Памятка «Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста при использовании ТЭС «Ежедневный рефлексивный круг» Н.П. Гришаевой»
консультация

Эта памятка о видах РК, структуре, правилах проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_pedagogov.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ                               «Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста при использовании ТЭС  «Ежедневный рефлексивный круг» Н.П. Гришаевой»

Рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности.

«Ежедневный рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей.

Цель: развитие связной речи детей, раскрытие «я» ребенка (познание себя, своих мыслей, собственных действий и состояний).

Задачи:

  1. сплотить детский коллектив;
  2. развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;
  3. формировать умение слушать и понимать друг друга, решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи;
  4. учить обсуждать планы на день (в дальнейшем на неделю, месяц);
  5. привлечение родителей к жизни детей в ДОУ.

Виды рефлексивных кругов:

  • ЛИЧНОСТНЫЕ (познание ребенком самого себя, своих мыслей, чувств, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых, развитие речи как средства общения)
  • СОБЫТИЙНЫЕ (осмысление собственных действий и состояний)
  • ТВОРЧЕСКИЕ (развитие творческого потенциала (дети учатся сочинять, фантазировать), релаксация, рассказы по воображению и др.)
  • ПОНЯТИЙНЫЕ (осмысленное понимание и восприятия духовной действительности человека, формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи)

Рефлексивный круг может проводиться:

  1.  по плану
  2.  по итогам свободной работы
  3.  без плана, когда в течение дня неожиданно появляется необходимость обсудить какое-то событие или жизненную ситуацию.

Большинство дошкольников испытывают трудности, на первых порах внедрения этой технологии:

  • не умеют выражать свои мысли и чувства словами;
  • не всегда понимают вопросы и задания;
  • не умеют выслушивать мнения других ребят, перебивают друг друга, выкрикивают;
  • боятся высказывать свое мнение, думают, что над ними посмеются, испытывают страх «неправильного» ответа.

Постепенно они привыкают видеть доброжелательность, терпеливость, прислушиваются к тому, о чем рассказывают другие, не боятся говорить о себе. Речь становится эмоциональной, а запас слов разнообразнее.

Правила на ЕРК создаются совместно педагогом и детьми (Правила вывешиваются на стенд или стены в виде картинок)

ПРАВИЛА проведения ЕРК:

  1. РК проводится КАЖДЫЙ ДЕНЬ в удобное время (утро/день/вечер)
  2. РК начинается с речёвки (приветствия)
  3. Время проведения: младшие группы-5-10 минут,

                                  старшие группы-10-20 минут.

  1. Необходимо соблюдать атрибутику и традиционность проведения РК (приглушенный электрический свет, спокойная музыка, свеча (электрическая), мягкий предмет-талисман, который дети передают по кругу, место проведения РК (ковер, подушки и др.)
  2. В младших группах начинать РК с детей, которые могут что-либо сказать самостоятельно. Для привлечения внимания детей надевать на руку куклу и говорить от ее лица.
  3. Обсуждать проблемы без перехода на личности детей, чтобы каждый ребенок чувствовал свою защищенность.
  4. !!! Нельзя ОЦЕНИВАТЬ высказывания детей!!!  Стараться комментировать каждое их высказывание, развивая суждения дальше.
  5. Каждый РК заканчивается технологией развивающего общения «К родителям через детей», по которой дети должны дома задавать вопросы своим родителям по теме прошедшего РК.

ПРАВИЛА проведения РК для детей:

  1. Правило поднятой руки.
  2. Говорить по одному или тому, у кого в руках предмет.
  3. Отвечать на вопрос, который задан.
  4. Не повторять то, что кто-то уже сказал.
  5. Если не хочешь, можешь не говорить.
  6. Не уходить из «круга», пока он не закончится.

Пример структуры утреннего ЕРК:

  • Позывные для утреннего круга (звуковые сигналы, песня, сюрпризный момент, …)
  • Организация круга (п/и «Поезд», размещение на своей подушке, …)
  • Приветствие (речевка, клубок, игрушка-талисман, …)
  • Обсуждение эмоционального состояния детей.
  • Обсуждение планов на день.
  • Обмен новостями и информацией о прошедших и предстоящих событиях.
  • Выявление детских интересов.
  • Обсуждение проблемных ситуаций.

Пример вопросов на экстренном «ЕРК» (сразу после какого-то происшествия)

  1. Что случилось?
  2. Почему так произошло?
  3. Как решить ситуацию?
  4. Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие-нет и почему?
  5. Как поступить с тем, кто нарушает правила?
  6. Зачем людям нужны правила?
  7. Какие правила ты знаешь?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста

Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №6», г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторНасибулина Эльвира АбдулахатовнаДолжность, ВоспитательКвалификационная категорияНетНазвание работыФормирование ре...

Мастер-класс для родителей «Использование нетрадиционных пальчиковых игр для формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста»

Представляю вашему вниманию нетрадиционные пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшег...

Памятка «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель: Создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях.Задачи:• формировать и совершенствовать мелкую моторику п...

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста******************************************Не хвалите детей.Дети должны научиться делать это сами.В пункте 3.2.5 ФГОС дошкольного образования о...

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста «Ежедневный рефлексивный круг» Н.П. Гришаевой»

Памятка для педагогов "Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста ;Ежедневный рефлексивный круг" Н.П. Гришаевой;....

"Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредствам использования речевых игр"

Мастер - класс для педагогов. Использование нетрадиционных методов при обучении коммуникативным навыкам....