Особенности деятельности лиц с нарушениями речи.
статья по психологии (подготовительная группа)

Терещенко Инга Вадимовна

Особенности деятельности лиц с нарушениями речи.

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. Речь не является врожденной способностью человека. Для нормального в развитии  речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств были достаточно развиты.

 Какие причины могут вызывать нарушение речи? Это биологические и социально-психологические.

Биологические: это факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов, а также в первые месяцы жизни после рождения.

Социально-психологические: недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми; неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих.

В результате этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

Основные виды речевых нарушений.

Дислалия -  нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство голосообразования вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Ринолалия-  нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

Заикание -  нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Алалия -  отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленное органическими локальными поражениями головного мозга.

Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирование у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.

Давайте более подробно остановимся на этом виде речевого нарушения. Выделяют три уровня речевого развития при ОНР. Каждый уровень может быть у детей разного возраста. Первый уровень – самый низкий. Дети не владеют общеупотребительными средствами общения. Второй уровень -  у детей имеются небольшие данные  общеупотребительной речи. Третий уровень -  дети способны пользоваться развернутой фразовой речью, не затрудняются в названии предметов, действий, признаков предметов, достаточно хорошо знакомых им в обыденной жизни.

Однако, недостатки звукопроизношения, низкий словарный запас, нарушение грамматического строя речи, изменения темпа речи, все это влияет на социальный контакт и учебную деятельность, изменяют определенные особенности поведения. Дети нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками, потому что не умеют выразить свои мысли, боятся показаться смешными. В учебной деятельности нарушение письма и чтения возникают в результате недостаточного формирования лексико – грамматической и звуковой стороны речи.Возникают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом слов. Нарушение общей и речевой моторики, вызывает у детей (ОНР) быстрое утомление в обучении. Это можно наблюдать в детском саду и в школе. В учебной деятельности детям трудно переключиться с одного вида деятельности на другой.

Дети с низкой возбудимостью коры головного мозга, склонные к тормозным реакциям, наблюдается вялость, движения скованны, быстро утомляются.

У детей с повышенной возбудимостью наблюдается дефицит в сосредоточенности, внимании и настойчивости в доведении учебной деятельности до конца. Такие дети неуравновешенные, суетливые в поведении, беспокойные, утомляемость затрудняет включаться в групповую работу.

Причинами задержки развития речи обычно является педагогическая запущенность, недостаточность речевого общения ребенка с окружающими (в первую очередь с родителями), двуязычие в семье. Дети с ОНР критично относятся к своей речевой недостаточностью, поэтому часто во многих заданиях избегают речевого ответа. Не смотря на это, они проявляют достаточную заинтересованность и сообразительность при выполнении заданий. При ОНР, можно наблюдать слабость произвольного внимания и недостатки в развитии наглядного и словесно-логического мышления. При ТНР выражены нарушении памяти и мышления, дети имеют трудности в обучении.

К сожалению, во многих случаях даже ранее успешное преодоление речевых дефектов не является достаточным условием для преодоления недостатков в развитии познавательно функции. Дифференциальной диагностике речевой и интеллектуальной недостаточности могут помочь дополнительные методы, а также анализ динамики психического развития ребенка.

 

 

 

 

 

г. Канск, Красноярский край

МБДОУ №53 «Радуга»

воспитатель логопедической группы

Терещенко Инга Вадимовна

 

 

 

2022г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_i.v._tereshchenko.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности деятельности лиц с нарушениями речи.

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. Речь не является врожденной способностью человека. Для нормального в развитии  речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств были достаточно развиты.

 Какие причины могут вызывать нарушение речи? Это биологические и социально-психологические.

Биологические: это факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов, а также в первые месяцы жизни после рождения.

Социально-психологические: недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми; неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих.

В результате этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

Основные виды речевых нарушений.

Дислалия -  нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство голосообразования вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Ринолалия-  нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

Заикание -  нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Алалия -  отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленное органическими локальными поражениями головного мозга.

Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирование у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.

Давайте более подробно остановимся на этом виде речевого нарушения. Выделяют три уровня речевого развития при ОНР. Каждый уровень может быть у детей разного возраста. Первый уровень – самый низкий. Дети не владеют общеупотребительными средствами общения. Второй уровень -  у детей имеются небольшие данные  общеупотребительной речи. Третий уровень -  дети способны пользоваться развернутой фразовой речью, не затрудняются в названии предметов, действий, признаков предметов, достаточно хорошо знакомых им в обыденной жизни.

Однако, недостатки звукопроизношения, низкий словарный запас, нарушение грамматического строя речи, изменения темпа речи, все это влияет на социальный контакт и учебную деятельность, изменяют определенные особенности поведения. Дети нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками, потому что не умеют выразить свои мысли, боятся показаться смешными. В учебной деятельности нарушение письма и чтения возникают в результате недостаточного формирования лексико – грамматической и звуковой стороны речи.Возникают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом слов. Нарушение общей и речевой моторики, вызывает у детей (ОНР) быстрое утомление в обучении. Это можно наблюдать в детском саду и в школе. В учебной деятельности детям трудно переключиться с одного вида деятельности на другой.

Дети с низкой возбудимостью коры головного мозга, склонные к тормозным реакциям, наблюдается вялость, движения скованны, быстро утомляются.

У детей с повышенной возбудимостью наблюдается дефицит в сосредоточенности, внимании и настойчивости в доведении учебной деятельности до конца. Такие дети неуравновешенные, суетливые в поведении, беспокойные, утомляемость затрудняет включаться в групповую работу.

Причинами задержки развития речи обычно является педагогическая запущенность, недостаточность речевого общения ребенка с окружающими (в первую очередь с родителями), двуязычие в семье. Дети с ОНР критично относятся к своей речевой недостаточностью, поэтому часто во многих заданиях избегают речевого ответа. Не смотря на это, они проявляют достаточную заинтересованность и сообразительность при выполнении заданий. При ОНР, можно наблюдать слабость произвольного внимания и недостатки в развитии наглядного и словесно-логического мышления. При ТНР выражены нарушении памяти и мышления, дети имеют трудности в обучении.

К сожалению, во многих случаях даже ранее успешное преодоление речевых дефектов не является достаточным условием для преодоления недостатков в развитии познавательно функции. Дифференциальной диагностике речевой и интеллектуальной недостаточности могут помочь дополнительные методы, а также анализ динамики психического развития ребенка.

г. Канск, Красноярский край

МБДОУ №53 «Радуга»

воспитатель логопедической группы

Терещенко Инга Вадимовна

2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Характерологические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Характерологические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи....

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация.         Потребность в разработке разнообразных аспектов психологической помощидетям с нарушениями речи определила необходимость их всестороннего психологическ...

презентация на тему: "Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи"

Презентация к статье "Особенности познавательной  деятельности  дошкольников с  нарушениями  речи"...

Социально-коммуникативное развитие дошкольника Проблемы и особенности социализации детей с нарушениями речи

Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, сп...

Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно на­ходят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, ...

Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями речи

В настоящее время не существует единого мнения о состоянии речемыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.В исследованиях, посвященных изучению состояния мышления у детей, страдающих речевой...