Памятка «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
статья по логопедии (старшая группа)

Михейкина Диляра Ильдусовна

Цель: Создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях.

Задачи:

• формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные ручные умения и навыки;

• развивать координации крупных движений и умение владеть своим телом;

• формировать зрительно – моторные координации; пространственные ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве;

• развивать чувство ритма и темпа;

• развивать мышление, внимание, память;

• формировать навыки учебной деятельности.

Условия решения проблемы:

В детском саду:

  • Создавать условия для развития мелкой моторики; зрительного контроля и восприятия; ритма; пространственных представлений через специально организованную деятельность, предметно – пространственную развивающую среду.

В семье:

  • Развивать мелкую моторику через игровые упражнения, продуктивную деятельность, бытовой труд.

Мероприятия, направленные на развитие графомоторных навыков:

- мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей;

- деятельность, направленная на развитие ритма и темпа;

- пальчиковые игры;

- игры на развитие тактильных ощущений;

- упражнения для тренировки зрительного восприятия;

- игры для развития координации движений.

Специальный комплекс упражнений для развития мелкой мускулатуры пальцев рук:

  • Противопоставление пальцев.
  • Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.
  • Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.
  • Отведение - приведение пальцев.
  • Сжимание ластика разными пальцами.
  • Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.
  • Перекладывание мячей разного диаметра.
  • Надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой.
  • Перекатывание в пальцах карандаша.
  • Передача пальцами теннисного шарика

Критериями успешного формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста можно считать умения:

  • управлять своими руками и пальцами (поднимать, соединять, вытягивать вперед, удерживать вытянутые напряженные пальцы рук под счет);
  • менять напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление;
  • показывать содружество обеих рук в работе (пользоваться ножницами, обрывать край листа бумаги по прямой линии);
  • узнавать на ощупь знакомые предметы, определять их форму, качество;
  • правильно удерживать карандаш в руке, соблюдая верное положение щепоти руки;
  • рисовать прямые горизонтальные и вертикальные, округлые линии;
  • различать правую и левую руку, обозначать словами положение предмета относительно себя в пространстве и на листе бумаги; двигаться в заданных направлениях;
  • согласовывать движения руки с ритмом, задаваемым голосом в считалках.

Каталог игр и дидактического материала для развития ручной умелости

• Мозаика

• Конструктор

• Пазлы

• Шнуровки

• «Собери бусы»

• Волчки

• «Сухой бассейн»

• Трафареты

• Копирки

• Медиаторы

• Книжки - раскраски

• «Выложи картинку» - из пуговиц, крупы, палочек, цветных камешков

• Пластилин

• Солёное тесто

• Бисер

• Грецкие орехи, массажные шарики (для самомассажа рук)

• «Нарисуй картинку» - на поверхности, посыпанной манной крупой

• Пальчиковый театр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_formirovanie_grafomotornyh_navykov.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

«Формирование графомоторных навыков

у детей дошкольного возраста»

Цель: Создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях.

Задачи:

• формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные ручные умения и навыки;

• развивать координации крупных движений и умение владеть своим телом;

• формировать зрительно – моторные координации; пространственные ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве;

• развивать чувство ритма и темпа;

• развивать мышление, внимание, память;

• формировать навыки учебной деятельности.

Условия решения проблемы:

В детском саду:

  • Создавать условия для развития мелкой моторики; зрительного контроля и восприятия; ритма; пространственных представлений через специально организованную деятельность, предметно – пространственную развивающую среду.

В семье:

  • Развивать мелкую моторику через игровые упражнения, продуктивную деятельность, бытовой труд.

Мероприятия, направленные на развитие графомоторных навыков:

- мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей;

- деятельность, направленная на развитие ритма и темпа;

- пальчиковые игры;

- игры на развитие тактильных ощущений;

- упражнения для тренировки зрительного восприятия;

- игры для развития координации движений.

Специальный комплекс упражнений для развития мелкой мускулатуры пальцев рук:

  • Противопоставление пальцев.
  • Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.
  • Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.
  • Отведение - приведение пальцев.
  • Сжимание ластика разными пальцами.
  • Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.
  • Перекладывание мячей разного диаметра.
  • Надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой.
  • Перекатывание в пальцах карандаша.
  • Передача пальцами теннисного шарика

Критериями успешного формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста можно считать умения:

  • управлять своими руками и пальцами (поднимать, соединять, вытягивать вперед, удерживать вытянутые напряженные пальцы рук под счет);
  • менять напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление;
  • показывать содружество обеих рук в работе (пользоваться ножницами, обрывать край листа бумаги по прямой линии);
  • узнавать на ощупь знакомые предметы, определять их форму, качество;
  • правильно удерживать карандаш в руке, соблюдая верное положение щепоти руки;
  • рисовать прямые горизонтальные и вертикальные, округлые линии;
  • различать правую и левую руку, обозначать словами положение предмета относительно себя в пространстве и на листе бумаги; двигаться в заданных направлениях;
  • согласовывать движения руки с ритмом, задаваемым голосом в считалках.

Каталог игр и дидактического материала для развития ручной умелости

• Мозаика

• Конструктор

• Пазлы

• Шнуровки

• «Собери бусы»

• Волчки

• «Сухой бассейн»

• Трафареты

• Копирки

• Медиаторы

• Книжки - раскраски

• «Выложи картинку» - из пуговиц, крупы, палочек, цветных камешков

• Пластилин

• Солёное тесто

• Бисер

• Грецкие орехи, массажные шарики (для самомассажа рук)

• «Нарисуй картинку» - на поверхности, посыпанной манной крупой

• Пальчиковый театр

Упражнения для развития графомоторных навыков

Упражнение 1. “Пирамидка”.

Инструкция: Необходимо нанизать на основание пирамидки её детали последовательно. Выполняется на время (в зависимости от набора пирамидки варьируется время – 1-3 мин.)

Упражнение 2. “Найди отличия”

Инструкция: Найди отличия между двумя картинками (начать можно с 5-6 отличий и обязательно с предметных картинок, а далее усложнять до 15 отличий уже на сюжетных).

Упражнение 3. “Дорисуй картинку”.

Инструкция: Дорисуй недостающие детали предметам, изображённым на картинках (например: чайник без носика, собака без хвоста и т. д.).

Упражнение 4. “Волшебный мешочек”.

Инструкция: Необходимо опустить руку в льняной мешочек и на ощупь угадать, какой предмет ты вытянул (начинать со знакомых предметов, более-менее крупных) .

Упражнение 5. “Узнай картинку”

Инструкция: Посмотри, пожалуйста, на картинку. Попробуй соединить точки линиями и тогда узнаешь что на ней изображено.

Упражнение 6. “Перцептивное моделирование”.

Инструкция: Попробуй зрительно (глазами) воссоздать предмет на картинке. Для этого нужно выбрать все необходимые детали, лишние не брать (например: части различных животных – голова, хобот, уши, усы и другие, но получиться должно только одно животное).

Упражнение 7. “Рисование в воздухе”.

Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, в воздухе какой-либо предмет

(дом, цветок, автомобиль и т. д.).

Упражнение 8. “Загадка”

Инструкция: Предлагается расшифровать загадку в получившейся путанице и отгадать её.

Упражнение 9. “Дорисуй картинку и раскрась”.

Инструкция: Посмотри на левую половину картинки, а теперь правую нарисуй такую же, чтобы вместе они представляли собой одно целое изображение. Раскрась его.

Упражнение 10. “Узнай предметы по их теневому силуэту”.

Инструкция: Здесь изображены парные и лишние теневые изображения предметов. Необходимо составить пары и определить, что лишнее.

Упражнение 11. “Корректурная проба”

Инструкция: Здесь даны ряды, на которых изображены различные фигуры. Необходимо по инструкции находить заданное и вычёркивать (при этом задаётся время выполнения).

Упражнение 12. “Обведи по точкам картинки”.

Инструкция: Предлагается обвести точечный контур предметов, изображённых на картинке (от крупных к более мелким).

Упражнение 13. “Разрезные картинки”.

Инструкция: Необходимо составить целую картинку из разрезанных частей (начинать с предметных, а затем усложнять сюжетными).

Упражнение 14. “Путаница”.

Инструкция: Предлагается распутать узелок из ниток, изображённый на картинке. Для этого нужно зрительно проследить, где начинается нить, куда ведёт и где заканчивается её путь.

Упражнение 15. “Дополни до целого”

Инструкция: Даны геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). За чертой их части, но не все они составляют целое. Необходимо найти только те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру.

Упражнение 16. “Проведи линии по точкам” Инструкция: Проведи, пожалуйста, плавные линии по точкам от животного до того места, куда он направляется.

Упражнение 17. “Плавные дорожки”

Инструкция: Проведи карандашом линию внутри дорожки. Постарайся не выходить за её границы.

Упражнение 18. “Заплатка”.

Инструкция: Необходимо на коврике, где образовалась дырка сделать заплатку. Из предложенных вариантов выбрать только одну (по типу матриц Дж. Равенна).

Упражнение 19. “Разрезные картинки"

Тест для определения ведущей руки ребенка

Опросник:

1. Какой рукой ты берешь кубики, когда складываешь башню (собираешь пирамидку?

2. В какой руке держишь ложку во время еды?

3. Какой рукой размешиваешь сахар в чае?

4. Какой рукой держишь зубную щетку?

5. Какой рукой причесываешься?

6. Какой рукой рисуешь?

7. Какой рукой режешь ножницами?

8. Какой рукой пишешь?

9. Какой рукой пользуешься ластиком?

10. Какой рукой бросаешь камень, мяч?

11. Какой рукой раздаешь карты?

12. Какой рукой бьешь молотком?

13. Какой рукой держишь ракетку, играя в теннис, бадминтон?

Задавая вопрос, экспериментатор каждый раз просит ребенка продемонстрировать манеру исполнения. Затем высчитывается коэффициент латерального предпочтения

Клп по формуле:

КЛП = (П-Л) х 100%, (1)

(П+Л)

где: П - правая (рука, глаз и т. д.) ;

Л - левая.

Результаты от -10 до +10 оцениваются как амбилатеральность;

Меньше -10 - как левостороннее предпочтение (соответственно доминантность в данной сфере правого полушария) ;

Больше +10 - как правостороннее (доминантность левого полушария) .

Список литературы:

1. Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Т. Ц. «Учитель», г. Воронеж, 2006.

2. Безруких М. М. Обучение письму. М: Просвещение, 1997.

3. Гризик Т. И. Развитие речи детей 4-5 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2004.

4. Микляева Н. В. Методические условия обучения детей грамоте. М. : Айрис-пресс, 2007.

5. Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. Волгоград: Учитель, 2009.

6. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. – СПб : Детство – Пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...

Рекомендации по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

В статье содержаться рекомендации по выполнению заданий, направленных на формирование графомотрных навыков у детей дошкольного возраста....

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыкову детей дошкольного возраста...

Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе

Родительское собрание в начале учебного года в подготовительной группе...

Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Наилучшее   время   для формирования   графомоторных навыков – это дошкольный период.  Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навы...

Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.  Навыки мелкой  моторики и графические навыки  формируются  в контексте общего развития ребенка, включая подви...