Консультация для родителей: " Застенчивый невидимка"
консультация по психологии (старшая группа)

Сидорова Татьяна Владимировна

Теория, рекомендации, игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zastenchivyy_nevidimka.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Застенчивый невидимка.

Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Её можно называть наиболее распространенной причиной, осложняющей общение.

Застенчивость сложное состояние и оно может оказывать разнообразные воздействия от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, который возникает в определенный момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впоследствии закрепляется.

Застенчивые дети выглядят удивительно похоже: опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и почти никогда в глаза собеседнику, ёрзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы.

Но при ближайшем рассмотрении, выясняется, что для многих детей застенчивость – лишь маска, за которой скрываются совершенно иные психологические трудности.

1) Ребенок может быть вовсе не застенчивым по природе, а наоборот, обладать неуёмной жаждой лидерства. Но, не умея ее реализовать и столкнувшись с неудачей, предпочтет уходить от контактов (на подсознательном уровне, не может объяснить мотивы своих поступков, отвечает: «Не хочу, неинтересно»). В этом случае нужно не столько бороться с застенчивостью, сколько определить, какая деятельность для ребенка наиболее успешна, что у него получается лучше других, и дать ему возможность раскрыть свои способности. Поверив в свои силы, почувствовав себя хоть в чем-то лидером, такой ребенок будет окрыленным и престанет дичиться окружающих.

2) Бывает, что застенчивость маскирует повышенную ранимость, обидчивость. Ребенок не рвется всегда и во всем быть первым, но душа у него такая хрупкая, что он не дает к себе прикоснуться, избегает контактов.

3) Ребенок может уклоняться от общения, когда не знает, что сказать, как поступить. Очень часто так ведут себя дети с бедной фантазией, неразвитым мышлением, медленной реакцией. Путь к раскрепощению такого ребенка лежит, прежде всего, через его умственное развитие.

4) При аутизме, тяжелом психическом отклонении, дети тоже отгораживаются от общения или общаются формально, при этом не испытывая потребности в окружающих в отличие от застенчивых детей.

5) А есть, казалось бы, сверхзастенчивые дети, которые с чужими людьми и пары слов не скажут и общаются избирательно, такое отклонение называется «избирательный мутизм» (мутист – немой). Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что у такого ребенка железная воля и очень властный, упрямый характер. Для него избирательное общение - это способ утвердить свое «я», эффективное средство манипулирования взрослыми. Помочь раскрепоститься такому ребенку надо, но, в основном, следует думать, как решительно и при этом тактично обуздать его упрямство.

Истинная застенчивость.

Застенчивость – это комплекс неполноценности, помноженный на эгоцентризм.( Опред. И.Медведевой) Истинно застенчивый человек не претендует на безусловное лидерство, однако, обладая повышенной чувствительностью, он обостренно реагирует на критику в свой адрес, легко впадает в уныние. Застенчивому человеку кажется, что он хуже других, и потому он не решается себя проявить. Но, с другой стороны, он сосредоточен на своих переживаниях, и сам не делает шагов на встречу другим людям. Ему, например, часто бывает трудно кого-нибудь пожалеть, он склонен считать себя наиболее несчастным и обиженным.

Коррекционную работу с такими детьми надо вести по двум направлениям: повышать его самооценку и постепенно разворачивать вектор внимания во внешний мир (учить сочувствовать, сопереживать другим).

Причины возникновения застенчивости у детей.

Очень многое зависит от родителей:

- часто родители застенчивых детей и сами не очень общительны;

- родительская тревожность;

- авторитарность взрослых.

Диагностические методики.

1. Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребенка к неврозу.

2. Влияние тревожности старших дошкольников. Автор Мерлин В.С.

3. Методика «Дом, дерево, человек»

4. Методика «Несуществующее животное».

5. Рисуночный метод выявления характера психических состояний.

6. Автопортрет.

7. Методика «Кактус».

8. Методика «Часики».

9. Методика «Обида».

#1052;етодика «Паровозик».

#1052;етодика «Кинотеатр».

#1054;пределение уровня эмоционального реагирования на ситуации.

#1052;етодика «Маски».

#1052;етодика «Цветовая социометрия».

#1058;ест «Сказа» Л.Дюсс.

#1040;нализ содержания детского самосознания. Методика Е.З Басиной.

#1052;етолдика «Лесенка»

#1054;пределение уровня притязаний.

#1054;просник родительских отношений.

#1054;тношение ребенка к чужому взрослому.

#1058;ест «Два домика».

#1054;тношение ребенка к сверстникам.

Список литературы.

#1044;иагностика психических состояний детей дошкольного возраста.

Сост.: С.В.Велиева.- М.,2005.

#1053;ижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность

ребенка к школе. – М.,2001.

#1057;авельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского

образовательного учреждения. – Ростов н/Д 2004.

#1050;ряжева Н.Л. Мир детских эмоций.- Ярославль 2001.

#1058;.Шишова. Застенчивый невидимка.- М.1997.

#1050;атаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.,2004.

#1057;еменака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. - М.,2004.

#1063;ижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. – Ярославль, 2003.

#1056;азвитие у детей коммуникативных способностей. Журнал: «Дошкольное

воспитание»- #8470; 10,11.

#1040;.Романов. Направленная игротерапия агрессивности у детей.

#1040;.Романов. Расстройства поведения и эмоций у детей.

#1050;.Тейлор. Тесты и упражнения для детей.

#1052;.М.Безруких. Развитие социальной уверенности у дошкольников.

#1045;.К.Лютова, Г.Б. Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с

детьми.

Если вы хотите помочь своим детям преодолеть застенчивость, начните с себя.

Старайтесь сами преодолеть свою скованность, поменьше тревожьтесь, а главное, умерьте требования к ребенку.

Важно не превращать дом в казарму, а для этого нужно почаще ставить себя на место ребенка.

Конечно, ребенок не взрослый, ему гораздо больше нужна опека сильного, но он должен иметь свободу маневра, иначе у него возникнет чувство, что его взяли за горло. И он будет этому сопротивляться. Один – активно (упрямиться, корчить из себя шута и т.п.), а другой – пассивно, отказываясь от общения с окружающими и тем самым, причиняя вам уйму хлопот.

Повышение самооценки начинается с похвалы.

-А вдруг мы его захвалим? – с опаской спрашивают родители застенчивого ребенка.

Не бойтесь, захвалить человека с заниженной самооценкой невозможно.

Ребенка нужно как можно чаще хвалить ни за что. Просто за то, что он есть на свете. Иначе ему начнет казаться, что родителям важны лишь его успехи, а сам он не представляет для них ценности.

Частая похвала вовсе не исключает критики и даже наказаний за проступки. Но, во-первых, уверенный в себе человек реагирует на замечания гораздо спокойней, а, во-вторых, истинно застенчивые дети обычно бывают покладистыми и не шаловливыми. Приступы агрессивности, на которые нередко жалуются их родители, это лишь реакция на постоянную зажатость, подавленность. И когда ребенок раскрепощается и начинает гордиться собой, его поведение выравнивается, так что у родителей почти не бывает к нему претензий.

Игры на развитие коммуникативных способностей.

Связующая нить

Участники сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить.

Передача клубка сопровождается высказыванием о том, что игроки чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим.

Когда клубок вернется к водящему, все натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Опиши друга

Упражнение выполняется в парах. Участники стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивают с оригиналом и делают вывод о том, насколько игрок был точен.

Волшебные очки

Надевающий волшебные очки должен разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке и рассказать об этом.

После игры участники говорят, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.

Пойми меня

Одному игроку на ухо сообщают задание. Он должен без слов (жестами, пантомимикой) передать это сообщение другому участнику. Задания могут быть, например, такими: открыть дверь, подойти и посмотреть в окно, поставить два стула рядом и др.

Я бросаю тебе мяч

Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, котенка и др.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котенком, люблю смотреть на цветы и др.)».

Через стекло

Двум детям предлагают передать друг другу какую – либо информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, а другой - на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи: «Я тебе позвоню, когда приеду», «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.

Игра в тарелочку

Играющие садятся на пол по кругу. Один ребенок выходит на середину круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает ее, называет имя какого-нибудь ребенка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает ее и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить ее, выбывает из игры.

Менялки

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.

Психолог говорит: «Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

Поводырь

В группе разложены и расставлены предметы-препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

Пантомимические этюды

Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старик, ребенок, который только учится ходить, уставший человек и др.

Сказки на изнанку

Кукольный или настольный театр по известной сказке.

Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.

Азбука настроений

Психолог готовит шесть карточек, передающих разные настроения несколько персонажей (кошка, попугай, мышка, мужчина, женщина и т.д.): радость, горе, испуг (страх), злость (агрессия), самодовольство (гордость), недовольство.

Детям предлагают выполнить такие задания, как «Определи настроение» (по карточкам), «Выбери героя» (с определенным настроением), расскажи, что с ним произошло, и объясни причину его эмоционального состояния.

Я не всезнайка.

Поэтому я и не буду пытаться быть им.

Я хочу, чтобы меня любили.

Поэтому я буду открыт любящим детям.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства.

Поэтому я позволяю детям учить меня.

Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий.

Поэтому я объединяю свои усилия с усилиями ребенка.

Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле.

Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить

его.

Я - единственный, кто может прожить мою жизнь.

Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять

жизнью ребенка.

Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя.

Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у

ребенка.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли.

Поэтому я буду стараться смягчать удары.

Я чувствую страх, когда я беззащитен.

Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру

беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

- расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите малыша спокойно относиться к новым местам;

- не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами все сделать за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий;

- постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах;

- привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым.

Например: «Надо узнать, про что эта интересная книга с замечательными картинками. Давайте спросим библиотекаря (продавца) и попросим дать нам ее посмотреть». Обычно в такой ситуации «вынужденного» общения, например на приеме у врача, в детской библиотеке, в гостях у соседки, ребенок сначала скован настолько, что здоровается только шепотом, отводя глаза, и не отрываясь о руки матери. Зато, уходя, прощается громко и отчетливо, иногда даже улыбается.

Работа психолога по преодолению

трудностей общения у детей дошкольного возраста.

В отечественной и зарубежной психологии вопросам личностного развития ребенка всегда уделялось и поныне уделяется большое внимание. А личность, как известно, формируется, в том числе в общении. Ребенок находится в состоянии постоянного взаимодействия с миром. Он строит свои отношения с окружающими людьми, узнает от них что-то новое, подражает им, общается с ними… От умения найти контакт с взрослыми и сверстниками, выстроить межличностные отношения зависит уровень комфортности или, напротив, некомфортности существования ребенка в постоянно меняющемся мире.

Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!); 2) умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

К трудностям общения относят: застенчивость, тревожность, замкнутость, страхи, нарушение самооценки, агрессивность и жестокость, конфликтность и др.

Для тог, чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним относятся: неблагоприятные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Второй причиной могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. И последний момент: на особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка.

У дошкольников могут проявиться следующие неблагоприятные характеристики:

- неспособность сопереживать другому человеку;

- неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;

- отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролю за

своим поведением;

- множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок

постоянно возвращается при общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей застенчивость

Тема: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка». Задачи консультирования: Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи воспитанника. Способс...

Консультация для родителей "Застенчивый ребенок"

Данный материал предназначен в помощь родителям....

Консультация для родителей "Застенчивый ребенок"

Помогите преодолеть застенчивость ребенка в раннем взрасте...

Консультация для родителей "Застенчивость"

Консультация для родителей "Застенчивость"...