Мастер-класс: «Нейропсихологические игры и упражнения для дошколят»
консультация по психологии

Копылова Марина Евгеньевна

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, педагог-психолог ДОУ может использовать в коррекционно-развивающей работе нейропсихологический (психомоторный) подход, который предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_neyrouprazhneniya_i_igry.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила педагог-психолог Копылова Марина Евгеньевна

Мастер-класс:

«Нейропсихологические игры и упражнения для дошколят»

Старший дошкольный возраст

Целевая группа: педагоги, родители и дети групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР,  ЗПР)

Цель мастер-класса: повышение уровня знаний участников образовательного процесса (педагоги, родители, дети) по использованию нейропсихологических игр и упражнений.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с нейропсихологическими играми и упражнениями, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.
  2. Объяснить значимость используемых нейропсихологических игр и упражнений, показывая и отрабатывая совместно с участниками мастер-класса точность выполнения и правильный темп.

Оборудование: заготовки  для межполушарного рисования, нейродорожки, игра «Попробуй, Повтори!», игра «Ножки-Ладошки»

Основные этапы мастер-класса:

1.     Постановка педагогической проблемы. Введение в тематику мастер-класса.

2.     Основная часть. Применение нейропсихических игр и упражнений при работе с детьми с ОВЗ

3.     Рефлексия.

Ход мастер-класса

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. С рождения межполушарные связи формируются в движении. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь, которая по разным причинам может быть нарушена. В современных условиях, педагогу-психологу необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области – нейропсихологии, которая изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге, психическими процессами и поведением. Для того чтобы глубже понимать причины различных нарушений и повышать эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ. Применяемые нейропсихологические игры и упражнения, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, повышают устойчивость внимания, способствуют улучшению запоминания и развитию речи. Сегодня мы познакомимся с нейропсихологическими играми и упражнениями старшего дошкольного возраста.

Что такое Нейропсихология? Это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка.

Если говорить простым языком – это развитие головного мозга через движение.

Некоторые из игр имеют как немедленный, так и накапливающий эффект.

1. Игры, способствующие улучшению запоминания

Упражнение «Имя – движение» 5 мин

Цель: знакомство участников.

Педагоги, родители, дети группы по очереди произносят свои имена и сопровождают их определенным движением. Остальные повторяют движение.

2. Непосредственно само «Межполушарное рисование»

Цель: развитие двух полушарий головного мозга и активизации познавательных процессов.

Психолог раздает участникам мастер-класса многоразовые ламинированные карточки и маркеры, необходимо обвести один и тот же предмет одновременно двумя руками.

3. Развитию межполушарного взаимодействия, помогают такие упражнения как  «Кулак – ребро - ладонь», «Бежали бегемотики» (развитие координации)

Работа проводится как левой, так и правой рукой поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.

4. Нейропсихологическая игра «Попробуй, Повтори!»

Задача повторить поднимает настроение и рождает поисковую активность, которая в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий.

Участникам раздаются карточки, где изображены руки в разном положении, необходимо это положение повторить. Затем раздаются картинки детей в разных позах.

5. Двигательные упражнения, напольная игра «Ножки и ладошки»

Цель: развитие координации, равновесия, внимания.

Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, налаживают координацию, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, снижают утомляемость и повышают эмоционально-волевую устойчивость.

Уважаемые участники, мы сегодня познакомились с нейропсихологическими играми и упражнениями, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников, я надеюсь, что информация для вас была полезна, и вы будете использовать их как дома, так  и в работе с нашими детьми. Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Проведение рефлексии.

Литература:

1.        Сборник под ред. П.Н Лосева, Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет.-М., 2005;

2.        Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте – М.- Академия-2011;

3.        Калганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч.-М.АЙРИС-пресс,2015;

4.        Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников.- С-П., 2002;

5.        Лалаева Р.И Логопедическая работа в коррекционных классах.-М.,2002;

6.        Лурия А.Р. Основы нейропсихологии – М., 2002 г;

7.        Ефимов И.О. Современная нейрофизиология речи и слуха.-С-П.,2009;

8.   Забрамная С.Д., Баровик О.В. От диагностики к развитию.- М.,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей "Игры и упражнения по развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"

Ознакомление  родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения и  коррекции зрения  у детей....

Мастер-класс для педагогов: "Игры и упражнения по театрализованной деятельности в детском саду"

Игры и упражнения в работе с детьми по театрализованной деятельности...

Мастер-класс для родителей . «Игры и упражнения с кинетическим песком»

Кинетический песок помогает развитию моторики. Кинетический песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения....

Мастер-класс с родителями: «Нейропсихологические игры и упражнения для дошколят» Подготовительная к школе группа

Цель: познакомить родителей с приемами нейропсихологических игр и  упражнений, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.Задачи:1. Объяснить значение использования нейро...

«Нейропсихологические игры и упражнения для дошколят»

Недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чув...

Мастер-класс "Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми"

Цель мастер-класса: повышение уровня знаний педагогов по  использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и фор...

Семинар-практикум для родителей "Нейропсихологические игры и упражнения для дошколят"

Материал будет полезен педагогам ДОУ, родителям. Его цель: познакомить родителей с приемами нейропсихологических игр и упражнений, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте....