьма непростую методику, становятся все более популярными.

Сказкотерапия для детей доступна не только профессиональным терапевтам. Читая малышу сказку на ночь и обсуждая ее, любая мама, по сути, занимается сказкотерапией. А некоторые родители, интуитивно чувствуя механизм и значение воздействия сказки, специально читают малышам определенные сказки. Такие, где с героями происходит нечто похожее на малыша. И, разумеется, герои находят выход.

Однако, если подходящей сказки нет, то можно, ее сочинить.

Вам кажется, у вас нет литературного таланта? Стоит один раз начать рассказывать малышу историю собственного сочинения, увидеть горящие глаза и открытый рот и понять, что талант у вас присутствует.

Как же работать со сказкой, используя ее во благо ребенку?

1. Сказка должна соответствовать возрасту. Важно, чтобы ребенок в принципе понимал, что существует сказочная реальность, отличная от настоящей. Совсем малышам, до 2, 5 - 3 лет нужны простые сказки, особенно любимы ими сказки с животными и повторяющимися сюжетными ходами, набирающим раз от разу «оборот» - «Репка»«Колобок» и т. д. в этом возрасте для лучшего понимания происходящего малышу нужны картинки, иллюстрации к сказке.

Взрослея, дети становятся готовы к восприятию волшебных сказок - Андерсена, Перро, Братьев Гримм и т. д. Однако животные в качестве действующих персонажей по-прежнему в фаворе, и жизненный опыт лучше передавать через такие сказки.

Для более старших детей, от 6 и до 11-12 лет открыто все многообразие литературного мира – дети уже готовы усваивать символическое содержание практически любой сказки – теперь главное определиться с тем, что и по какому поводу читать. В подростковом возрасте хорошо идут притчи и мифы.

2. Как работать с народными и авторскими сказками?

Человечество оставило нам такое наследие сказочной литературы, что практически под каждый запрос можно найти сказку. Смелая и любящая Герда спасает любимого, находчивый, но не желающий поначалу учится Буратино в конце концов обретает свой Путь, Машенька находит способ

выбраться из практически безвыходной ситуации – заточения в доме медведя, жадная старуха получает по заслугам от золотой рыбки и т. д.

Задача родителей – найти сказку, которая касается проблемы малыша, в чем-то с ней идентична, выражает ее символически, но не полностью ей аналогична. Важно, чтобы сказка предлагала позитивный, успешный выход

из проблемной ситуации, который малыш мог бы присвоить себе для использования в реальности.

При чтении сказки не нужно указывать на сходство ситуации или героя с ребенком, но просто обсудить происходившее - очень желательно. Можно поговорить с малышом о героях, причинах их поступков, реакции на поступки окружения и т. д. «Как ты думаешь, почему герой так поступил? А что подумали про него его друзья? Как ты думаешь, что будет происходить с ним дальше? Как правило, отвечая на подобные вопросы, делая предположения, прогнозируя, малыш, проецируя свой внутренний мир на героев, «выдает» много важной информации о себе.

Со сказкой можно работать и после прочтения – например, нарисовать сюжет, понравившегося ребенку героя, свои впечатления от сказки или наиболее значимый для малыша отрывок. Сказку можно разыграть по ролям, использовать в постановке готовый настольный театр или игрушки, придумать продолжение и т. д. Таким образом, ребенок еще глубже, больше усваивает полученный опыт и урок.

При описанной работе со сказкой, если вы хотите добиться ее исцеляющего эффекта, важно не диктовать ребенку правила, не оценивать сделанное, не вносить свои коррективы. При полной свободе самовыражения малыш интуитивно выберет и проживет еще раз в рисунке или драматизации (постановке) наиболее значимые для него моменты сказки.

3. Как сочинить сказку? Как и найденная в книге, сказка, сочиняемая вами, должна быть посвящена некоей проблеме, с которой вы хотели бы поработать, некоему изменению, которого вы бы хотели добиться. Проблема с поведением, исцеление после травматической ситуации, работа с негативными чувствами, тревогой, самоконтролем и т. д.

Лечебная, коррекционная сказка развивается по нескольким этапам:

1. Выбор героя сказки - в чем-то очень похожего на малыша, но не его самого (чтобы малыш мог и ассоциировать себя с ним, и дистанцироваться при необходимости). Остальные герои тоже должны быть узнаваемы и понятны ребенку и соответствовать возрасту.

2. «В некотором царстве, некотором государстве» «В волшебной стране»«Жили-были» - в сказочном месте начинает завязываться сюжет.

3. Столкновение героя с проблемой, трудностью, конфликтом, совпадающим с реальной проблемой ребенка. Герой переживает чувства, которые в реальности испытывает ребенок.

4. Герой ищет выход из ситуации или сюжет в сказке подталкивает его к поиску решений. Через сказочные события - встречу с другими существами, помощь со стороны, удачные или неудачные попытки героя найти выход мы показываем, в чем состоит решение проблемы, как себя можно вести, чтобы исход оказался успешным.

Механизмы решения проблемы и воспитательные идеи, которые вы хотите донести до малыша, не обязательно должны показываться «в лоб». Если вы хотите укрепить в ребенке трудолюбие, терпения, расскажите ему сказку с идеей о том, что самое ценное достается только после испытания, труда, а

даром доставшееся может быть и не нужно и кратковременно. Для развития доверия окружающему и самостоятельности поможет сказка, где в трудной

ситуации герою на выручку приходят другие – но только когда он не справляется с заданием сам.

5. Герой справляется с ситуацией. Если он сначала вел себя неправильно, осознает неправоту и изменяется.

6. Сказка подходит к развязке – плохие герои наказаны, герой, нашедший выход из ситуации, победивший себя или обстоятельства, получает награду, извлекает урок и начинает жить по-новому.

При сочинении сказки родителям нужно учитывать: суть сказкотерапии для детей не в том, чтобы просто выявить проблему и показать, "что будет с тем, кто ведет себя плохо", а в том, чтобы помочь ребенку найти позитивные способы разрешения трудностей. Именно поэтому сказки называются лечебными, психокоррекционными. А для этого нужно неустанно размышлять – что стоит за той или иной проблемой малыша и как помочь своему драгоценному чаду выйти из ситуации более сильным, смелым, счастливым.

Подводя итог значимости сказок в воспитании детей дошкольного возраста, хочется довести до сведения родителей, бабушек и дедушек, что сказка является универсальным развивающим, воспитательно - образовательным средством, способствующим социализации ребенка, его креативному, культурно – этническому развитию, формированию его языковой культуры, психоэмоционального потенциала, что в результате способствует сохранению и развитию индивидуального здоровья ребенка.

Литература.

1. Вачков, Игорь Викторович Введение в сказкотерапию / Вачков Игорь Викторович. - М.: Генезис, 2015. - 607 c.
2. Гульнара, Ломакина und Татьяна Черноситова Дорогой к сказке: сказкотерапия для больших и маленьких / Гульнара Ломакина und Татьяна Черноситова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 128 c.
3. Емельянова, Елена Владимировна Жили-были Он и Она. Парадоксальная сказкотерапия отношений / Емельянова Елена Владимировна. - М.: Генезис, 2016. - 
231 c.
4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2015. - 320 c.
5. Каяшева, О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике / О.И. Каяшева. - М.: Бахрах-М, 
2015. - 304 c.
6. Селищева, Т.В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. ФГОС ДО / Т.В. Селищева. - М.: Учитель, 2016. - 
303 c.
7. Сертакова, Н. М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста / Н.М. Сертакова. - М.: Детство-Пресс, 
2014. - 224 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Каждому возрасту - свою сказку"

Консультация для родителейКаждому возрасту –  свою сказку.Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возра...

Консультация для родителей «Каждому возрасту свою сказку»

    Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна....

Консультация для родителей: "Каждому возрасту своя сказка"

Консультация для родителей "Каждому возрасту своя сказка". Практические советы родителям дошкольников в выборе литературы для чтения....

Консультация "Каждому возрасту своя сказка"

Данный материал полезен родителям  дошкольников. Раскрыта работа по ознакомлению детей  с народными и авторскими сказками. Как работать со сказкой, используя ее во благо ребенка....

Консультация для педагогов "Каждому возрасту своя сказка"

Сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и формируют его характер. Донести до ребёнка какую-то информацию или правило намного проще в фо...