"Как развивать эмоциональный интеллект дошкольников?"
консультация по психологии

Терентьева Наталия Владимировна

С самого рождения ребенку доступны для выражения 6 базовых эмоций – радость, грусть, злость, интерес, отвращение и страх. По мере взросления, под воздействием воспитания и усвоения родительских моделей поведения, дети учатся выражать свои эмоции определенным способом (конструктивно или нет) или подавлять их, расширяют спектр эмоционального реагирования. Ребенок учится обращать внимание на переживания других людей, понимать их и адекватно реагировать. Именно эмоции выступают побудительной причиной поступков.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для эмоционального развития детей. Дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей. Ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, а также научиться управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_emotsionalnyy_intellekt_doshkolnikov.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

С самого рождения ребенку доступны для выражения 6 базовых эмоций – радость, грусть, злость, интерес, отвращение и страх. По мере взросления, под воздействием воспитания и усвоения родительских моделей поведения, дети учатся выражать свои эмоции определенным способом (конструктивно или нет) или подавлять их, расширяют спектр эмоционального реагирования. Ребенок учится обращать внимание на переживания других людей, понимать их и адекватно реагировать. Именно эмоции выступают побудительной причиной поступков.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для эмоционального развития детей. Дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей. Ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, а также научиться управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.

Эмоциональный интеллект – это способность к пониманию своих эмоций и переживаний других людей, умение управлять своим эмоциональным состоянием. Для взрослого это означает умение понимать, что чувствует его ребенок, уметь ему сочувствовать, успокаивать и направлять. У детей это качество означает способность сдерживать импульсы, самоконтроль, умение мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться с успехами и неудачами в своей жизни.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет гармонично и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, лучше понимать себя и других, строить теплые и доверительные отношения с окружающими.

Дети от природы непосредственны, открыты и очень эмоциональны. Однако если у ребенка не развит эмоциональный интеллект, ему сложно строить отношения со сверстниками, он игнорирует переживания других или неверно их интерпретирует.

Если ребенок учится контролировать свои реакции, реагировать не сиюминутно, успокаиваться, а затем принимать более разумные решения, это говорит о том, что эмоциональный интеллект развивается. Но для этого ребенку нужны инструменты контроля эмоций, соответствующие модели поведения (прежде всего, значимых взрослых – родителей), чтобы выработать навык осознания и адекватного выражения своих переживаний.

Управление эмоциями и чувствами предполагает в первую очередь их осознание, вербализацию и контроль над формой их проявления. Важно понимать причины, которые привели к возникновению переживаний. Развивать самоконтроль, адекватно реагировать на явления окружающего мира – не позволять негативным переживаниям брать верх над самообладанием. Можно давать им выход в форме проговаривания, выражения на бумаге, в конкретных действиях, физической активности, творчестве и т.д.

Развивать эмоциональный интеллект у детей можно следующим образом:

  • Учить ребенка проговаривать, что именно ему не нравится. Взрослый называет предполагаемую в данной ситуации эмоцию и предлагает приемлемый способ ее выражения (например, сжимать кулаки, топать ногами от злости, мять или рвать бумагу и т.д.). Взрослые делятся с ребенком своими переживаниями, называют их, объясняют причину. Видя такую модель поведения, ребенок учится понимать свое эмоциональное состояние и какие причины его вызвали, называть эмоцию и адекватно выражать ее.
  • Читать сказки и обсуждать прочитанное. Например, зайчик плачет, что случилось, как ему можно помочь и т.п.
  • Играть в сюжетно-ролевые игры, воспитывающие сочувствие и эмпатию, проигрывать ситуации из жизни, а потом устраивать обсуждение.
  • Рассматривать свои лица в зеркале и пробовать изображать различные эмоциональные переживания, а затем называть их.
  • Играть с детьми в «Угадай эмоцию». Взрослый изображает какую-либо эмоцию с помощью мимики, ребенок (или группа детей) угадывает ее, потом участники меняются ролями.
  • Обсуждать, на что похоже ваше и ребенка настроение в данный момент (на журчащий ручей, солнышко, дождик и др.), какого цвета настроение.
  • Рисовать смайлики или выкладывать их из геометрических фигур и счетных палочек, делать аппликации лиц – радостных, грустных, сердитых, испуганных и др. Обсуждать, как выглядит та или иная эмоция, как она проявляется в мимике и жестах.

Все это развивает у дошкольников способность управлять своими чувствами, совершенствует коммуникативные навыки, умение сотрудничать и работать в команде, воспитывает доброжелательность и эмпатию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как и зачем развивать эмоциональный интеллект у ребенка?

Как и зачем развивать эмоциональный интеллект у ребенка?...

Развиваем эмоциональный интеллект ребенка - 4 шага. Рекомендации для родителей.

4 шага развития эмоционального интеллекта:Шаг 1. Идентификация эмоций. Распознали, какую именно эмоцию мы испытываем.Шаг 2. Использование эмоций в решении задач. Подумали, помогает ли эта э...

Статья для родителей на тему: "Зачем развивать эмоциональный интеллект ребенка"

В статье простым языком изложена основная информация о том, зачем нужны эмоции, почему не стоит их скрывать и главное, как развивать эмоциональный интеллект у ребенка дошкольного возраста....

Развиваем эмоциональный интеллект

Радость, грусть, гнев, страх, интерес… Каждый день мы и наши дети испытываем все эти эмоции. Но знает ли ваш ребенок, где они живут и как с ними подружиться? Берите ручку и цветные карандаши — вас жд...

Консультация для родителей "Развиваем эмоциональный интеллект у дошкольников"

Материал содержит советы  для родителей по развитию эмоционального интеллекта у дошкольников....

как развивать эмоциональный интеллект у детейдошкольников

данный материал может быть размещен на стенде педагога-психолога ДОУ...

Консультация «Советы родителям дошкольников: развиваем эмоциональный интеллект»

В консультации рассказывается о важности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....