ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста «Ежедневный рефлексивный круг» Н.П. Гришаевой»
методическая разработка (подготовительная группа)

Остапкевич Ольга Федоровна
Памятка для педагогов "Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста ;Ежедневный рефлексивный круг" Н.П. Гришаевой;.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_pedagogov.docx195.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                      ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВhttps://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1618326983_20-phonoteka_org-p-foni-detskie-dlya-detskogo-sada-20.jpg

«Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного   возраста  «Ежедневный рефлексивный круг» Н.П. Гришаевой»

Рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности.

«Ежедневный рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей.

Цель: развитие связной речи детей, раскрытие «я» ребенка (познание себя, своих мыслей, собственных действий и состояний). 

Задачи:

  • сплотить детский коллектив;
  • развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;
  • формировать умение слушать и понимать друг друга, решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи;
  • учить обсуждать планы на день (в дальнейшем на неделю, месяц);
  • привлечение родителей к жизни детей в ДОУ.

Виды рефлексивных кругов:

  • ЛИЧНОСТНЫЕ (познание ребенком самого себя, своих мыслей, чувств, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых, развитие речи как средства общения)
  • СОБЫТИЙНЫЕ (осмысление собственных действий и состояний)
  • ТВОРЧЕСКИЕ (развитие творческого потенциала (дети учатся сочинять, фантазировать), релаксация, рассказы по воображению и др.)
  • ПОНЯТИЙНЫЕ (осмысленное понимание и восприятия духовной действительности человека, формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи)

Рефлексивный круг может проводиться:

  • по плану
  • по итогам свободной работы
  • без плана, когда в течение дня неожиданно появляется необходимость обсудить какое-то событие или жизненную ситуацию.

Большинство дошкольников испытывают трудности, на первых порах внедрения этой технологии:

  • не умеют выражать свои мысли и чувства словами;
  • не всегда понимают вопросы и задания;
  • не умеют выслушивать мнения других ребят, перебивают друг друга, выкрикивают;
  • боятся высказывать свое мнение, думают, что над ними посмеются, испытывают страх «неправильного» ответа.

Постепенно они привыкают видеть доброжелательность, терпеливость, прислушиваются к тому, о чем рассказывают другие, не боятся говорить о себе. Речь становится эмоциональной, а запас слов разнообразнее.

Правила на ЕРК создаются совместно педагогом и детьми (Правила вывешиваются на стенд или стены в виде картинок)

ПРАВИЛА проведения ЕРК:

  • РК проводится КАЖДЫЙ ДЕНЬ в удобное время (утро/день/вечер)
  • РК начинается с речёвки (приветствия)
  • Время проведения: младшие группы-5-10 минут,
  • старшие группы-10-20 минут.
  • Необходимо соблюдать атрибутику и традиционность проведения РК (приглушенный электрический свет, спокойная музыка, свеча (электрическая), мягкий предмет-талисман, который дети передают по кругу, место проведения РК (ковер, подушки и др.)
  • В младших группах начинать РК с детей, которые могут что-либо сказать самостоятельно. Для привлечения внимания детей надевать на руку куклу и говорить от ее лица.https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1618326983_20-phonoteka_org-p-foni-detskie-dlya-detskogo-sada-20.jpg
  • Обсуждать проблемы без перехода на личности детей, чтобы каждый ребенок чувствовал свою защищенность.
  • !!! Нельзя ОЦЕНИВАТЬ высказывания детей!!!  Стараться комментировать каждое их высказывание, развивая суждения дальше.
  • Каждый РК заканчивается технологией развивающего общения «К родителям через детей», по которой дети должны дома задавать вопросы своим родителям по теме прошедшего РК.

ПРАВИЛА проведения РК для детей: 

  • Правило поднятой руки.
  • Говорить по одному или тому, у кого в руках предмет.
  • Отвечать на вопрос, который задан.
  • Не повторять то, что кто-то уже сказал.
  • Если не хочешь, можешь не говорить.
  • Не уходить из «круга», пока он не закончится.

Пример структуры утреннего ЕРК:

  • Позывные для утреннего круга (звуковые сигналы, песня, сюрпризный момент, …)
  • Организация круга (п/и «Поезд», размещение на своей подушке, …)
  • Приветствие (речевка, клубок, игрушка-талисман, …)
  • Обсуждение эмоционального состояния детей.
  • Обсуждение планов на день.
  • Обмен новостями и информацией о прошедших и предстоящих событиях.
  • Выявление детских интересов.
  • Обсуждение проблемных ситуаций.

Пример вопросов на экстренном «ЕРК» (сразу после какого-то происшествия)

  • Что случилось?
  • Почему так произошло?
  • Как решить ситуацию?
  • Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие-нет и почему?
  • Как поступить с тем, кто нарушает правила?
  • Зачем людям нужны правила?
  • Какие правила ты знаешь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста

Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №6», г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторНасибулина Эльвира АбдулахатовнаДолжность, ВоспитательКвалификационная категорияНетНазвание работыФормирование ре...

Консультация для педагогов: «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста»

В старшем  дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию именно графических навыков. Использование описанных рекомендаций при организации данной работы позволит детям сделать з...

Памятка «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель: Создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях.Задачи:• формировать и совершенствовать мелкую моторику п...

Консультация для педагогов: "Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста"

Формирование графических навыков в дошкольном возрасте – одна из важных задач подготовки к школе....

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста******************************************Не хвалите детей.Дети должны научиться делать это сами.В пункте 3.2.5 ФГОС дошкольного образования о...