Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.
материал (подготовительная группа)

Матвеева Наталия Филипповна

Наилучшее   время   для формирования   графомоторных навыков – это дошкольный период.  Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая.

Графомоторные навыки включают в себя:
• формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
• развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);
• обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Наилучшее   время   для формирования   графомоторных навыков – это дошкольный период.  Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая.

Графомоторные навыки включают в себя:
• формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
• развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);
• обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).
Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.  Работа по формированию графомоторных умений и навыков должна начинаться задолго до поступления в школу по следующим направлениям:

I.Формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук – развитие мелкой моторики; Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика развивается у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода:
5, 5- 6, 5 мес. – начинает брать предметы,
6, 5-7, 5 мес. вращение кистью с игрушками.
К 11мес. совершенствование кистевого и пальцевого праксиса.
1г-1, 5г. – попытки рисовать «как попало».
1, 5 – 2г – появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия.
В 3г. появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу).
3-4г. – режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки).

В 5-6лет появляется способность обводить клетки.
6-7лет – готовность к навыкам письма.
Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, импульсы поступают и в речевые центры, что и активизирует речь.
2. Развитие динамического праксиса - способность ребенка правильно и быстро изменять положение кисти руки по заданному образцу.
На данном этапе детям предлагаются динамические упражнения с включением обеих рук: «Дерево», «Птичка», «Очки», «Флажок», «Лодка –Пароход», «Стул», «Стол», «Грабли», «Цепочка», «Скворечник», «Шарик», «Корзинка», «Колокольчик».
• Для формирования ритмической организации движений «Рассказывать руками» стихи, истории. Играть в теневой театр, кукольный театр с использованием перчаток, самодельные куклы).
3. Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук (отработка силы пальцев кистей рук, координация движений… )
Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»).
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Самомассаж рук (массаж с использованием карандашей, су-джок- тренажеров, шариков, орехов и т.д.)
Продуктивная деятельность детей.
• вырезать из бумаги;
• лепить из пластилина, теста, песка…
• нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
• застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
• собирать мозаики и конструкторы;
• обводить, рисовать, раскрашивать…;
• копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.
II. Формирование зрительно-пространственной ориентировки; (ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги).
• ориентировка в собственном теле (выделяет и называет правую руку, левую и другие парные части тела);
• ориентировку в окружающем пространстве
(а) определение “точки стояния”, т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: “Я нахожусь справа от дома” и т. п.;
б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: “Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня”;
в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч”;
• обучение ориентировке на листе бумаги (упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия: формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки, графические диктанты.
• уточнение пространственного расположения фигур и букв.
III. Формирование зрительно-двигательной координации.
Зрительно - двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Рассмотрим возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации, которые способствуют формированию графомоторных навыков.
С 1 до 2-х лет.
• малыш может держать два предмета в одной руке;
• держит карандаш в руке и чертит им;
• умеет переворачивать страницы книг;
• из кубиков строит башни;
• складывает пирамидку;
От 2 до 3 лет.
• ребенок открывает коробку (ящик), опрокидывает его содержимое;
• играет с песком, крупами, тестом и глиной;
• открывает крышки, откручивает и закручивает;
• рисует пальцем при помощи пальчиковых красок;
• нанизывает бусы;
• правильно держит карандаш;
• копирует формы несколькими чертами;
• строит из кубиков.
От 3 до 6 лет.
• малыш рисует цветными мелками, карандашами, красками;
• складывает бумагу (умеет складывать простые оригами);
• лепит из пластилина и теста разные фигуры;
• шнурует ботинки;
• определяет предметы в мешке на ощупь.
Именно эти умения подготавливают руку и глаза ребенка к процессу письма, т.е. развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.
Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, поэтому также необходимы систематические упражнения:

- Штриховки. На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам, конструирование по чертежам, выкладывание узоров по в образцу,
- Дорисовки. На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий.

- Рисование. Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению, т.е. самостоятельное рисование «Домик», «Цветок», «Солнышко», «Елочка»

- Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: умения самостоятельно завязывать шнурки, застегиваться, пользоваться столовыми приборами и т.д. Важно и участие ребенка в обслуживающем труде: уборке помещения, сервировке стола и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.
Кроме того, успешность работы по подготовке руки ребенка к письму зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии педагогов и родителей.

Работа по формированию этого навыка в семье также должна проводиться систематически. Все значимые для подготовки руки к письму умения можно сформировать, если ребенок будет активно заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием, именно поэтому педагоги рекомендуют родителям своих воспитанников иметь в каждом доме уголок, где дошкольник сможет ежедневно заниматься изобразительной деятельностью, где будут в наличии все необходимые для детского творчества материалы. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, родителям также рекомендуют проводить с детьми занимательные игры и специальные упражнения, позволяющие каждому ребенку постепенно, без перегрузки, подготовиться к этому роду деятельности в школе.

Список используемой литературы:

1. М.М.Безруких; Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. - М.: Академия, 2001.

2. Т.С. Голубина; Чему научит клеточка. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004.

3.Волшебные рисунки: Графомоторные упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на совершенствование техники рисования и письма. - Спб. КАРО, 2004.

4.Г.М.Зегебарт, О.С.Ильичёва; Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. - М.: Генезис, 2010.

5. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов /, - Ярославль: Академия развития, 1997.

6. Е.М. Рахманова диктанты для дошкольников: метод. пособие для педагогов и родителей - М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

7. Е.Хилтунен письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. - М.: Генезис, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...

Рекомендации по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

В статье содержаться рекомендации по выполнению заданий, направленных на формирование графомотрных навыков у детей дошкольного возраста....

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыкову детей дошкольного возраста...

Памятка «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель: Создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях.Задачи:• формировать и совершенствовать мелкую моторику п...

Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе

Родительское собрание в начале учебного года в подготовительной группе...

Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.  Навыки мелкой  моторики и графические навыки  формируются  в контексте общего развития ребенка, включая подви...