ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ «ЕЖЕДНЕВНЫЙ РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ»
консультация по психологии

Дружинина Юлия Александровна

Ежедневный рефлексивный круг - современная технология эффективной социализации ребенка в ДОУ.  Как же организовать рефлексивный круг так, чтобы он стал эффективным инструментом педагогической деятельности в работе с детьми с ОВЗ и помогал в решении воспитательных задач? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_ezhednevnyy_refleksivnyy_krug.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

     Название рефлексивный круг происходит от слова рефлексия. Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение». Рефлексируя, мы развиваем мышление как наглядно – образное, так и словесно – логическое. Педагогическую технологию «Ежедневный рефлексивный круг» описала Гришаева Наталья Петровна в учебно-методическом пособии «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации». Она отмечает, что «Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Это время планирования событий дня, воспитатель рассказывает детям о том, что их ждет. Вместе они анализируют эмоции, настроение, поведение, планы и события предстоящего дня.

Как же организовать рефлексивный круг так, чтобы он стал эффективным инструментом педагогической деятельности и помогал в решении воспитательных задач. В первую очередь рефлексивному кругу, как и любому важному событию, нужно дать название, обозначить его для детей понятным словом: «Круг дружбы», «Круг-помощник», «Круг добрых дел», «Круг группы» и т.д. Название можно обсудить с детьми. Рекомендуется проводить рефлексивный круг в начале дня. Но для полноты восприятия целесообразно проводить рефлексивный круг в конце дня, например, после ужина, где будут подводится итоги дня, обсуждаться отношение детей к друг к другу и к ситуациям, эмоции и чувства и т.д. Если того требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «Рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после происшествия.

Зачем детей учить рефлексии? По-другому, рефлексия – это самоанализ, который позволяет обращать внимание ребенка на свои поступки, чувства, эмоции, поведение, анализировать решения, которые дети обсуждают в группе и принимают совместно с воспитателем. Рефлексия позволяет развивать речь, критическое мышление, словесно-логическое мышление. Обсуждение в младших группах может занимать от 5 до 10 минут и менее, а в подготовительной к школе — 10-20 минут.

 Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой. Можно включать медитативную музыку. В проведении круга применяются игрушки-помощники. Они могут быть разными для разного обсуждения: сова – размышляем, клубочек с ниточкой - беседуем о дружбе, кубик эмоций и т.д. Сама игрушка будет настраивать на нужный лад. Еще одна функция игрушки – это внешнее подкрепление внимания ребенка. Дошкольникам сложно сохранить устойчивое внимание, они будут отвлекаться, а игрушка приковывает интерес и позволяет соблюдать правило «Говорит лишь тот, у кого в руках игрушка». Начало и окончание рефлексивного круга можно обозначать звуковым сигналом, например, колокольчиком.

 Для разговора про эмоции и поведение можно использовать мешочки злости, коробочки плохого настроения, шкатулки добрых дел. Эти предметы дети передают друг другу во время разговора про чувства «складывая» в них эмоции.

 Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем. Педагогу важно помнить о том, что не следует прерывать и перебивать ребёнка, давать какие-либо оценки типа: «молодец», «умница», «нельзя», «ПЛОХОЙ».

Утренний рефлексивный круг.  Приветствие, настрой и обсуждение планов.

Мы обсуждаем эмоциональное состояния детей, с каким настроением они пришли в детский сад. (Коробочка настроения). Если есть ребята, которые пришли в детский сад с плохим настроением, следует обратить на это внимание детей, пытаясь совместно с ними понять причину грусти и недовольства, посопереживать товарищу.

Рефлексивный круг днём.

Днём возникающие темы для беседы в кругу могут быть запланированы в соответствии с темой недели, или возникнуть спонтанно: дети принесли игрушку, в группе произошло интересное событие, в случае изменения погодных условий и т. д.

Если же в группе возникает конфликт, то организуется «экстренный круг». Где мы обсуждаем сложившуюся ситуацию. Что случилось? Почему так произошло? Как решить ситуацию? Плохо или хорошо это? Какие выводы мы должны из этого сделать?

Что касается способа примирения, то можно иметь специальную «рубашку примирения», появление которой было принято на рефлексивном круге, она помогает поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже.

Вечерний круг: проводится в форме рефлексии-обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня:

·        Что сегодня сделали по теме?

·        Что сегодня было интересно?

·        Было ли в группе сегодня такое, что вас огорчило?

·       Что хотелось бы изменить? За что можно похвалить себя (воспитателя)?

 Гришаева Н.П. выделяет следующие задачи педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг»: сплочение детского коллектива; формирование умения слушать и понимать друг друга; формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе; обсуждение планов на день, неделю, месяц; развитие умения выражать свои чувства и переживания публично; привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

Сплочение детского коллектива: способствуют игры в кругу, которые позволяют детям взаимодействовать друг с другом и высказывать положительное отношение. Например, игра «День рождения друга». Для роли «ведущего» выбирается один ребенок, он выходит в центр. Воспитатель говорит, представьте, что у Маши, Вити… сегодня день рождения. В день рождения принято говорить имениннику много хороших слов. Расскажем ему, чем он нам дорог и что в нем нравится больше всего. Например, Саша, мне нравится твоя доброта.

 Игра «Встаньте те, кто» или еще одна модификация игры «Солнышко светит на тех, кто…» позволяет детям узнать интересы друг друга. Педагог проговаривает фразу «Встаньте те, кто любит кошек, собак, мороженое, грустить, смеяться». Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. В начале, можно использовать признаки, которые могут нравиться не всем детям, а затем, такие, которые объединяют всех.

 Игры с клубком и ниточкой. Воспитатель: Дети, это клубочек дружбы, он смотан из пушистой мягкой ниточки. Клубочек поможет нам сегодня поиграть. Поздоровайтесь друг с другом по кругу, передавая клубочек. Первый берет край ниточки и передает другому клубочек, второй тоже забирает ниточку и передает клубок дальше. Когда клубочек размотан, воспитатель говорит: Посмотрите, какая красивая ниточка нас связывает, она крепкая и мягкая, как наша дружба крепкая и добрая. Сейчас мы смотаем ниточку в клубок обратно, и он будет хранить нашу дружбу в своих ниточках. Это упражнение направлено на развитие образного мышления (воображения) детей, позволяет фантазировать и приписывать материальному предмету воображаемые качества.

 Игра «Доброе животное» (Медитативная музыка): Давайте представим, что мы все одно большое, доброе животное, послушаем, как бьется его сердце (туктук). Тук-шаг вперед, тук-шаг назад.

Игра «Пианино»: Кладем ладошку на колено соседей и попеременно «играем» - поднимаем руки поочередно.

 Формирование умения слушать и понимать друг друга: Во время проведения рефлексивного круга мы приучаем детей слушать говорящего. В этом нам помогает правило: «Говорит только тот, у кого в руках игрушка» и соответственно применение игрушек помощников. Кроме того, в этом помогают игры, в которых необходимо говорить по очереди: «Снежный ком», «Придумаем сказку вместе», «Мозговой штурм» и т. д». Все они помогают детям слушать и слышать говорящего.

Развитие умения выражать свои чувства и переживания публично: Обучая детей выражать эмоции, мы развиваем их эмоциональный интеллект. Это способность понимать чувства другого человека, свои собственные и управлять своими чувствами. Вначале и конце дня можно использовать игры, которые через обозначение цветом, погодой, временем года позволяют выражать эмоции, например, «Цвет настроения», «Если бы мое настроение было погодой…», «Какое время года у меня сегодня на душе…». Они позволяют ребенку проанализировать свое эмоциональное состояние, обозначить его цветовым образом и выразить через него. Для воспитателя цвет настроения, погода на душе ребенка сигнал о благополучии или не благополучии эмоциональной сферы ребенка. В проведении этой игры поможет пособие – градусник настроения. Ребенок, глядя на него, выбирает цвет и фиксирует пометку смайликом. Следующая игра «Какое воспоминание я сегодня хотел бы забрать домой». Позволяет проанализировать день и зафиксировать внимание ребенка на его положительных сторонах. Другое похожее упражнение «О чем я погрустил сегодня». Детям трудно справиться с неприятными эмоциями – грусть, злость, страх и т.д. Они стараются эти эмоции подавить (заставить себя их не чувствовать), забыть (как будто не было события). А это упражнение позволяет вспомнить то, что расстроило ребенка в безопасном кругу поддержки и описать свои чувства, тем самым прожить их заново и сделать переживание менее интенсивным. Игра, помогающая в выражении чувств: «Скажи словами…» Мы просим детей назвать чувство, которое у них на душе. Воспитатель подает пример, я рад, я сейчас сержусь, мне тревожно и т.д. Умение ребенка перевести телесное ощущение в речь – открывает дорогу к самоконтролю и умению управлять собой. Игра «Что поможет мне справиться?». Мы часто испытываем неприятные эмоции, например, грустим. Что поможет нам погрустить? Можно порисовать, поплакать, поделиться грустью с другом. Позлиться и никому не причинить вреда? Проговорить, как ты злишься, нарисовать свою злость, вылепить ее из пластилина, покидать мячики в цель, поиграть в злого персонажа. Радоваться? Улыбаться, танцевать, играть, рисовать. Вы увидели многообразие безопасных способов выражения эмоций множество и дети могут подобрать то, что нравиться им больше. Можно привлекать родителей к эмоциональным играм. Обсуждения и игры, которые вы делаете в круге могут выйти за пределы детского сада и рекомендованы родителям. Они могут стать участниками обсуждения тем рефлексивного круга и обсуждать это дома, делиться опытом, давать детям советы. Родители могут привлекаться к созданию атрибутов для проведения круга. Таким образом, рефлексивный круг является эффективной технологией для создание психологически комфортного климата в детском коллективе.

Перед началом «круга» дети берутся за руки и говорят речёвку, а затем садятся в круг.

Правила «Рефлексивного круга» для детей:

1. Говорит только тот, у кого в руках предмет

2. Если не хочешь говорить, можешь пропустить свою очередь

3. Не повторять то, что кто-то уже сказал; -не уходить из «круга», пока он не закончится.

4. Для воспитателя: не давать оценку высказываниям детей, только интонацией подчеркнуть то или иное высказывание; стараться комментировать каждое высказывание детей, развивая их суждения дальше.

Что дает рефлексивный круг?

  • Благодаря таким традициям вырабатывается навык осознания воспитанниками происходящего в группе;
  • Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли;
  •  Анализировать и осознавать те качественные изменения, которые произошли с ними в последнее время;
  • Понимать эмоциональное состояние других людей;
  • Развивается межличностное доверие;
  • Обогащается словарный запас детей за счет слов, обозначающих различные эмоции.

- Предлагаю вам окунуться в мир детства и стать участниками «Ежедневного рефлексивного круга».

Картотека игр

 Колокольчик наш звенит, в круг собраться он велит. (Педагоги образуют круг, садясь на коврики).

Приветствие

1.     К нам Маша пришла

        Колокольчик взяла

        Позвонила, позвонила

       И Илюше отдала.

2.   Собрались все дети в круг,

      Я – твой друг и ты – мой друг.

      Вместе за руки возьмемся.

      И друг другу улыбнемся!

 (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

 Вы подарили друг другу улыбку, каким стало ваше настроение?

Настроение может быть разным.

3. «Забавные гномы»Представьте, что мы с вами стали забавными гномиками:

Когда нам грустно – мы делаем вот так.

Когда нам больно – мы такие.

Когда мы удивлены – делаем вот так.

Когда мы испуганы – мы такие.

Когда мы злимся – мы уже другие.

Когда мы спокойные - мы такие.

Когда мы радуемся – мы делаем так.

Какое настроение вам понравилось больше всего? Желаю вам сохранить хорошее настроение на целый день.

4. Игра с микрофоном. «Расскажи о себе то, что захочешь».

5. «Я глазами других». Дети сидят в кругу на ковриках. Педагог показывает волшебный камешек, с помощью которого можно узнать много интересного о себе. Дети передают волшебный камешек друг другу

Со словами: «Я даю тебе камешек, потому что ты…»

Итоги: при помощи камешка вы много сказали доброго и хорошего.

6. «Волшебные» очки. Педагог показывает «Волшебные очки»: «Тот, кто их оденет, увидит в других людях только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно. Каждый из вас примерит очки и рассмотрит остальных». Дети по очереди надевают очки и называют достоинства друг друга

7. «Подарок волшебника» (звучит медитативная музыка, передают свечу во время ответов поочередно).

Представьте, что сюда вошел волшебник, который предложил сделать вам подарок. Но не материальный. Он предложил подарить личное качество или черту характера, позволяющие стать лучше. Какой подарок вы хотите получить? (поочередные ответы по кругу).

Событийные

8. Ребята, у нас возникла проблемная ситуация. Медсестра предупредила, что из-за штормового предупреждения (сильный ветер), мы не можем пойти на улицу. А ведь мы так хотели совершить экскурсию вокруг детского сада, поиграть на участке.

·               Как мы можем решить эту проблему? (поиграть в группе).

·               Что нужно сделать, чтобы каждому было интересно? (заняться любимым делом).

·               Кто чем хочет заняться? Рефлексия (с использованием клубочка).

9. Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:

·  Что у тебя получилось лучше всего?

·  Кто помог тебе сегодня?

·  Что у тебя не получилось и почему?

·  Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

·  Что было самым трудным?

·  Что было самым интересным?

·  Что ещё не получается?

·  Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д. 

10. Игра в круге «Монеточка». По кругу передается монета, причем делается это только с помощью указательного пальца правой руки. При передаче говорятся теплые пожелания, комплименты.

Шуточные

11. А сейчас давайте знакомиться так, как это делают животные.

- Чьи имена начинаются с буквы «М» - будут мычать;

- Чьи имена начинаются с буквы «Р» - рычать;

- «С» - свистеть; -

- «Б» – блеять;

 - «К» - кудахтать;

- «О» - орлами летать;

- «А» - будут антилопами с изогнутыми рогами (показывают рога над головой);

- «И» - извиваться, как змеи и т.д.

12.  «И я (мы) тоже»

Ведущий говорит:

-           Я люблю играть.   Дети: И мы тоже

- Я знаю много сказок –

 - Я люблю смеяться –

- Я люблю в воде плескаться –

- Я веселый поросенок …?

  - Я удил на речке Вожже – И мы тоже

- Со мною был Сережа -

- Я купался и плескался – - Лещ на удочку попался … ?

Сейчас предлагаю вам вернуться в реальность, стать взрослыми, подвести итог сегодняшнего мероприятия, обменяться мнениями.

 - Колокольчик наш звенит, расходиться он велит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Технологии эффективной социализации детей. Ситуация месяца.

Самостоятельность и инициативность - это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка....

ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ Н.П. ГРИШАЕВОЙ «СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ»

Социальная акция – мероприятие, направленное на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников....

Мастер-класс для педагогов "Технология эффективной социализации детей Н.П.Гришаевой. Ежедневный рефлексивный круг"

Как организовать работу ежедневного рефлексивного круга, какие игры и упражнения можно применять....

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста «Ежедневный рефлексивный круг» Н.П. Гришаевой»

Памятка для педагогов "Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста ;Ежедневный рефлексивный круг" Н.П. Гришаевой;....

Технология эффективной социализации детей 3-7 лет Н. П. Гришаева : «Ежедневный рефлексивный круг»

Технология эффективной социализациидетей 3-7 лет Н. П. Гришаева: «Ежедневный рефлексивный круг»...