Профилактика жестокого обращения с детьми
методическая разработка по психологии

Представлен семинар-практикум для педагогов, работающих в детском саду. Раскрывается терия по жестокому обращению с детьми. Даются пратические рекомендации воспитателям, если в своей работе они столкнуть с детьми, пережившими насилие в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simenar-praktikum.docx42.8 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

"Профилактика жестокого обращения с детьми"

Автор: Киселева

Анастасия Николаевна,

педагог-психолог,

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 227»

Заводского района города Саратова

Февраль, 2024 год

Цель: расширить и детализировать знания педагогов по проблеме насилия над детьми, содействовать в выработке профессиональной компетенции в правовом воспитании, повысить уровень оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жестокого обращения со стороны взрослых.

Задачи:

- повысить профессиональное мастерство педагогов по проблеме организации работы по правовому воспитанию детей в учреждении дошкольного образования;

- формировать способность в рамках ограниченного времени обмениваться опытом работы используя полученные знания по данной проблеме;

- выработка алгоритма действий педагога в ситуации наличия признаков или факта жестокого обращения с ребенком.

Ход мероприятия:

Вступительное слово:

Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка и/или опасность для его жизни.

Мы работаем с детьми и лучше многих понимаем глубокий мир детства. Предлагаю вам завершить фразу «Ребёнок это…».

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. В нашем обществе права ребенка защищают следующие основные документы

-Декларация прав ребенка (1959).

-Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

-Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

-Семейный Кодекс РФ (1996).

-Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

-Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Сейчас часто и много стали говорить о жестоком отношении к детям со стороны взрослых, это противозаконно. И мы сегодня поговорим с вами на эту животрепещущую тему.

Насилие отражается в нарушение прав ребенка: право на жизнь, на честь, на достоинство, на неприкосновенность личности, свободу совести, взглядов, которые являются необходимыми условиями гармоничного существования человека. Как показывает статистика, ежегодно в России более 100 тысяч детей подвергаются насилию, около 30 тысяч погибают. 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8 или 10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей как-то иначе, но не знают как. Таким образом, физические наказания и насилие в семье являются наиболее доступным средством воспитания в семье и в обществе. Как же осуществить воспитание без наказания? Сегодня мы попробуем это сделать.

1. «Разминка»

Командам предлагается ответить на ряд вопросов:

  • Как называется основной документ по правам ребенка. (конвенция о правах ребенка).
  • В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (от 0-18).
  • На кого конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (на родителей)
  • С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельный решения? (с 3х лет)
  • Какой стиль воспитания не совместим с правами ребенка? (авторитарный)
  • Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (и правом и обязанностью)

2. Упражнение «Психологическая зарядка».

Ведущий семинара: Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

  • Если в вашей группе время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.
  • Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
  • Если вы считаете себя хорошим воспитателем - постучите кулачком в грудь.
  • Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание с детьми - моргните правым глазом.
  • Бывает ли в вашей группе так: вы наказываете ребенка, а другие сотрудника тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.
  • Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
  • Если вы делаете все возможное, чтобы вашим детям было комфортно в группе - погладьте себя по голове.

Вот Вы сами дали оценку своим действиям и своим ошибкам, над которыми стоит поработать.

3. «Волшебный сундучок»

Чтобы вспомнить, какие права имеют дети, предлагаем поиграть в игру. Из ящика поочередно будут выниматься предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

  1. Свидетельство о рождении. - Что это за предмет? О каком праве он вам напоминает? (право на имя)
  2. Сердечко. - Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)
  3. Домик. - Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)
  4. Конверт. - О чем напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
  5. Букварь. - О каком праве напоминает это книга? (о праве на обучение, образование)
  6. Игрушечные утенок и утка. - О чем напоминают эти игрушки? (о праве ребенка быть вместе с мамой)
  7. Витамины - (право на здоровье)

Не смотря на то, что ребенок является равноправным человеком порой родителям, да и педагогам трудно осознать и принять, что он тоже имеет право на собственное мнение и поступки, что его права, как и любого другого человека, нужно уважать и нельзя нарушать.

4. «Ассамблея сказочных героев и нарушение их прав»

А сейчас уважаемые педагоги, предлагаем вам на примере сказочных героев проследить и проанализировать о возможных нарушениях прав детей.

  • какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? «Поросята из сказки - «Три поросенка» Зайчик из сказки - «Заюшкина избушка»; «Зимовье зверей»
  • в каких сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев?

«Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка», «Дюймовочка»

  • в какой сказке обижают, неволят, применяют физическое наказание?

«Карабас – Барабас»;

  • в какой сказке похищают ребёнка? «Снежная Королева», «Гуси-лебеди»
  • какие права Золушки нарушали ее мачеха и сестры?

(жестокое обращение, право на досуг и отдых, уровень жизни необходимый для поддержания здоровья)

  • в какой ещё сказке нарушены те же права? «Крошечка - Хаврошечка»
  • в каких сказках нарушено – право на тайну, право на свободу выбора?

«Царевна - лягушка», П. Ершов «Конек - Горбунок»

  • в какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечительство? (12 месяцев)
  • нарушение права ребенка на индивидуальность. «Гадкий утенок»,
  • в какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? «По щучьему велению, по моему хотенью»
  • в какой сказке нарушены права, охраняющие материнство и детство?

«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин.

  • какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом

на получение образования? «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Уже тогда писатели поднимали проблему нарушения прав ребенка. И таким образом, они пытались проводить правовое воспитание через сказки.

Грубым нарушением прав ребенка на сегодняшний день всё ещё остается, жестокое обращение с детьми. Встречается оно, кстати, чаще в семьях.

5. Информационное сообщение психолога «Виды насилия, признаки жестокого обращения с детьми»

Жестокое обращение с детьми - это действия (или бездействие) родителей или других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:

1. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода, медицинской помощи. Это отсутствие со стороны родителей должного уважения, внимания, ласки, тепла и заботы.

2. Психологическое или эмоциональное насилие - это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т. п.

Это - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме, оскорбление и унижение его достоинства, открытое неприятие и постоянная критика, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; лишение ребенка родительской любви; однократное грубое психическое воздействие, преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; поощрение к антисоциальному поведению.

Отсутствие психологической поддержки со стороны родителей приводит к различным нарушениям:

  • Подавленное состояние, беспокойство и высокий уровень тревожности, невротические страхи, низкая самооценка, ночные кошмары, страхи темноты.
  • Задержка интеллектуального развития, низкая успеваемость, плохая память.
  • Асоциальное поведение, замкнутость, агрессивность, потеря смысла жизни, попытки самоубийства.
  • Недостаточный вес, маленький рост, запущенный, неопрятный вид. (физическое развитие останавливается)
  • Импульсивность, взрывчатость, вредные привычки

3. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Это удары по лицу, тряски, толчки, затрещины, удушения, избиение ремнем, заключение в запертом помещении, нанесение увечий. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить.

ПОСЛЕДСТВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

  • Возбуждение злобы и ненависти к окружающим.
  • Развитие трусости и жестокости.
  • Регресс в развитии.
  • Отказ от учебы, нет мотивации.
  • Развитие лжи, лицемерия.
  • Низкий уровень самооценки.
  • Агрессивное поведение.
  • Депрессии, беспокойство.
  • Подростки – сбегают из дома, употребляют алкоголь и наркотики, бывают суицидальные попытки и криминальное поведение.
  • Вступают в суб культуры и находят поддержку в виртуальном мире (различных группах социальных сетей).

4. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми. Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Это не только прямой контакт, но и информационные источники.

Дети благодаря открытости и доступности этой информации, употребляют в открытую такие слова, как секс, выполняют действия, которые копируют из телевизионных каналов. У детей происходит нарушение психики, формируется неправильное представление о взаимоотношениях.

6. Работа в группах (с помощью карточек, которые получили участники, они объединяются в группы).

Цель: выяснить уровень осведомленности родителей относительно причинно-следственной связи жестокого поведения и понимание того, что не каждое наказание принесет ребенку пользу. Развивать навыки группового взаимодействия.

I группа – записывает причины жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку. В каких семьях чаще всего это наблюдается.

В каких семьях наблюдаются данные проблемы. Такие проблемы могут возникать совершенно в любой семье, несмотря на уровень образованности родителей, на уровень материальной обеспеченности семьи и т.д. Но чаще всего в группу риска попадают дети от нежеланной беременности, дети раннего возраста; дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями; дети из семей с деспотичным, авторитарным стилем воспитания и взаимоотношений; дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни; семьи, где родители – алкоголики, семьи, в которых много социально-экономических и психологических проблем, постоянные конфликты. Когда мать чрезмерно занята на работе. В семьях, где родители имеют хронические или психические заболевания, инвалидность. Когда ребенок живет без родного отца или матери с отчимом или мачехой, в семьях с усыновленными детьми. Часто обижают детей родители с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; сами перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные люди.

II группа – особенности поведения ребенка, по которым можно распознать о жестокости в семье и способы взаимодействия с такими детьми.

Особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии:

• психическое и физическое развитие ребенка не соответствует возрасту;

• низкая самооценка, подавленное состояние, избыточная потребность во внимании;

• запущенное состояние детей, неухоженность, неопрятность;

• изменчивое поведение, апатичность или наоборот, агрессивность в играх;

• враждебность или чувство страха по отношению к взрослым, судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого;

• следы побоев либо других повреждений;

• чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всех;

• обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

• демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;

нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы,

энурез, тики, расстройства сна и др.).

Если сотрудникам образовательного учреждения становится известно о единичных или систематических нарушениях прав ребенка о жестоком обращении с ребенком, им следует немедленно сообщить руководителю образовательного учреждения о выявленном случае. Также следует помнить, что за совершение различного рода жестокого обращения с детьми существуют уголовная, гражданско-правовая и административная ответственности.

7. Следующий вопрос, который бы мне хотелось обсудить с вами: Как определить ребенка, ставшего жертвой жестокого обращения? (Ответы аудитории).

Да, Вы работаете в тесном контакте с детьми и их семьями и первое, на что обратите внимание, это видимые признаки жестокого обращения, которые вы назвали. Так же вам поможет в этом:

- наблюдение за общением детей с родителями (как они встречаются вечером, какие вопросы задают дети, какова реакция родителей на шалости и капризы ребенка и т. п.);

- проведение с детьми занятий по рисованию на темы «Мой дом, моя семья», «Во что я люблю играть дома», «Выходной день в моей семье», «В гостях у бабушки» и вместе с психологом проанализировать полученные результаты;

- посещение семьи с целью оценить характер взаимодействия взрослых с ребенком, выявить, какие условия созданы дома для традиционных детских видов деятельности (игры, чтения, рисования, конструирования);

- беседы с родителями, которые позволят получить информацию об их образовании, интересах, желаниях относительно будущего своего ребенка.

8. Разбор практических ситуаций

Ведущий: предлагаю обсудить, как может поступить педагог, если он оказался свидетелем следующих ситуаций.

Ситуации выносятся на обсуждение, участники делятся своим мнением и опытом.

Ситуация № 1: воспитатель, во время переодевания ребёнка к дневному сну увидел на его теле синяки и кровоподтеки; родители привели ребёнка в сад, он переодевается, воспитатель встречает их в раздевалке и замечает на теле ребёнка синяки и кровоподтеки;

Ситуация №2: родитель привел ребёнка в детский сад, ребёнок переодевается, но возникает ссора между ребёнком и родителем, родитель грубо ведет себя с ребёнком в раздевалке (швыряет, трясет, шлепает);

Ситуация №3: мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей, есть молча.

Нарушает ли воспитатель права ребенка? Что делаете вы в подобной ситуации?

Ситуация №4: воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.

Как считаете Вы? Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?

Мы все постарались найти правильный выход из предложенных жизненных ситуаций, затрагивающих права ребенка.

9. Рекомендации педагогам:

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.

Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками, наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т. д).

Во-вторых, Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления.

Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием.

Советы для ведения разговоров с детьми:

  1. Подтверждайте невиновность ребенка

Ребенок никогда не является ответственным за то, что стал жертвой жестокого обращения. Это могут быть слова:

  • Ты ни в чем не виноват.
  • Я очень рад(а), что ты рассказал мне об этом, никто и никогда не заслуживает того, чтобы с ним жестоко обращались.
  • Ты не виноват(а) в том, что произошло. Я хочу, чтобы ты помнил(а) об этом.
  1. Верьте ребенку.

Наша задача выступать в роли защитников, поэтому мы всегда должны верить ребенку. Наша задача – разговаривать с ребенком. Мы те взрослые, кто представляет интересы ребенка. Оказываем поддержку для обсуждения их проблем. Рассказывать о своей ситуации дети могут бессвязно, история может иметь пробелы, быть хронологически неправильной, некоторые части ее могут казаться целиком бессмысленными и не согласовываться между собой.

  1. Оценивайте безопасность. Определение потребности ребенка в безопасности на данный момент.
  2. Оставайтесь спокойными. Эмоциональный взрыв с вашей стороны может отбить желание у ребенка рассказывать свою историю. Дети не любят огорчать взрослых.
  3. Будьте честными. Очень важно не давать обещаний, которых вы не можете выполнить. Необходимо рассказать ребенку о действиях, к которым следует прибегнуть.
  4. Проявляйте терпимость к языку ребенка. Дети рассказывают о жестоком обращении теми словами, которые они знают. Не всегда этот словарь может быть правильным, может показаться нам шокирующим, если слово не понятно, то лучше уточнить, что именно оно означает.
  5. Не подвергайте допросу. Не обязательно иметь все факты. Это касается вопросов – кто, что, когда, сколько раз…

Любое насилие воздействует непосредственно на психику и способно вызвать психическую травму, причинив тем самым серьёзный вред здоровью личности, в особенности детей.

Ребенок – это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало!

Вашему вниманию мы предлагаем послушать притчу о гвоздях, которая заставит нас задуматься о том, какую боль и страдание мы причиняем своим близким необдуманными словами и поступками.

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

10. Рефлексия

Уважаемые коллеги, мы завершили ход нашего семинара и отметили для себя, что выбранная тема была для вас интересна и актуальна. И прошу вас дать характеристику прошедшего семинара с помощью трилистника. Раскрасьте один из лепестков трилистника, выбрав цвет соответствующий вашему отношению к прошедшему семинару:

  • Красный - Я узнал много нового и буду обязательно это использовать;
  • Желтый - Я это знал, но мне это было интересно;
  • Синий - Я не всё понял, но я доволен.

Список литературы:

  1. Декларация прав ребенка // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Гарант, 1997. С. 16 - 28.
  2. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Гарант, 1997. С. 29 - 46.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием )
  4. Алексеева Л.С. Проблема жестокого обращения с детьми в семье / Л.С.Алексеева // Педагогика. - 2006. - №5. С. 43-52.
  5. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. / Ю.М. Атонян - М.: ИНФРА, 1995. С. 25.
  6. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С.А. Беличева, В.М.Фокин. - М., 2003.
  7. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком: Общие вопросы и физическое насилие / И.Н. Григович. - Петрозаводск, 68 с.
  8. Гуггенбюль Н. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Перевод с немецкого Н. Скородума. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2008 - 220 с.
  9. Дети "группы риска": материалы Международной конференции. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. - 173 с.
  10. Догадина М.А., Пережогин Л.О.Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших / М.А. Догадина, Л. О.Пережогин. - М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми

Данный материал содержит план мероприятий по профилактике жестого обращения по всем возрастным группам, разработанный на год....

Программа "Мы - вместе, мы - рядом". Профилактика жестокого обращения с детьми.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находит...

Презентация "Работа по профилактике жестокого обращения с детьми"

Агитационные плакаты педагогам и родителям "Детство без насилия"....

Профилактика жестокого обращения с детьми

Профилактика жестокого обращения с детьми...

Профилактика жестокого обращения с детьми. Педагогический совет – деловая игра

Для того, чтобы мудро воспитывать своего ребенка, знать спектр методов, применимых при процедуре наказания, чтобы не потерять родительский авторитет и не унижать личность формирующегося человека, роди...

Советы родителям по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

Простые правила, которые помогут родителям в воспитании ребёнка....

профилактика жестокого обращения с детьми

профилактика жесктого обращения с детьми в семье...