Семинар-практикум для родителей "Нейропсихологические игры и упражнения для дошколят"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Косарева Ольга Александровна

Материал будет полезен педагогам ДОУ, родителям. Его цель: познакомить родителей с приемами нейропсихологических игр и упражнений, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_2023.odt17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар-практикум для родителей

«Нейропсихологические игры и упражнения для дошколят»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Косарева О.А.

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Саров

2023г.

Цель: познакомить родителей с приемами нейропсихологических игр и упражнений, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.

Задачи:

1. Объяснить значение использования нейроупражнений в работе над развитием речи детей.

2. Вызвать интерес к проведению нейропсихологических игр и упражнений, и оптимизировать интеллектуальные процессы.

3. Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.

Теоретическая часть

На сегодняшний день, наблюдая и диагностируя дошколят мы видим, что все и больше и больше появляется детей с различными нарушениями развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т.е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на 1 ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое.

Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.

Давайте вспомним с вами, как мы проводили время в наше детство: поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на скакалке, в резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с. А наши дворовые игры с соблюдением правил: это прятки, казаки-разбойники, колечко и многое другое…

А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.

Ведь бегая и прыгая, а также, играя по правилам у нас развивалась координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений.

Таким образом, недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.

Что же с этим делать? Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность. Я хочу вас познакомить с нейропсихологическими играми и упражнениями. Благодаря им оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга и т.д.

Прежде чем приступить к нейропсихологическим упражнениям для детей убедитесь, что ребёнок в хорошем настроении. Не настаивайте и не перегружайте малыша занятиями, иначе достичь нужного эффекта не получится. Ребёнок начнёт протестовать и вовсе откажется от каких-либо совместных игр. Комбинируйте разные упражнения, чередуйте подвижные и спокойные занятия. Начинайте с простых и доступных для малыша игр, чтобы он видел, что может с ними справиться. Постепенно добавляйте более сложные упражнения достаточно проводить занятия до получаса, главное – регулярно. Не забывайте хвалить ребёнка за успехи, не акцентируйте внимание на том, что не получается. И помните – это игра, где есть место веселью и никакой «обязаловки».

 

Предлагаю приступить к практикуму и посмотреть на деле что такое нейропсихологические игры и упражнения. Сегодня я представлю вам упражнения и игры на развитие межполушарных связей, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма.

Практическая часть

«Повтори рисунок»

Ребёнок рисует картину, состоящую из геометрических фигур Вы не должны видеть, что получилось. Художник должен сам детально и точно описать рисунок, а вы должны его повторить на своём листе. Получилось? Если да, то это отличный результат. Можете меняться ролями.

«Покажи путь»

Ведущему завязывают глаза. Ребёнок должен провести его от точки А до точки Б, подсказывая куда двигаться и на сколько шагов. Например, два шага вперёд, четыре шага вправо, один шаг назад, два вправо, три вперёд.

«Найди меня»

В непрозрачный мешочек положите цифры и буквы. Подойдут детали от магнитной доски или вырезанные из картона.

«Зеркальное рисование»

Распечатайте картинку. Она может быть любой в зависимости от подготовленности ребёнка. Обратите внимание, чтобы на рисунке были мелкие детали.

Рисование двумя руками

Такая нестандартная техника творчества активизирует сразу оба полушария головного мозга.

Специалисты используют параллельное рисование в качестве профилактики и коррекции дислексии и дисграфии. Ведь трудности с чтением и письмом, когда дети путают или пропускают буквы становятся всё более распространённой. Рисование двумя руками повышает умственную способность и работоспособность, а также снимает тревожность, которая часто мешает сосредотачиваться на заданиях.

Для занятий с детьми предлагаем рабочие листы, где нужно одновременно двумя руками обвести по линиям узоры и рисунки. Рисовать можно карандашами, фломастерами или ручкой.

На первый взгляд это очень простое задание. Но когда обводишь рисунки двумя руками, сложность повышается. Начинать следует с крупных узоров и линий. Если ребёнок работает над картинками, то в завершение можно предложить раскрасить изображения так же двумя руками одновременно. Сделать задания более увлекательными помогут загадки и стишки. Задания с мелкими линиями подходят для

детей младшего школьного возраста.

Есть рисунки, где линии накладываются друг на друга. Это повышенный уровень задания.

Некоторые детки с трудом могут отследить путь, поэтому для начала можно провести одну из линий пальцем, а затем попробовать сделать это двумя руками.

«Воображариум»

Нарисуйте геометрические фигуры и попросите ребёнка пририсовать к ним дополнительные элементы, так чтобы получился рисунок. Такая игра отлично развивает воображение.

«Почеши мне спинку»

Суть игры – один ребёнок рисует на спине другого символы и картинки, другой угадывает.

Важно изображать не только знакомые фигуры, но и незнакомые. Так будет интереснее.

 


Литература

  1. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагогапсихолога. Детский сад. – 2019. - №6. – с.43-50
  2. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 1/ В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. -М.: АЙРИС-пресс, 2018. -416 с. : ил.
  3. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2/ В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. - М.: АЙРИС-пресс, 2018. - 144с.: или. - (Культура здоровья с детства).
  4. Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М.: АЙРИСпресс, 2018. - 112с.: или. + вклейка 8 с. - (Популярная нейропсихология)
  5. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2007. — 474 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их  коррекции....

Семинар-практикум для родителей: «Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Семинар -практикум для родителей 6"Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры и упражнения на развитие звуко-слогового анализа у дошкольников»

Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры и упражнения на развитие звуко-слогового анализа у дошкольников»...

Семинар – практикум для воспитателей: «Театрализованные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для воспитателей: «Театрализованные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»...

Семинар-практикум для родителей. Тема «Игры и упражнения по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ»

Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР.. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию...

Семинар - практикум для воспитателей. Тема «Игры и упражнения на развитие познавательной активности и наглядно-образного мышления детей через конструктивно-модельную деятельность».

Стремительно происходящие изменения в жизни нашего общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого ...

Семинар – практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум имеет практическую направленность. Целью данного семинара является активизация родителей в процессе коррекции и развития речи детей с ТНР. Одним из средств коррекции и развития реч...