Использование нетрадиционного оборудования для развития познавательных способностей в работе педагога-психолога
материал по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Абдукадырова Елена Владимировна

Существует множество разнообразных методических материалов, которые обеспечивают познавательное и интеллектуальное развитие детей. Дети легко осваивают информационно-коммуникационные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы24.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование нетрадиционного оборудования для развития познавательных способностей в работе педагога-психолога»

Одним из принципов дошкольного образования ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности (текст ФГОС пункт 1.4.7.).

Познавательные способности - это такие качества и свойства личности, от которых зависит успешное овладение любым видом деятельности. Они охватывают сенсорные, интеллектуальные, творческие способности. Познавательные способности относятся к общим способностям, т.е. находят применение и развиваются в процессе усвоения знаний по различным разделам образовательных программ. Для указанных способностей характерны такие психические свойства: качество ума (широта, глубина, самостоятельность, инициативность, гибкость), особенности памяти (скорость, точность запоминания, полнота воспроизведения) и т.д.

Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности.

К.Д.Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Существует множество разнообразных методических материалов, которые обеспечивают познавательное и интеллектуальное развитие детей. Дети легко осваивают информационно-коммуникационные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить.

Поэтому я стараюсь найти различные приемы, которые бы заинтересовывали детей. Для развития познавательных способностей в своей работе использую оборудование сенсорной комнаты, а также оборудование, изготовленное из подручных средств.

Сухой бассейн

Дети очень любят играть в сухом бессейне. Предлагаю детям собрать как можно больше шариков определенного цвета, найти на дне сюрприз (это может быть массажный шарик или любая игрушка), затем описать то, что нашли, выполнить различные двигательные упражнения (имитировать езду на велосипеде, в игре «Море волнуется раз…» дети с удовольствием изображают различные фигуры).

Игры в сухом бассейне способствуют физическому, познавательному развитию детей. Они полезны для сенсомоторного развития детей, для создания комфортной ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Координационная лестница

          На своих занятиях я использую координационную лестницу. Дети проходят по заранее подготовленным следам или выполняют различные задания: пройти приставным шагом, наступать одной ногой в каждый пролет, шагать через один. Разнообразные упражнения на координационной лестнице интересны детям, они с удовольствием изучают новые движения и совершенствуют уже изученные. Упражнения на лестнице заставляют неврологическую систему ребёнка посылать дополнительную информацию в его мускулы, включая в работу все больше и больше моторных клеток.

 По мнению профессора Е.А. Аркина - интеллект, чувства, эмоции возбуждаются в жизни движениями. По мнению ученых, необходимо предоставить возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях.

Панель-лабиринт «Рисуем ногами»

       Деревянная панель располагается на удобной высоте, на полу. Ребенок, садится на пол, обувает специальное «сабо» и проводит ногой от начала до конца извилистого желоба. Игра способствует укреплению мышц ног, туловища, способствует развитию координации «глаз – нога». 

       Успешное выполнение заданий и прохождение игры требует полной сосредоточенности и внимательности. Занимаясь с панелью, ребенок представляет в голове путь движения фишки. Развивается пространственное мышление и воображение. Можно проводить соревнования «Кто быстрее». Цель такого упражнения: развитие мелкой моторики, координации движений, скорости реакций. 

Яйцо совы

 Одним из любимых оборудованием нашей сенсорной комнаты, является Яйцо совы. Это очень мощный инструмент сенсорной интеграции, помогающий ребенку почувствовать себя в мире, ощутить границы своего тела и научиться им владеть, снять напряжение и стресс. Стимуляция вестибулярной и проприоцептивной системы, получаемая в Яйце, дает нервной системе ребенка необходимую «пищу» для строительства базовых представлений о мире и себе в нем.

Переложи шарик

             Для этой игры я использую пластиковые тарелки и шарики из сухого бассейна. Задача игрока, передвигаясь, сидя на полу, ногами переложить шарик из одной тарелки в другую. Такое упражнение стимулирует развитие межполушарного взаимодействия, внимания, формирует координацию движений.

Танграм

             К играм из нестандартного оборудования можно отнести игры на составление фигур-силуэтов, различные головоломки. Они способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Выполнение практических действий с использованием занимательного и нестандартного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения.

Банчемс-конструктор

Банчемс - представляет собой мягкие шарики-липучки, которые сцепляются друг с другом по типу колючек репейника. Игры с конструктором-липучкой развивают у ребенка моторику, воображение, усидчивость, творческое и пространственное мышление, помогают изучить цвета, формы, объем, размеры, сочетать разные оттенки. В ходе игры решаются и различные психологические проблемы, такие как застенчивость, тревожность, эмоциональное напряжение.

Пальчики-резиночки

Игры с нестандартным оборудованием, таким как резиночки для волос, они способствуют развитию мелкой моторики, закреплению знания цветов, умению выполнять задание по образцуразвитию координации движений, развитию пространственной ориентациисчету, запоминанию названий пальцев.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Карандаши

Игры с карандашами способствуют развитию восприятия, внимания, формированию пространственных представлений. Умению прогнозировать свои результаты.

Игра проводится следующим образом. Нужно захватить карандаш только пальчиками снизу (ладонь раскрыта, большой палец в движении не участвует). Перебирая пальцами, подняться вверх до кончика карандаша, затем опуститься вниз. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно. Использую такой вариант игры: пальчиками одной руки перебираем вверх, другой-вниз. Повторить 3–4 раза. Можно устроить соревнование, кто быстрее.

Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами левой и правой руки, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. И.П. Павлов высказал мысль о том, что развитие функций обеих рук  в обоих полушариях мозга  формирует у человека интеллектуальное развитие. 

МАК «Роботы»

Суть игры заключается в совмещении друг с другом изображений отдельных частей тела: любая голова подходит любому туловищу, которое, в свою очередь, сочетается с любыми ногами. В результате можно создать робота из самых разных карт, все равно получится целостная картинка. Работа с МАК расширяет представления о себе, создается цельный образ своего Я. Детям нравится собирать робота, похожего на себя и других. Затем мы беседуем: почему он так выглядит, чем похож, что у вас общего. С помощью таких карт развивается воображение, совершенствуются речевые навыки.

На своих занятиях я использую игрушку-юлу. Многие, наверное, считают, что юла – это просто забавная игрушка, которая не несет никакой иной функции, кроме игровой. На самом деле, юла стимулирует ребенка к активным действиям, развивает координацию движения, ловкость. Яркие цвета юлы, забавные формы радуют ребенка, увлекают и стимулируют зрение.

Такую игрушку я использовала на занятии «Волшебная страна чувств». С помощью юлы мы с детьми «путешествовали» по стране чувств, на «остановках» выполняли различные задания.

 Эффект неожиданности, новизны вносит оживление и стимулирует познавательную деятельность. Ребенок заинтересован в дальнейшем маршруте, соответственно повышается мотивация к занятию.

На занятиях использую зеркала для того, чтобы дети видели свое эмоциональное выражение и учились распознавать эмоции других.

На одном из занятий я использовала телефон. В качестве сюрпризного момента раздался звонок от Незнайки, который попросил о помощи. Для детей это было неожиданно. Они с большим удовольствием выполняли различные задания, чтобы помочь сказочному герою. Таким образом данный эпизод способствовал развитию интереса и познавательной активности.

Для развития зрительно-моторной координации я использую игру «Волшебные стаканчики». Дети с помощью «удочки» должны зацепить за крючок любой стаканчик, под которым находится изображение какой-либо эмоции. Ребенок изображает эмоцию, рассказывает почему возникает такая эмоция и когда они испытывали подобную эмоцию.

Развитие познавательных способностей дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. А для этого деятельность должна носить творческий характер.

Играя, взаимодействуя с нестандартными играми, решаются самые разнообразные познавательные и творческие задачи. Это обеспечивает развитие познавательной активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность, способствует повышению мотивации к занятиям, актуализации знаний дошкольников, стимуляции речевой активности, формированию положительного отношения к образовательному процессу в целом.

Нестандартное оборудование открывает возможность для применения большого разнообразия модифицированных и принципиально новых двигательных действий. Благодаря такому оборудованию создаются предпосылки для проявления детьми фантазии, творчества, генерации новых идей. Фактор новизны в использовании нового инвентаря и оборудования существенно повышает эмоциональный фон занятия.

Маленькие дети познают мир через эмоции, эмоциональную память, а значит, именно эмоции играют одну из самых важных ролей в формировании личности. Очень важно, чтобы эти эмоции были исключительно положительными. Только положительные эмоции стимулируют познавательную деятельность, желание участвовать в ходе занятия, активно вовлекаться в работу и взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с детьми 2-3-го года жизни

Опыт  работы,  представленный на методическом объединении для воспитателей групп младшего дошкольного возраста Калиниского района города Чебоксары....

Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с дошкольниками

Опыт работы, представленный на методическом объединении для инструкторов по физической культуре Калининского района города Чебоксары....

Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с детьми 2-3-го года жизни

Одним из основных направлений в деятельности ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Физкультурно-оздоровительная работа построена с учетом возрастных особенностей детей, группы здоровь...

Круглый стол по теме: "Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с детьми среднего дошкольного возраста"

Круглый стол по теме: "Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с детьми среднего дошкольного возраста"...

Проект ДОУ "Использование мультимедийного оборудования для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

laquo;Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»Георг ЗиммельВ настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общест...

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться  к обучению сч...

Консультация для педагогов "Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с дошкольниками"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...