Мастер-класс для родителей «Использование нетрадиционных пальчиковых игр для формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии по теме

Маркина Инна Петровна

Представляю вашему вниманию нетрадиционные пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическое обследование воспитанников детского сада. Подготовила: учитель-логопед I кв. категории МДОУ «Детский сад №36 комбинированного вида» Маркина И.П.

Слайд 2

Речевая деятельность Фонетика Лексика Грамматика Фонематические процессы Семантика

Слайд 3

Принципы анализа речевых нарушений Принцип развития Принцип оценки коммуникативного поведения в процессе общения Принцип системного подхода Принцип связи речи с другими сторонами психического развития

Слайд 4

Классификация речевых нарушений по Р.Е. Левиной Клинико-педагогическая Психолого-педагогическая Нарушения в применении средств общения Нарушения устной речи Нарушения письменной речи Нарушение средств общения Дисфония Брадилалия Тахилалия Заикание Дислалия Ринолалия Дизартрия Алалия Афазия ФФН ОНР Заикание Нарушение продуктив-ного вида Нарушение рецептивной письменной деятельности Нарушение структурно-семантичес-кого оформления Нарушение фонацион-ного оформления Дисграфия Дислексия

Слайд 5

Этапы диагностики 1 этап Ориентировочный 2 этап Дифференцировочный 3 этап Заключительный

Слайд 6

Логопедическое обследование Психолого-педагогическое обследование Диагностика детей дошкольного возраста 1. Связная речь 2. Словарь 3. Грамматический строй 4. Звукопроизношение 5. Фонематические процессы 6. Мелкая моторика 7. Артикуляционная моторика 1. Интеллектуальное развитие 2. Эмоционально-личностное развитие

Слайд 7

Диагностические методы Беседы с детьми (индивидуальные и групповые ) Специальные задания диагностического характера Наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности Изучение медико-педагогической документации и продуктов деятельности ребенка Беседы с педагогами ДОУ и родителями

Слайд 8

Формы работы Индивидуальная Групповая

Слайд 9

Логопедическая и психолого- педагогическая диагностика в дошкольном учреждении Ежегодное обследование воспитанников I и II младшей общеразвивающих групп ДОУ, определение уровня речевого развития и направление при необходимости нуждающихся воспитанников на городскую ПМПК. Ежегодное обследование воспитанников логопедической группы ДОУ в начале и в конце учебного года, определение уровня речевого развития речи к концу учебного года. Ежегодное обследование воспитанников старших, подготовительных общеразвива-ющих групп ДОУ в конце учебного года и определение уровня речевого развития.

Слайд 10

Педагогическое обследование Цель : выявление детей, нуждающихся в коррекционно-речевой помощи и направлении на городскую ПМПК

Слайд 11

Протокол педагогического обследования

Слайд 12

Схема педагогического обследования Фамилия, имя ребенка Дата рождения Дата обследования 1. Уровень представлений ребенка Цель: установления контакта с ребенком, выявление общего кругозора и возможности связного высказывания. Метод : беседа

Слайд 13

2. Интеллектуальное развитие Цель: проверка уровня развития психических процессов ребенка: восприятия, мышления, памяти. Метод: специальные задания диагностического характера

Слайд 14

3. Речевое развитие Цель : выявление уровня развития всех сторон речи. Методы : беседа, специальные задания диагностического характера. . Исследование состояния звукопроизношения Исследование грамматического строя речи Исследование предикативного словаря Исследование фонематического восприятия Исследование слоговой структуры слова Исследование связной речи

Слайд 15

4. Мелкая и артикуляционная моторика Цель: выявление состояния пальчиковой и артикуляционной моторики. Методы : изучение продуктов деятельности, наблюдение, специальные задания диагностического характера. 5. Заключение логопеда

Слайд 16

Заседание МПк ДОУ Направление на городскую ПМПК Обследование специалистами МПк ДОУ

Слайд 17

МПк детского сада Поликлиника ПМПК

Слайд 18

Методический и диагностический материалы

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 комбинированного вида»

Педагогический проект

по познавательно-речевому  развитию старших дошкольников в процессе формирования навыков толерантного общения средствами театрализации

                                                                      Автор-разработчик:

                                                                                учитель-логопед

                                                                                I кв. категории

                                                                                          Маркина Инна Петровна

                                                                           

Саранск  2012

«Люди на свет рождаются разными:

Не похожими, разнообразными,

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать».

С 2007 года в нашем детском саду реализуется инновационный педагогический проект по теме: «Проектная деятельность педагогического коллектива в процессе формирования толерантного поведения детей дошкольного возраста в условиях поликультурного окружения».

         Представленный педагогический проект разработан в рамках инновационной проектной деятельности ДОУ и  высокой практической значимости проблемы для воспитательного процесса.

Вид проекта:

долговременный (двухгодичный), развивающий, познавательный, групповой.

Участники проекта:

дети логопедической группы, родители, учитель-логопед, воспитатели.

Актуальность

Одна из основных задач современного образования – воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, уважения основных жизненных ценностей других народов, взаимопонимания, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений. Особо актуальна данная проблема для России, многонациональной страны, на территории которой проживает огромное количество людей разных вероисповеданий, наций и культур.

 Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сензитивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, проблема формирования толерантности дошкольников разработана недостаточно.

Формирование навыков толерантного общения средствами театрализации рассматривается как пространство для толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы театрализованной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал и  речевые способности.

Цель:

 создание условий, при которых толерантность у ребенка проявляется как естественное качество его личности, а не формирование самосознания у детей с помощью насаждения взглядов взрослых.

Задачи:

1.Организация системы работы по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, других народов РФ.

2.Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с другими.

         3. Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста через  использование различных методов и форм работы.

         4.Формирование адекватной оценки к жизненным ситуациям и поступкам людей.

5.Воспитание положительных качеств личности.

6.Развитие диалогической  и монологической форм речи.

Направления  работы:

- поиск оптимальных условий, средств развития и воспитания толерантности  при использовании средств театрализации  для детей с ОНР;

-  создание системы работы по познавательно-речевому развитию  старших дошкольников в процессе формирования навыков толерантного общения средствами театрализации на занятиях и  в свободной деятельности;

- подборка и систематизация речевого и дидактического   материала;

- систематизация  эффективных форм обучения и воспитания,  поиск  новых  средств работы  с детьми имеющих ОНР.

 Гипотеза

Если система  данной  работы будет реализовываться поэтапно и  системно в течение всего компенсирующего периода обучения, то это будет способствовать формированию толерантного общения и поведения между детьми.

Образовательные области:

  • развитие речи
  •  социализация
  •  изобразительная деятельность
  •  музыка, познание
  • чтение художественной литературы
  •  здоровье

Ресурсное обеспечение проекта:

        групповое помещение, кабинет учителя-логопеда.

Формы реализации проекта

  • Игры-занятия, созданные на материалах сказок и рассказов, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в  ситуациях

Алгоритм работы над сказкой (рассказом):

-знакомство с персонажами;

-знакомство с главным объектом (героем);

-рассказывание  с акцентом на эмоциональное состояние;

-рассказывание с акцентом на причинно-следственные связи;

-анализ сказки;

-стимулирование детских «подсказок» (повторное рассказывание педагогом);

-совместное рассказывание: педагог и ребенок.

  • Сочинение сказок и историй самими детьми

Алгоритм работы над сочинением сказок и историй:

- придумывание  историй  по предметно-схематической модели;

- схемы, не напоминающие ни одну из сказок;

- использование приёма “перевирание сказки”;

- “Коллаж из сказок”

- сочинение  сказки о необычном существе.

Этапы реализации проекта

Содержание работы

     Прогнозируемый    

            результат

       Сроки выполнения

  1. Организационный

1.Оформление пакета

документов по проекту.

2.Составление

тематического плана работы.

3.Подборка рассказов и сказок.

Подготовка к последующей деятельности с детьми.

       

      Сентябрь

2. Диагностический

Проведение первичного диагностического исследования.

Выявление уровня развития коммуникативных, поведенческих навыков и фантазии.

     

      Сентябрь

3. Основной

Реализация проекта по тематическому плану работы.

Формирование толерантного общения между детьми.

Каждая четвертая неделя месяца с сентября по май

4. Заключительный

1. Результаты контрольно-диагностического исследования

2. Проведение итогов проектной деятельности.

Проведение мониторинга результатов реализации  проекта. Самоанализ педагога.

           

            Май

Модель реализации проектной  деятельности

Направление работы

Содержание деятельности

1 БЛОК

Работа с детьми

1. Игры-занятия, созданные на материалах рассказов и  сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия людей.

2. Сочинение сказок и историй самими детьми.

3.Диагностика с целью отслеживания результативности реализуемого проекта.

2 БЛОК

Сотрудничество с  родителями

1. Помощь в подборке материала.

2.Совместные занятия-игры детей и родителей.

3 БЛОК

Работа с педагогами

1.Выступление на педагогических советах, семинарах-практикумах.

2. Консультации для педагогов.

3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками).

4. Взаимопосещения.

5. Открытые занятия для педагогов ДОУ.

3 БЛОК

Методическое сопровождение

1.Подборка рассказов и сказок.

2.Тематический  план работы.

3. Консультационный материал для педагогов и родителей.

Диагностика

 

п\п

Фамилия, имя

ребенка

Творческое участие

Вхождение в образ

Решение проблемных ситуаций

Отношение и моральная оценка действий героев

Итого

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1.

2.

3.

 формирования навыков толерантного общения средствами театрализации

Тематический план работы

Старшая группа

Подготовительная группа

Месяц

Игра-занятие

«Моя семья».

Игра-занятие

«Моя страна».

Сентябрь

Игра-занятие

 «Будем делать хорошо и не будем плохо».

Сочинение истории

«Лечим словом».

Октябрь

Театрализация

русской народной сказки

“Лисичка со скалочкой”.

Акция

«Мы такие разные».

Ноябрь

Игра-занятие

"Надо так давать, чтобы можно было взять".

Театрализация

татарской народной сказки «Три сестры».

Декабрь

Игра-занятие

«Мои друзья».

Книжка-малышка

«Дружат дети на планете».

Январь

Книжка-малышка

"Добро творить - себя веселить".

Игра-занятие

"Ленивые руки чужие труды любят».

Февраль

Просмотр фильма

"Давайте дружить".

Просмотр фильма

 "Поступки бывают

разные".

Март

Театрализация

чувашской народной сказки «Мышка Вострохвостик».

Игра-занятие

 «Ты не прав».

Апрель

Игра-занятие

«Мой город».

Игра-занятие

«Планета людей».

Май

Результат работы

1. Распространение опыта работы.

2. Публикации.

3. Оформление  творческого пакета и презентации.

4. Консультирование педагогов.

5. Участие в  городских мероприятиях.



Предварительный просмотр:

Маркина И.П.,  учитель-логопед I кв. категории,

                                                                  МДОУ «Детский сад №36 комбинированного вида»

Выступление на общем родительском собрании

«Рекомендации для родителей по развитию речи детей  младшего дошкольного возраста»

Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).
• Не «сюсюкайтесь» с малышом, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.
• Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5-и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.
• Поощряйте стремление задавать вопросы.
• Поощряйте любопытство и воображение.
• Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.
• Читайте ребенку каждый день.
• Развивайте руки, мелкую моторику с раннего возраста (лепка, рисование, нанизывание, вырезание, т.д.) - учеными доказано, что на кончиках пальцев малыша заложена основа речевого развития. 
• Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия. 
• У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений (но не слишком много).
• Поощряйте общение и игры с другими детьми.
• Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами.
• Играйте вместе с ребенком, если он просит.
• Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они должны всегда выполняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение пальчиковых игр в формирование речи у детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр в  формирование речи у детей дошкольного возраста(реферат)...

Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в рамках ФГОС при формировании ритмической деятельности детей дошкольного возраста»

Мастер – класс«Использование современных образовательных технологий в рамках ФГОС при формировании ритмической деятельности детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения. Задачи мастер-класса:• обобщить и систематизировать знания педагогов...

Мастер класс для педагогов "Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста"

—Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного о...

Мастер-класс для родителей на тему: "Влияние пальчиковых игр на познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста\'.

Данный мастер-класс разработан с целью создания благоприятных условий по ознакомлению родителей с паль иковыми играми....

Мастер- класс для родителей на тему: «Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей, познакомить родителей с приемами и способами изображения....